-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Цемент писателя Фёдора Гладкова

Четверг, 14 Марта 2013 г. 18:21 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

101 (700x326, 113Kb)
Федор Васильевич Гладков (1883-1958) - русский советский писатель, классик социалистического реализма, родоначальник советского производственного романа. Лауреат двух Сталинских премий.
Родился в семье крестьян-старообрядцев. Окончил Екатеринодарское городское училище. С 1902 года по 1903 год работал учителем в церковно-приходском училище в селе в Забайкалье.
В 1905 году переехал в Тифлис, включился в революционную деятельность, с 1906 года — член РСДРП.
В 1906—1909 отбывал ссылку в Верхоленском уезде.
В 1921 «как интеллигент и меньшевик» был исключен из партии, восстановлен после выхода «Цемента».
Производственные романы «Цемент» (1925) и «Энергия» (1933) выдвинули Гладкова в первый ряд официально признанных советских писателей.
Во время войны он был корреспондентом газет «Правда» и «Известия» на Урале.
В 1945—1948 годах — ректор Литинститута.
Роман «Цемент», 1925, существенно переработан в 1930 (о восстановлении промышленности в начале 1920-х). Существует точка зрения, согласно которой, образ главного героя романа «Цемент» Гладков писал с Льва Троцкого. Роман «Цемент» был переведён на все основные языки мира и издан в 52 странах, вошел в хрестоматийный ряд произведений советской прозы.
Новороссийск славен был своим цементным заводом, но Гражданская война привела его в запустение. Возвращается с фронта в Новороссийск геройский командир, орденоносец Глеб Чумалов. Но еще больше, чем заводская разруха, возмутили Глеба люди. Вчерашние рабочие растаскивали оборудование завода на цветмет и пилили самодельные зажигалки. На возмущение Глеба у рабочих своя правда: "Ежели бы мы в заводе дурака валяли, будь ты неладна, мы бы все бы передохли, как мухи…" Коммунист Глеб Чумалов находит, что ответить: "Ну, и сдохли бы!.. Вы должны были сдохнуть, а завод держать начеку".
Завод восстановлен ценой неимоверных усилий, но с высокой трибуны говорит о победе труда - развратник, бюрократ и «перерожденец» Бадьин. Главные герои романа – супруги Глеб и Даша так и не находят взаимопонимания. Их маленькая дочка умирает в детском доме, потому что маме-коммунарке некогда было заниматься ею. «Интеллигент в партии» – Сергей и милая честная девушка Поля Мехова несправедливо «вычищены» из партии. А в дорогих ресторанах Новороссийска «решают дела» нэпманы и контрабандисты…
Можно представить, что такие странные повороты сюжета оставляли читателю той поры слишком много вопросов. Недаром иные бдительные советские критики находили в романе Гладкова «недосказанные намеки». И самое «убийственное обвинение»: «партийцы и рабочие в «Цементе» оказались полуистериками, рефлектиками и патологически чувствующими субъектами». Но Горький писал из Сорренто о романе «Цемент»: «Это - очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности - труд. До Вас этой темы никто не касался с такой силой. И так умно».
В 70-х, был снят на «Ленфильме» двухсерийный телевизионный фильм по мотивам романа «Цемент». В блистательной плеяде его актеров была и народная артистка РСФСР Людмила Зайцева. Режиссеры С. Линков и А. Бланк пригласили ее на роль Даши Чумаловой. И это было стопроцентным попаданием!
Этапным в творчестве Гладкова явился второй производственный роман — «Энергия» (1932—1938; новая ред. 1947), написанный на материале возведения Днепрогэса и других строек пятилеток с той же, что и в романе «Цемент», «двухуровневой» задачей: дать документальную историю строительства и одновременно масштабную картину энтузиастического раскрепощения энергии масс.
В военные годы Гладков писал злободневные рассказы и повести о работниках уральских оборонных заводов, в т.ч. эвакуированных ленинградцах (повесть «Клятва», 1944), о борьбе с врагами (повесть «Боец Назар Суслов», 1942). В горьковских традициях и в актуальном для советской литературы 1920-х — 1940-х жанре автобиографии «человека из народа» Гладков создал тетралогию о
собственной жизни: «Повесть о детстве» (Государственная премия, 1950), «Вольница» (Государственная премия, 1951), «Лихая година» (1954), «Мятежная юность» (не завершена).
Забывать о творческом наследии Федора Гладкова стали в конце 80-х. К писателю предъявлялись «претензии»: «Гладков стал раболепно подчиняться сталинским директивам в литературе и "выдавал на-гора" тонны индустриальных романов». В 90-х книги Федора Гладкова перестают выходить в свет в «демократической» России, а вот в США, в серии книг «Европейская классика» роман «Цемент» был издан в 1994 году!



Серия сообщений "Писатели-2":

Часть 1 - Английский поэт, художник Уильям Блейк
Часть 2 - Карло Гольдони
...
Часть 25 - Украинская писательница Ольга Кобылянская
Часть 26 - Метаморфозы Валерия Брюсова
Часть 27 - Цемент писателя Фёдора Гладкова
Часть 28 - Шекспир
Часть 29 - Ближайший к большевикам писатель Коцюбинский
...
Часть 39 - Раздвоение личности писателя Фадеева
Часть 40 - Мыслитель и певец русской природы Михаил Пришвин
Часть 41 - Писатель и учитель учителей Константин Ушинский


Рубрики:  Филателия/Писатели-2

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку