-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Советское кино

Среда, 13 Марта 2013 г. 10:31 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

 (699x175, 111Kb)
 (576x209, 105Kb)
 (700x344, 180Kb)
 (663x345, 175Kb)
 (699x345, 205Kb)
"Кино-величайшее средство массовой агитации." Сталин
Так написано на первой советской марке выпуска 1950 года, посвящённой советскому кинематографу.
Эта фраза прозвучала в отчете на ХIII съезде РКП (б) в 1924 г., где Сталин указал на необходимость овладения и использования кино — величайшего средства массовой агитации. Благодаря этому лозунгу на экраны выходила сплошным потоком пропаганда.
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино" - эта ещё более известная фраза принадлежит Ленину.
В последнее время в интеpнете получила pаспpостpанение веpсия, что эта фpаза Ленина в полном виде звучит так "Пока наpод негpамотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и циpк". Исследователи говорят, что это фальсификация.
Ленин произнес близкую по смыслу фразу в беседе с Луначарским в феврале 1922 года. Об этой фразе известно только со слов Луначарского, который так пересказывал содержание беседы: "К этому Владимиp Ильич пpибавил: "По меpе того как вы станете на ноги благодаpя пpавильному хозяйству, а может быть, и получите пpи общем улучшении положения стpаны известную ссуду на это дело, вы должны будете pазвеpнуть пpоизводство шиpе, а в особенности пpодвинуть здоpовое кино в массы в гоpоде, а еще более - в деpевне ... Вы должны твеpдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино".
Анекдоты продолжают эту фразу так: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино, вино и домино».
С самого рождения кинематографа во многих странах зародилась идея об использовании его в качестве орудия пропаганды той или иной идеалогии и политики правящей партии.
История советского кино началась с 1919 года. В том году, 27 августа был подписан декрет о национализации кинематографа, с тех пор он отмечается как День отечественного кинематографа.
Правящий режим был полным хозяином советского кинематографа и держал его под полным контролем.
Кинематографическая пропаганда была поставлена на широкую ногу. Цензура просто не пропускала антисоветских фильмов, государство не выделяло на них средств.
Если киноискусство 20-х гг. видело свою главную цель в утверждении исторической необходимости победы над царизмом и контрреволюцией (историко-революционные фильмы), то в дальнейшем киноискусство поставило перед собой как главную задачу в формировании нового социалистического сознания. Решению этой задачи помогла техническая революция в кинематографии: "великий немой" обрёл голос и слово стало важнейшим средством характеристики его героев.
Советское кино всегда было очень самобытно. Отчасти это объясняется тем, что оно десятилетиями развивалось в изоляции от остального кинематографа. Лишь единичные советские фильмы «для массовой аудитории» имели успех за рубежом. Это прежде всего объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна западному зрителю, советские фильмы казались за
рубежом довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри же Советского Союза отечественное кино было невероятно популярно, кинотеатры часто бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход.

Фильмы на марках.

"Броненосец "Потёмкин" - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов.
Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда подняла восстание и захватила корабль. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу, однако, во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке. Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице.
В финале фильма на мачте броненосца гордо развевается поднятый восставшими красный флаг, В этом эпизоде каждый кадр чёрно-белой плёнки был раскрашен вручную самим режиссёром фильма. Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы «выплывает из фильма» в зал.
О событиях на броненосце "Потемкин" могли бы и забыть, если бы не одно обстоятельство. В 1925 году Правительство молодой Советской республики заказало начинающему режиссеру Сергею Эйзенштейну снять фильм о первой русской революции. Масштабный проект включал рассказ и о мятеже на броненосце, но лишь как один из эпизодов. В результате он вырос до целой картины.
Картина принесла авторам мировую известность, их придумка многие десятилетия воспринималась как хроника реальных событий 1905 года, а не как гениальное собрание метафор.
"Мясной бунт" действительно был. Было закуплено 28 пудов мяса не первой свежести. Буфетчик сказал, что другого не нашли: поставщики мяса бастуют. Командир корабля Голиков лично отправился в Одессу за рыболовной сетью, чтобы хоть как-то подкормить братцев-матросов. В то время каждому морячку полагалось: 1 фунт (около 400 г) мяса соленого или свежего, около 3 фунтов (1 200 г)
хлеба или сухарей 900 г, 250 г овощей и около 150 г разных круп. А еще каждому моряку полагалась чарка водки, в которой было 123 г.
Эти факты остались за кадром фильма "Броненосец "Потемкин". Эйзенштейн и все, кто с ним работал, не просто снимали фильм – они создавали новую реальность.
В фильме зачинщиком беспорядков был матрос Вакуленчук. В реальности этот артиллерийский унтер-офицер с солидным подпольным революционным стажем работы был против мятежа. Вакуленчук отговаривал матросов поднимать бунт, потому что знал: затевать волнение на отдельно взятом корабле несвоевременно и опасно. Угрозы расстрела не было. Началась драка, и Вакуленчук просто вынужден был направить приступ народного гнева в нужное русло. Бунтовщики прикончили на месте командира и семерых офицеров, остальных посадили под арест. В перестрелке офицер Гиляровский (в фильме его играет Григорий Александров) смертельно ранил Вакуленчука.
Известный всему миру потрясающий эпизод на лестнице в Одессе, которая теперь называется Потемкинской, от начала и до конца был придуман режиссером. Эта лестница стала своего рода символом ужасов царизма. В реальности никакой кровавой бойни не было. Арестовали троих матросов с броненосца "Потемкин" - этим репрессии и ограничились.

"Чапаев" - художественный фильм 1934 года, снятый братьями Васильевыми (псевдоним однофамильцев).
Фильм снят на основе сценария Анны Фурмановой, созданного по дневникам Дмитрия Фурманова, его роману «Чапаев» и воспоминаниям солдат-чапаевцев РККА.
Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его больше 30 раз.
По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм включен в число ста лучших фильмов мирового кино. В Ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.
Фильм завоевал в СССР огромную популярность. Однако у этой популярности появилась и оборотная сторона. В условиях советского общества фольклор развивался во многом наперекор официальной пропаганде, профанируя её основные догмы и образы. Именно так случилось с образом Чапаева и другими персонажами книги Фурманова и фильма Васильевых. Чапаев, Петька и Анка стали
популярными героями множества анекдотов.
Мифы и заблуждения, рождённые фильмом:
Впечатляющие кадры из фильма заставили поверить в то, что на самом деле была такая психическая атака каппелевцев. Части Чапаева и Каппеля никогда в боях не встречались друг с другом.
Обстоятельства гибели комдива описываются по-разному. Согласно данным проведённого по горячим следам расследования, раненый Чапаев утонул, пытаясь переплыть реку Урал. Эта версия была принята как официальная и стала широко известной благодаря фильму «Чапаев». Однако, по другим данным, смертельно раненый комдив был переправлен бойцами через реку на плоту, скончался при
переправе и был похоронен где-то на левом берегу. Могила была утеряна.
По своему воздействию на зрителя фильм гениальный. Есть миф, что когда показывали его на Кубе после революции,то в момент, когда раненный Чапаев с Петькой, отстреливаясь от белых, подбегают к реке, Чапаев бросается в воду, Петька падает, сражённый вражеской пулей, пулемёт беляков строчит и строчит, тут нервы у кубинцев не выдержали, и началась реальная стрельба по экрану с криками:"Держись, товарищ!!!"

"Молодая гвардия" - двухсерийный художественный фильм, снятый в 1948 году по одноимённому роману Александра Фадеева режиссёром Сергеем Герасимовым.
По сути этот фильм, как и два предыдущих, пропагандистский миф. Он неуязвим для критики с фактами в руках. Даже к сообщению "Фильм основан на реальных событиях" не придерешься – действительно основан. Снят "по мотивам". Но в том то и дело, что произошла подмена понятий: миф и реальность. Некоторые реальные герои "Молодой гвардии" записаны в предатели, и незаслуженно возвеличены другие. По роману Фадеева и этому фильму граждане Советского Союза составили представление о деятельности краснодонского подполья. Отделить правду от "художественной интерпретации" сегодня уже не представляется возможным.
Фильм «Молодая гвардия» дал творческий импульс целой плеяде молодых талантливых актёров: Вячеславу Тихонову, Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой.

"Баллада о солдате" - чёрно-белый художественный фильм 1959 года, снятый режиссёром Григорием Чухраем.
Великая Отечественная война. Молодой солдат Алеша Скворцов, совершивший подвиг в последнем бою, едет в двухдневный отпуск к матери. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции... Домой он смог заскочить лишь "на минутку". А потом уехал на фронт, и не вернулся.
В фильме Григория Чухрая о войне нет войны! Точней, нет в ней военных действий. Рассказанная в фильме история совсем простенькая, и не блещет изгибами и поворотами сюжета. И тем не менее эта светлая, искренняя картина задела чувства зрителей и заслуженно получила много отечественных и международных наград.
Действие фильма протекает в 1942-м году, но герои носят погоны, введённые в Советской Армии в 1943-м году. Режиссёр Григорий Чухрай сделал это специально. Он рассчитывал, что фильм будет в прокате в Европе, где уже сформировался образ советского солдата в погонах, и не хотел этот образ ломать.
Этот фильм - память навсегда ушедшим на войну, и обещавшим вернуться своим матерям. Они вернулись в эти миллионы домов, но только в черно-белых кадрах фильма "Баллада о солдате".

"Живые и мёртвые" - двухсерийный художественный фильм, снятый в 1964 году по роману Константина Симонова режиссёром Александром Столпером.
Журналист Иван Синцов (артист Кирилл Лавров) как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года.
Другой герой фильма — комбриг Серпилин (Анатолий Папанов) прошёл через тюрьму. Герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла «нелепость».
Пропитанный идеологией оттепели, эта военная картина пытается развенчать другую идеологию — сталинизм. В 60-е годы, когда следы войны были столь очевидны, этот фильм пытался дать ответ на вопросы, заретушированные советской идеологией.
В «Живых и мёртвых» снялась целая плеяда больших актёров: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий, Михаил Ульянов, Михаил Глузский, Олег Табаков.

"Гамлет" - художественный фильм, снятый Григорием Козинцевым в 1964 году по сюжету пьесы Шекспира «Гамлет, принц Датский» (1602 год). Перевод Бориса Пастернака.
Фильм этот — попытка современного прочтения шекспировской трагедии.
Гамлет в исполнении артиста Смоктуновского — не гений сомнения, не печальный одиночка, подверженный порывам силы и слабости.
Он философ, избравший своим оружием мысль, раздумье над бытием, разрешение извечного противоречия: "Терпеть без ропота позор судьбы иль надо оказать сопротивленье?"
Высокохудожественная шекспировская экранизация с замечательной музыкой Шостаковича - выражение своего времени. Этот фильм не развлечение. Он заставляет думать, переживать.
Фильм получил много международных наград.

Советские мультфильмы.
Во времена СССР была основана киностудия «Союзмультфильм». Именно на этой студии создавалась мультипликационная работа «Ёжик в тумане», не так давно провозглашенная лучшим мультфильмом всех времен и народов. Здесь произвели на свет и наш отечественный ответ Диснею мультсериал «Ну, погоди!». Советская мультипликация мгновенно вспоминается нам по фразам и песням из мультфильмов, которые и ныне пересказывают и перепевают. Фразы «…Куда идём мы с Пятачком…», «…От улыбки станет всем светлей…», «…Мужчина в полном расцвете сил», «…Я на солнышке лежу…», «…Подходящая компания - это такая компания, где нас могут чем-нибудь угостить…» и другие просто незабываемы. Мультфильмы СССР отличает особая оригинальность, доброта и красота, а также очень близкий и родной юмор. Очень много таких мультфильмов, которые даже взрослые люди пересматривают с большим удовольствием.
Мультфильмы являются очень эффективным средством воспитания ребенка. Воспитательные свойства мультипликационных фильмов во многом схожи как с игрой, так и с живым общением. С другой стороны практически любой мультфильм имеет смысл и содержит в себе какие-то житейские мудрости.
Мультипликация, бесспорно, является великим изобретением человека.



Серия сообщений "Культура, образование, искусство":

Часть 1 - Древняя культура Ирана
Часть 2 - Архитектор Стасов
Часть 3 - Архитектор Баженов
Часть 4 - Советское кино
Часть 5 - Музеи Москвы
Часть 6 - Скульптор Федот Шубин
...
Часть 43 - Музей искусства народов Востока
Часть 44 - Алмазный фонд СССР
Часть 45 - За здоровое сердце


Рубрики:  Филателия/Культура,образование,искусство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку