Пустынки. Успенский Пустынский монастырь |
К северу от Мстиславля, на реке Ослянка (приток Сожа) находится православный Пустынский Успенский монастырь. Эта святыня находится в 8 километрах от Мстиславля, и в семи – от границы с Россией (Монастырщинский район Смоленской области). Дорога когда-то так и называлась – Монастырский тракт.
Пустынки — необычное место Мстиславщины. Название есть, а населенного пункта нет. А от деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Лишь древний Свято-Успенский мужской монастырь, монастырские корпуса которого образуют крест.
Подобным топонимом часто называли места православных монастырей – своя Пустынка есть у деревни Рублево в Новгородской области, а один из самых древних святых источников носит название Коренной Рождество-Богородичной пустыни и находится в пригороде Курска.. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.
История Пустынского Успенского монастыря, как зеркало отражает историю Мстиславской земли,
Мстиславские монастыри славились высокими звонницами, с которых, казалось, можно дотянуться до облаков чудо-колоколами, звон которых разносился на десятки километров, чудотворными иконами, святыми колодцами с целебной водой, излечивающей любые болезни. Древние монастыри, за свою многовековую историю неоднократно разрушались, но потом вновь возрождались.
История Пустынского Успенского монастыря была долгая и трагичная, и она начинается с княжения Лугвения-Симеона, внука Гедемина, сына Великого князя Литовского Ольгерда и Марии Витебской. Князь Лугвений-Симеон проявил глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь.
Между прочим, тот еще был Лугвений-Симеон оный княжичь.
Бог даровал Семёну-Лугвену долгую жизнь – он родился в 1350 году, а преставился в 1430-ом, – из них почти пятьдесят лет держал Мстиславль, защищал от немцев Псков и Великий Новгород, от шведов – Корелу, от татар – Киев, возил мстиславское войско на поле куликово, одержал победу.
Тринадцатилетним отроком участвовал в грандиозном сражении с татарами у Синих Вод, случившемся за семнадцать лет до Куликовской битвы – первом большом сражении, в котором татары были разгромлены наголову. Победа у Синих Вод отдала во власть Ольгерда Киевские земли, Подолию и Волынь.
Сам Семён-Лугвен вместе с отцом трижды ходил на Москву (добыв себе в результате невесту)))).
В 1386 году, воспользовавшись его отъездом на свадьбу брата – великого князя Литовского Ягайлы и польской королевны Ядвиги – князья Святослав Иванович Смоленский, Василий Иванович Вяземский и Андрей Ольгердович Полоцкий (ещё один родной братец) обложили Мстиславль. Однако взять не успели: вовремя обернувшийся Семён разгромил на берегу Вихры русское войско
В 1392 г. он возглавлял новгородскую дружину в битве со шведами на реке Неве.
В начале XV века на первый план встала борьба против тевтонских завоевателей, посягавших на славянские земли. 15 июля 1410 года у села Грюнвальд состоялась одна из величайших битв средневековья. В составе союзной армии особо отличились Мстиславский, Оршанский и Смоленский полки, возглавляемые Семеном-Лугвеном и его 16-летним сыном Юрием. Они сыграли решающую роль в битве, которая подорвала военно-политическое могущество Тевтонского ордена, остановила его агрессию на Восток.
Основание монастыря, наряду с легендой, непосредственным образом связано с дожившим до наших дней святым источником. В одном из уцелевших в церковных архивах изданий – «Краткий исторический очерк “Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901 году, о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном…».
Жизнь человеческая устроена так, что с победами и радостью идут рядом немощи, горести и утраты.
Легенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Его надеждой и опорой были молитвы. Только на милость Божию уповал удачливый полководец и слепнувший человек. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла от очей князя Божий свет, и стал он хмур и задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Когда князь проснулся, то он пошел в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к крынице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро исчез. На месте старца осталось дерево..
А в ветвях развесистой липы, что склонилась над прохладным источником, князю Симеону явилась икона Божьей Матери, от которой исходил чудный свет. Разумеется, чудесное исцеление и явление иконы Божьей Матери не остались без внимания властителя. В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь, которую назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона получила название Божией Матери Пустынной (Патриаршей), чтимый список с нее и сейчас находится в Свято-Покровской церкви.
Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.
Пустынский Успенский монастырь начинался с храма, выстроенного над источником в честь рождества Божьей Матери. После победы в Грюнвальдской битве Семен-Лугвен подарил Пустынь монахам, щедро одарил средствами на строительство монастыря.
Людская память, которая, как живая вода из крыницы, проистекает из мудрости поколений, сохранила отзвук-воспоминание о том, что первым игуменом монастыря стал старец, давший князю знание о роднике.
В XVI в. это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. При участии князей и старост мстиславских Пустынский монастырь играл значительную роль в развитии Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Обратимся к архивам, из которых следует, что в начале XVI века монастырю принадлежали «села Авдейково, Радионовка, Слобода, Рацуковская Пересадина, луга за Вихрой и Сожем, ловы рыбные, бобровые и звериные, двор и участок в Мстиславле, значительное количество крестьян и собственный суд над ними».
И хоть территория монастыря застраивалась новыми церквями, а монахи призывали к миролюбию, войны между Московией и Речью Посполитой затронули и это святое место. В 1563 году часть монахов в результате войн уничтожили, а остальные были вынуждены перебраться в безопасные места.
Какое-то время в монастыре не было насельников. В 1605 г. монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нём вообще не было насельников. До ХIХ в. все храмы монастыря были деревянными. В 1801 – 1808 гг. был построен каменный Успенский храм.
В 1839 г. монастырь был возвращён православным и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Его настоятель Ф.ЛЕВИНСКИЙ учредил православное братство и открыл церковно-приходскую школу.
В 1860 – 1893 гг. сформировался архитектурный ансамбль монастыря. Были построены каменные храмы Рождества Богородицы (1864 г.), Покровская (1865 г.). Внутри храма Рождества Богородицы под помостом находился святой источник. Была перестроена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ей придали крестообразную форму, ввысь вознёсся громадный купол с четырьмя меньшими куполами по сторонам; с трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас. На территории монастыря вплоть до его официального закрытия в 1918 г. находилась чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая». В конце ХIХ в была возведена многоярусная шатровая колокольня.
В стенах разрушенного людьми и временем Пустынского монастыря никаких рукописных свидетельств о прошлом не осталось. Они пропали вместе с церковной утварью в 1918 году, когда советская власть с неистовым упорством крушила пережитки старого, ненавистного мира и на его руинах строила новое, атеистическое общество. И 1918 год стал для монастыря у Пустынки роковым: большевики его закрыли, а чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая» исчезла без следа.. со всей монастырской утварью, книгами и документами..
После Октябрьской революции здание церковно-учительской школы послужило для размещения здесь Пустынской начальной школы. Здесь обучались дети из окрестных деревень, а с 1926 года и детдомовцы, проживавшие в кельях бывшего монастыря. Кстати, в 1918 году в Пустынской сельской школе трудился известный музыкант, классик белорусской музыки Николай Чуркин, чьё имя нынче носит Мстиславская детская музыкальная школа.
В 1943 г. немцы при отступлении варварски взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители.
До 1960 года здесь находился детский дом, а до 1970-го – школа.
Жизнь в «республике ШКИД» била ключом – говорят, детишки вскрыли подвалы церквей и по выбрасывали из саркофагов мощи монахов. Так и валялись кости и останки по окрестностям…
Много воды утекло из криницы за прошедшие столетия. Монастырь пережил славу и бесславие, расцвет и забвение. Несколько веков находился у униатов. Надо отдать должное, что Успенский собор был возведен униатским архиепископом Ираклием Лисовским в начале XIX столетия. Во второй половине этого же века в монастыре была построена высокая пятиярусная колокольня.
В наследие XXI веку на территории Пустыни остались руины Успенского собора, монастырского корпуса с церковью, колокольни, школы, часовни, двух хозяйственных строений и трех жилых домов.. На холме лишь возвышаются величественные руины, заросшие деревьями, – все, что осталось от двух некогда великолепных храмов.
