Цитата сообщения gregoryh
Антонис ван Дейк (1599–1641) – знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины в стиле барокко.
Родился в Антверпене, в семье богатого торговца тканями. В 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. В 1618 ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Он рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. В конце 1620 - начале 1621 Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I. В 1627 Ван Дейк вернулся в Антверпен, в котором он пробыл до 1632, вступил во владение наследством после смерти отца. Популярность его огромна: он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портреты, картины на мифологические темы. Некоторое время он жил в Италии, в основном, в Генуе. С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. Он создал сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. В 1639 он женится на Мэри Рутвен, дочери лорда Рутвена и фрейлины королевы. В 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В это же время у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.
Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд. Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий.
Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком. В знаменитом эрмитажном "Семейном портрете" Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль; мужчина, несомненно, в центре портрета. По свидетельствам современников на картине, возможно, изображена семья пейзажиста Яна Вильденса. Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют свои чувства друг к другу, но компактная монолитная композиция создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. В открытом, приветливом взгляде женщины угадываются ум и чувство собственного достоинства. Сдержанность, деликатность и серьезность подчеркивает художник в облике мужчины.
Написанный вскоре после возвращения Ван Дейка из Италии "Автопортрет" одно из лучших произведений мастера в этом жанре. Его отличает присущая зрелому искусству художника образная и живописная утонченность. В облике непринужденно-изящного молодого человека воплощено характерное для эпохи представление о художнике как артисте, виртуозе, человеке причастном к высокому миру гармонии и красоты.