Цитата сообщения gregoryh
Энгра очень заинтересовала необычной красоты женщина, которую звали мадам Муатесье. Для него она была скорее всего классическим идолом, ибо массивная мраморная красота этой женщины выражала такую величественную силу, которую античные мифы обязывали придавать женскому образу. Портрет пленяет чистотой и музыкальностью плавных линий, скульптурностью формы Мадам Муатесье позировала ему двенадцать лет.
"Знаете, на кого я похож? На человека, которого душит кошмар: он хочет бежать, но не может владеть своими ногами. Да, вот к чему меня приводят эти несчастные портреты! Наконец, вот последний сеанс с нашей милой красавицей: но теперь мне нужно сделать ее ожерелье, кольца, браслеты правой руки, мех на кресле, перчатки и носовой платок. Потом надо положить последние лессировки и последние мазки на этот портрет, который в течение целых семи лет так отягощал мою жизнь" - так писал Энгр в 1851 году, завершая работу над первым портретом Инес Муатесье. Хотя этот портрет, на котором мадам Муатесье изображена в рост, удовлетворил всех - и заказчицу, и зрителей (Энгр показал портрет в мастерской небольшому кругу избранной публики),-художник еще раз вернулся к образу. На этот раз мадам Муатесье представлена сидящей.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Этот брак придал сил живописцу, и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ, в том числе и «Портрет принцессы Альберт де Бройля», который был завершен в 1853 году. Свою манеру письма Энгр сформировал еще в начале своего творческого пути, и он сравнительно мало изменялся: соблюдение четкости контуров и теневой формы, также как и качество его портретов.
Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой. В 1848 Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ.
В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви (Афродита), пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера. Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.
В Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное и любовь земная, вожделение телесное.