Но пути-дороги в Пустынский Успенский монастырь люди прокладывали в самые лихие времена, и проторенные тропинки не зарастали летом травой, а зимой не утопали в снегу, потому что шли странники к святой крынице, к намоленным стенам.
Наступил другой день и другой час. В монастырь пришли люди. Для того, чтобы своими молитвами и трудами отстроить разрушенное. Работы по восстановлению монастыря были начаты в 2003 году, а 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.
В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы, на стене игуменского корпуса). Работать начали на месте в июне и для ночлега они тогда нашли более-менее пригодное место. А сегодня в этой комнате люди отдыхают душою и телом от трудов праведных. На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя.
Лик Христа – это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынки.
Как сказал епископ Могилевский и Мстиславский Софроний
- Чудо, Господь дает нам чудесные явления для укрепления веры. Например, снисхождение благодатного огня накануне Пасхи. Это тоже чудо.
Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря.
Со временем Спас Нерукотворный становился все четче. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно-голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха – иеродиакона Терентия – лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.
Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ.
По вертикали длина образа равна 17 см, по горизонтали – 11,2 см. При этом 27 см по горизонтали и 26,5 см вертикали соответственно составляет «обод», видимо также являющийся частью изображения. Расстояние от макушки до окончания правой половины лица вместе с волосами равняется 17 см, такое же расстояние, но в левой половине – 18,4 см. Размер носа равен 1,5 см, глаз – 2,5 см.
С того самого летнего дня и по сегодняшний день эта комната встречает паломников. Всех тех, кто надеется увидеть воочию чудо.
Процесс реставрации идет медленно – пока почти полностью восстановлена стройная белоснежная звонница высотой 60 метров (в первоначальном варианте ее высота составляла 74 метра, на которой установлено 6 колоколов – один большой и пять маленьких. Кстати, в восстановленную звонницу большой колокол подарил предприниматель с Магнитогорска..
Была также восстановлена надкладезная Свято-Покровская церковь. Здесь хранится список знаменитой иконы Божией Матери пустынной (Патриаршей).
Возрождается в монастыре и монашеская жизнь.
Говорят, раньше к Свято-Успенский монастырю шел подземный ход от стен Мстиславской церкви Св. Александра Невского. Строители, принимающие участие в реконструкции монастырского комплекса, подтверждают наличие подземного хода. «Трудно говорить о его протяженности, так как он засыпан. А о размерах свидетельствует сохранившаяся небольшая часть на территории монастыря — более чем двухметровый по высоте кирпичный туннель позволяет беспрепятственно перемещаться всаднику на коне. Удалось рассмотреть и боковые со следами сильного закопчения ниши для факелов»..
Дорога ведет на самую вершину холма, а затем круто спускается вниз, к небольшому храму Рождества Богородицы и крынице с чудотворной водой, вода из которого считается целебной.
Люди, приезжающие сюда из Украины, России и различных уголков Беларуси, утверждают, что вода эта лечит. Особенно помогает она при потере зрения.
Если будете в этих краях — обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, — жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу — зараз тут руiны». (Люди, время и природа сделали свое дело – теперь здесь руины)
Величава пятиярусная колокольня, увенчанная уже крестом. Нет ей никакого дела до земной суеты сует. Пустынки поражают величественностью построек и, хотя они и были разрушены взрывами еще в 50-е годы – воображение все равно достраивает монументальные творения, наполняя теплом в душе.
Время в Пустынках замирает не только на часах – кажется, что его там вообще нет. Даже облака не плывут по небу – они неподвижны. Будь то кто-то плеснул на небосвод краской, и она застыла, намертво прилипнув к необыкновенной сфере над нашими головами.
Если вас зовет дорога, то не откладывайте на завтра, которого может не быть, то, что можно сделать сегодня. Ибо «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Жан Жака Руссо).
Серия сообщений "Монастыри Европы":
Часть 1 - 10 удивительных христианских монастырей
Часть 2 - «Vaticano. Roma.»
...
Часть 20 - Минск. Свято-Елизаветинский женский монастырь
Часть 21 - Могилев. Никольский монастырь
Часть 22 - Пустынки. Успенский Пустынский монастырь
Часть 23 - Соборы и храмы Львова
Часть 24 - СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |