-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Москва. 1946 год

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 21:11 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

 (698x422, 253Kb)
В 1946 году была выпущена серия из 8 марок с видами Москвы. Страна готовилась в следующем году торжественно отметить 800-летие свей столицы - города Москвы. На марках изображены: колокольня Ивана Великого в Кремле, Большой театр, гостиница Москва, вид Кремля, памятник Минину и Пожарскому на фоне Спасской башни Кремля, Красная площадь с видом на собор Василия Блаженного,
площадь Свердлова с видом на Большой театр, Центральный музей В. И. Ленина. Всем этим объектам посвящены (или планируются) отдельные посты.

Когда Москва была прифронтовым городом и тяжелые бои происходили всего в нескольких десятках километров от Кремля,военный журналист Марк Лисянский написал стихотворение, которое в декабре 1941 года опубликовал журнал «Новый мир»:

Я по свету немало хаживал,
Жил в окопах, в землянке, в тайге.
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

У комбайнов, станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.
Никогда врагу не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

А весной 1942 года журнал со стихами Лисянского случайно попал на глаза И.О. Дунаевскому. Мелодия, по словам композитора, пришла к нему сразу, но только лишь две строфы для такой песни оставляли бы впечатление незавершенности, и Дунаевский попросил режиссера своего ансамбля Сергея Аграняна несколько «адаптировать» опубликованное в «Новом мире» стихотворение никому не известного младшего лейтенанта Лисянского.

День придет, мы прогоним тучи,
Вновь родная страна расцветет,
Я приеду в свой город могучий,
Где любимый наш Сталин живет.
Я увижу знакомые лица,
Расскажу, как вдали тосковал,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Марк Лисянский и знать ничего не знал о том, что его строки гуляют по стране в виде популярной песни. В том же 1943 году он впервые
услышал по радио песню, в числе авторов которой наряду с фамилиями известного композитора Дунаевского и незнакомого ему
Аграняна называлась и его фамилия.
А когда война закончилась, в текст песни были добавлены новые куплеты:

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Над Москвою знамена славы,
Торжествует победу народ.
Здравствуй город Великой Державы,
Где любимый наш Сталин живет.
Будем вечно тобою гордиться,
Будет жить твоя слава в веках,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Эта песня стала гимном столицы, но текст в ней продолжал меняться.

В 1946 году на экраны страны вышел кинофильм "Здравствуй, Москва!", в котором прозвучала другая популярная песня о Москве.

Нас улица шумом встречала,
Звенела бульваров листва;
Вступая под своды вокзала,
Шептали мы: "Здравствуй, Москва!"

И ветер летит, распевает
Над светлой Москвою-рекой.
По улицам звонким шагает
Веселый народ молодой.

На свете нет города краше.
Тебе мы, Москва, принесли
И юность кипучую нашу,
И лучшие песни свои.

Мы идем
Мы поем,
Мы проходим по проспектам и садам,
Мы идем,
Мы поем,
И навстречу улыбаешься ты нам.
Москва,
Москва,
Летит к тебе народная молва,
Ты всегда молода,
Дорогая моя Москва! музыка А.Лепина, слова О.Фадеева

Первый послевоенный 1946 год. Москва, как и вся страна, жила продовольственными карточками. На мясные талоны в очередях, "давали" селедку, на сахарные — соевые конфеты. Хлеб -на отдельные хлебные карточки. На большущие денежные купюры, черные сотенные и красные тридцатирублевые с изображением вождя революции купить было нечего. Инфляция железным обручем охватила всю страну-победительницу. С окон многих домов еще не были сняты бумажные крест на крест полоски военных лет. Шла расчистка разрушенных в первый год войны домов.
Но по радио звучали бодрые песни. На радость коллекционеров и мальчишек выпускались новые мирные почтовые марки. И всё это придавало бодрости, вселяло веру в счастливое будущее.

Серия сообщений "Города и объекты России и СССР-2":
Часть 1 - Москва. 1946 год
Часть 2 - Давно не бывал я в Донбассе
Часть 3 - Историко-архитектурные памятники России
...
Часть 37 - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
Часть 38 - Царскосельский лицей
Часть 39 - Волоколамск


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку