Цитата сообщения gregoryh
Клод Моне (1840-1926) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.
С детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры, которые успешно продавались в лавке его отца.
В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1862 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла В 1870 году стала женой художника. У них родилось два сына.
После начала франко-прусской войны в 1870 г., спасаясь от призыва на военную службу, Моне уезжает в Англию. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности).
После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества.»
С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантей, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ.
В сентябре 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет, оставив Клоду двух малолетних детей.
В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.
В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции, но он не оставил занятий рисованием. Художник скончался в одиночестве в декабре 1926 года в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.
1. Дама в саду. 1867. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Когда Клод Моне писал картину, известную теперь под названием «Дама в саду», он уже заявил о себе как о новаторе в пейзажной живописи, восставшем против правил и рецептов старого искусства. Художник считал недостаточным писать на природе этюды, а затем в мастерской создавать по ним картину (как это обычно делали пейзажисты старшего поколения). Стремясь запечатлеть видимую им природу более точно и непосредственно, Моне решился на смелый шаг: начал писать картину прямо с натуры или, как тогда стали говорить, на пленере. Изображение природы приобрело особую свежесть и конкретность. Однако новый метод привел к несколько неожиданным результатам и заставил художника сделать далеко идущие выводы. Моне понял, что при изображении постоянно меняющейся натуры главной задачей становится передача солнечного освещения.
На картине изображена Жанна Маргарита Лекард, родственница Моне. Ее полупрозрачная женская фигура в светском платье на фоне летнего, но почти зловещего парка, внушает чувство одиночества. В эти годы Моне переживает тяжелое душевное состояние. Его денежные дела переживают упадок, он по настоянию отца надолго вынужден расстаться с Камиллой, ожидавшую ребенка.
Дама в саду» относится к числу ранних произведений Моне. На этом этапе своего творчества художник очень интересовался изображением человеческих фигур в пейзажной среде. Его задача состояла в том, чтобы сделать человеческую фигуру составной частью пейзажа, окружить ее светом и воздухом, добиться предельной естественности всего изображения в целом.
2. Камилла (Женщина в зелёном).1866. Бремен (Германия). Кюнстхалле.
Золя давно заметил, что к их разговорам внимательно прислушивается девушка – совсем юная, лет 17-ти, с удивительным, не по возрасту грустным лицом – и смотрит при этом только на Клода Моне. Уже несколько вечеров подряд она приходит в "Гербуа", садится за соседний столик, пьёт оранжад маленькими глотками и не сводит глаз с молчаливого художника. Потом все заметили это, а когда заметил и Моне, он поднялся, подошёл к девушке, молча протянул ей руку, помог подняться. И они ушли.
Девушка больше не появлялась в "Гербуа", но когда друзья узнали её в "Даме в зелёном", поняли, что Камилла Донсьё – так звали девушку – никуда не исчезла.
Вначале над "Дамой в зелёном" дружно потешались критики и зрители; газетные остроумцы не уставали печатать шаржи, где длинный шлейф вываливался за край картины, а шея женщины была перекручена, как штопор.
Но спустя некоторое время был полный успех. Критика хвалила ровно струящийся, как у старых мастеров, шелк платья и сравнивала его с прославленными тканями венецианского живописца Веронезе. “Посмотрите на платье. Оно гибкое и в то же время плотное, оно мягко волочится, оно живет, оно ясно говорит, кто эта женщина. Это не платье куклы, один из кусков муслина, в которой обволакивают мечту; это добротный шелк, который действительно носят”. Восхищались живостью фигуры, тем, как она, уходя, обернулась. Мимолетность момента, кажется, схвачена здесь и в позе, и в манере письма.
3. Дамы в саду.1867. Париж.Музей д'Орсэ.
После того, как картина «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье» была выставлена на Парижском салоне, получила одобрение критиков и признание ценителей живописи, художник решил приступить к более крупному проекту. Он давно мечтал изобразить группу людей на свежем воздухе. Сняв дом с садом, он в апреле 1866 года, приступил к работе над сюжетом.
Работая над столь крупномасштабным полотном, Моне столкнулся с двойной задачей: во-первых, чтобы писать верхнюю часть полотна, пришлось выкопать траншею и, с помощью шкивов, опускать в нее нижнюю часть будущей картины, чтобы не менять свой угол зрения, а во-вторых работы столь крупного формата обычно используют для создания исторических произведений. Задача же живописца заключалась в другом: как можно расположить фигуры людей так, чтобы создалось впечатление, что воздух и свет перемещается вокруг них. Моне нашел решение, рисуя тени, цветной свет, пятна солнца, пробивающиеся сквозь листву, и бледные отражения, светящиеся в темноте. Чтобы точнее отобразить игру света и тени, автор писал листву при ярком солнечном свете.
Моделью для всех женщин, изображенных на картине, стала Камилла Донсье, на тот момент бывшая уже женой художника. Все фигуры изображены в натуральную величину. Эмиль Золя писал: “Солнце упало прямо на ослепительно белые юбки”. Лица остаются расплывчатыми и не могут считаться портретами. Моне умело изобразил белые платья, привязывая их строго к структуре композиции. Женские фигуры выглядят немного стилизованными, но это только сильнее подчеркивает нюансы освещения. До крайности доведен контраст между затененными и освещенными частями. Лицо сидящей женщины освещено лишь голубым отражением от ее платья.
Готовая картина была отклонена жюри Салона 1867 года. Были высказаны замечания по поводу видимых мазков, которые посчитали признаком беспечности. Неповторимым полотно художника делает солнце, вернее свет, покрывающий своим сиянием все: цветы, дорогу, листву, платья, лица. Картина производит впечатление моментального снимка.
4. Яхты у причала.1872. (На марке вверху). Париж. Музей д'Орсэ.