-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Веласкес на марках СССР

Понедельник, 18 Марта 2013 г. 21:30 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

Диего Де Сильва-и-Веласкес (1599–1660) – испанский художник.
Веласкес родился в Севилье в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился живописи в родном городе у Франсиско Эрреры Старшего и у Франсиско Пачеко, на дочери которого, Хуане Миранде, он женился в 1618 году. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений. Живописец Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.

101 (700x336, 162Kb)
Завтрак — одно из наиболее ранних произведений Веласкеса. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Однако картина кажется застывшей. Движение в ней не показано в его развитии. Краски, тусклые и жесткие, не объединены в одно целое. Свет и тень ложатся резкими пятнами. Освещение падает сверху, как бы из люка, выхватывая из черной тени и фона объемы и формы тел. Но при всем этом, по сравнению с поздним маньеризмом, такая картина была шагом в сторону реализма, в сторону жизненной правды. В своей борьбе с традициями маньеризма Веласкес следует приемам итальянского художника конца XVI—начала XVII века Караваджо (несколько тяжёлая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени).
Очевидно, Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника. Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» (Берлин-Далем, музей), в «Приготовлении яичницы» (Ричмонд, коллекция Кука) и «Севильском продавце воды» (Лондон, коллекция Веллингтона). Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойственны произведениям Веласкеса зрелого периода.
С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната. Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, «разрывающим» ее плоскость. В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи.
Картина принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.

102 (661x459, 186Kb)
В 1622 году Веласкес первый раз отправляется в Мадрид. Целью поездки был поиск возможности приблизиться к придворным кругам и даже написать портрет короля или инфанта. Полностью своей цели художник не достиг, но среди лиц, с которыми он познакомился, были люди весьма влиятельные, в том числе всесильный граф-герцог Оливарес (глава правительства), который отнесся к нему с должной симпатией. Трудно сказать, что скрепило приязнь двух столь разных людей: то ли происхождение, то ли протекция друзей, то ли прекрасные профессиональные качества живописца, то ли просто личная симпатия. Известно одно — Оливарес сделал все, чтобы Веласкес получил заказ на портрет восемнадцатилетнего монарха. Граф-герцог Оливарес был почти чудовищно безобразен: огромного роста, тучный, с вдавленным основанием носа. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса.
В портрете Оливареса 1638 года всё внимание Веласкес концентрирует на лице, раскрывая сложный характер главного министра короля Филиппа IV, где за улыбкой, внешним спокойствием и мнимой мягкостью скрывается незаурядность натуры, проницательный ум и железная воля. Картина выдержана в строгом сдержанном колорите. Глубокий чёрный тон одежды сопоставлен с изысканным оливковым фоном и белым пятном воротника. Элегантный костюм, соответствующий торжественности дворцового церемониала, способствует приподнятости образа.

Серия сообщений "Художники разных стран-3":
Часть 1 - Тициан на марках разных стран (часть 2)
Часть 2 - Тициан на марках разных стран (часть 3)
...
Часть 19 - Пикассо на марках разных стран (часть 8)
Часть 20 - Западноевропейская живопись в музеях СССР. 1972
Часть 21 - Веласкес на марках СССР
Часть 22 - Веласкес на марках разных стран (часть 1)
Часть 23 - Веласкес на марках разных стран (часть 2)
...
Часть 48 - Грёз на марках разных стран (часть 1)
Часть 49 - Грёз на марках разных стран (часть 2)
Часть 50 - Грёз на марках разных стран (часть 3)


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку