Цитата сообщения gregoryh
30 декабря 1833 года Александр Пушкин был пожалован в камер-юнкеры. На этой картине Пушкин изображен в мундире камер-юнкера. Поэт, которому шел в это время 35-й год, воспринял это назначение с нескрываемым раздражением. «Третьего дня, — записывает он в дневнике 1 января 1834 г., — я пожалован в камер-юнкеры — (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы NN [Наталия Николаевна] танцевала в Аничкове», «...произведен в камер-юнкеры. Теперь ко мне обращаются "ваше высокородие". Как-никак, а, практически, статский советник или бригадир...»
Пушкин был оскорблен подозрением, что его, 35-летнего человека, производят в чин, которого иные достигали в 17-19 лет, исключительно с целью иметь благопристойный повод приглашать на балы в Аничков дворец его жену, Наталию Гончарову. Попутно, видимо, преследовалась и цель "приручить" Пушкина, дав ему придворное жалование, заодно примирив его друзей с двором.
На картине бросается в глаза внешнее несоответствие этой пары, что и служило поводом для всевозможных насмешек общества и вызывало ответный гнев поэта.
Энергичен поворот головы, смел и пронзителен взгляд в сторону «золотого зверинца». Разителен контраст: Пушкин, его жена и аморфная толпа придворных. На фоне роскошных нарядов, аксельбантов, орденов, эполетов строгая фигура поэта в черном камер-юнкерском мундире, четкий профиль его резко повернутой головы с темными волнистыми волосами. Ему, естественно, отведена в композиции главная роль: он в центре внимания.
Обреченность гения, беспредельно дорожившего своим именем, честью, его душевные терзания, смелый вызов сильным мира сего. Конфронтация двух начал дана в картине предельно остро. И исход уже определен.
Решающей битвой Отечественной войны 1812 г. стало сражение у деревни Бородино (в 110 км. к западу от Москвы). В ходе этой битвы силы армии Наполеона были подорваны. Русская армия нанесла противнику невосполнимые потери — свыше 58 тысяч человек, или 43% от всего состава участвовавших в сражении сил. Но и русская армия потеряла убитыми и раненными 44 тысячи (в том числе 23 генерала). Цель Наполеона — полный разгром русской армии — не была достигнута. «Из всех моих сражений, — писал Наполеон впоследствии, — самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Учитывая тяжелые потери русской армии, Кутузов на военном совете в Филях принял решение оставить Москву без боя. Аргументировал это решение Кутузов так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию». 2 сентября 1812 г. русские войска без боя оставили Москву, с ними ушла и половина московского населения (ок. 100 000 человек). С первого дня вступления войск Наполеона в Москве начались пожары. Огнем было уничтожено до 75% домов, сгорели торговые ряды, лавки, фабрики, пострадал Кремль.
В это время у села Тарутино (80 км. к югу от Москвы) Кутузов предпринял меры для пополнения армии и заготовки всего необходимого для продолжения войны. В тылу французских войск развернулось партизанское движение. Партизанские отряды Давыдова, Дорохова, Сеславина и др. держали под контролем все дороги, ведущие в Москву. Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать.
Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. В сложившихся условиях у Наполеона оставался единственный выход: оставить Москву и отступать к западным границам России, чтобы перезимовать там и возобновить борьбу в 1813 г.
На картине Ульянов и изобразил момент прихода посланника Наполеона генерала Лористона в ставку Кутузова с предложением о перемирии. Лористон понимает бессмысленность своей миссии. Кутузов с укоризной смотрит на него, думая о бессмысленности всей этой кампании и потерях с обеих сторон. В его мыслях читается: И зачем вы сюда пришли, чтобы потом просить мира?
7 октября 110 тысячная армия французов вышла из Москвы и двинулась к Калуге. Но Кутузов преградил путь Наполеону у Малоярославца, заставив его отступать по разоренной войной Смоленской дороге, где отступающие подвергались непрерывным ударам казачьих отрядов атамана Давыдова и партизан. Отсутствие продовольствия для солдат, фуража для лошадей, начавшиеся холода привели к быстрой деградации французской армии. Обессиленные, обмороженные, питавшиеся павшими лошадями, французы отступали практически не оказывая сопротивления. 16 ноября Наполеон, бросив свою армию на произвол судьбы, переправился через р. Березину и бежал из России. «Великая французская армия» как организованная военная сила перестала существовать.
Серия сообщений "Картины русских и советских художников-2":
Часть 1 - Тропинин. Гитарист
Часть 2 - Федотов. Вдовушка
...
Часть 35 - Юон. 2 картины 1949 года.
Часть 36 - Лансере. 2 картины
Часть 37 - Ульянов. 2 картины