Цитата сообщения gregoryh
Валериан Владимирович Куйбышев (1888—1935) — революционер, политический и партийный деятель, соратник Сталина.
Валериан Куйбышев родился в семье офицера, учился в Омском кадетском корпусе, в 1904 году вступил в РСДРП.
1905 году поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию, из которой в 1906 году был исключён. 2 года учился на юридическом факультете Томского университета.
В ноябре 1906 г. был арестован за хранение нелегальной литературы.
Дальнейшая его биография до революции - это многократные аресты, тюрьмы, ссылки и побеги из них.
В октябре 1917 года участвовал в установлении Советской власти в Самаре.
Активно участвовал в Гражданской войне на крупных партийных должностях.
В 1921 году был членом Президиума ВСНХ. Являлся руководителем осуществления плана ГОЭЛРО.
В 1926 году стал председателем ВСНХ. 1927 году — членом Политбюро ЦК ВКП (б). В 1930 году — председателем Госплана СССР.
Был одним из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Сталина, однако за годы своей службы не подписал ни одного расстрельного приговора и участием в массовых репрессиях себя не запятнал (видно, от него Сталин этого и не требовал).
Куйбышев был активным участником составления первых 5-летних планов, форсирования индустриализации и коллективизации, внес свой вклад в создание тоталитарного режима и ответствен за проведение в жизнь сталинской политики.
Перед смертью против Куйбышева были выдвинуты обвинения в троцкизме. 25 января 1935 года после напряженного рабочего дня скоропостижно скончался от закупорки тромбом правой коронарной артерии сердца. Похоронен в Кремлёвской стене.
После смерти Куйбышева обвинения с него были сразу же сняты, и его имя не было вычеркнуто из истории партии, а советская пропаганда создала его образ как верного соратника и ближайшего помощника Сталина.
Его именем были названы примерно четверть сотни городов, поселков и административных районов, множество улиц, площадей и переулков, канал, заводы и фабрики, колхозы, театры и институты. До 1991 года его имя носил город Самара.
Куйбышев был женат три раза: на Евгении Соломоновне Коган (1886—1937), члене РСДРП с 1907; на Пане Афанасьевне Стяжкиной (1890—1962), члене РСДРП с 1908. Стяжкина долгое время работала в торгпредствах, аппарате ЦК ВКП(б), была шифровальщицей у разведчика Рихарда Зорге, на Галине Александровне Трояновской.
Через два года после его смерти его первая жена Евгения Соломоновна Коган и брат Николай Владимирович Куйбышев были расстреляны. Евгения Соломоновна Коган на следствии отказалась признать себя виновной, называя фашистами тех, кто ее арестовал, посмертно реабилитирована.
По утверждению сына Куйбышева Владимира его отец также был жертвой сталинских репрессий. По многим вопросам он стал возражать Сталину. А после убийства Кирова на заседании Политбюро он открыто заявил, что официальная версия убийства Кирова и метод ведения следствия вызывают сомнения. Он потребовал создания специальной комиссии ЦК, которая бы вела свое расследование. Безусловно, эта «неуместная инициатива» взбесила Сталина. Он не мог не видеть и продолжающегося роста авторитета и популярности Куйбышева. Это ускорило расправу.
25 января 1935 года отец с утра работал в Совнаркоме, подписывал документы. Последний из них - постановление о расширении пионерского лагеря «Артек»…В этот роковой день все было странным. Почувствовав себя плохо, отец попросил отложить намеченную встречу с летчиками-челюскинцами, и пошел домой отдохнуть, предупредив, что вернется к пяти часам. Секретарь Максимов не
сопровождал его и не вызвал лечащего врача Льва Левина. Отец один прошел через весь Кремль, до квартиры добрался в тяжелом состоянии, обливаясь потом. Дойдя до дома, отец зашел в амбулаторию, всегда открытую, находящуюся на первом этаже нашего подъезда. Но именно в этот раз амбулатория была закрыта. Отец поднимается в квартиру на третий этаж, состояние его ухудшается. В квартире никого нет, кроме уборщицы Лены. Отец просит ее принести горячего молока. Идет в дальнюю комнату - свой кабинет, по дороге захватывает из спальни подушку. В кабинете отец ложится на кушетку, накрывается пледом и в одиночестве умирает. Лена, принесшая стакан молока, застает его уже бездыханным!
Состоялся консилиум из специально подобранных врачей и произведено вскрытие, - отмечал Владимир Валерианович. - Причина смерти - склероз сердца. Это заключение вызывает сомнение, даже недоумение, ибо у отца было здоровое сердце. За два дня до кончины, 23 января, отец в разговоре со своей сестрой Еленой Владимировной, провожая ее до двери, смеясь, говорил: «Самое здоровое в моем организме - это сердце!» (эти слова отца вынес на обложку книги «Тайны кремлевских смертей» ее автор Николай Зенькович, «Надежда», Москва. 1994 г.).
В 1938 году мне довелось присутствовать на бухаринско-рыковском процессе в Колонном зале, - отметил Владимир Валерианович. - Среди подсудимых были уже упомянутые мною Максимов и Левин… Кроме других «открытий и разоблачений», на процессе была выдвинута новая версия смерти моего отца - не от склероза сердца; оказывается, Горького, Куйбышева и Менжинского «умертвили
преступники врачи лекарствами-ядами». Эта версия стала официальной. Мне трудно судить о двух других убитых, но что касается отца, то мне эта версия представляется верной - конечно, с тем добавлением, что врачи действовали по приказу Сталина.
Вот так и получается. Кого ни возьми из сталинской эпохи - насильственная или загадочная смерть. Неугодные по идеологическим соображениям в лагерях или расстреляны, отравлены или покончили с собой. Тот, кто умер якобы своей смертью, сохраняют за собой посмертную славу. Остальные - это враги народа, и несут заслуженное наказание. А зомбированный народ всё воспринимает на веру и
считает, что он живёт в самом справедливом в мире обществе.