-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Дорога жизни Ленинграда

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 14:21 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

101 (684x252, 144Kb)
У Ленинграда не было абсолютно никакой возможности существовать за счет внутренних ресурсов в страшную блокаду. Ледовая Дорога Жизни стала спасением для сотен тысяч ленинградцев . Впервые водная Дорога Жизни заработала 12 сентября 1941 года, когда в осажденный Ленинград прибыли первые две баржи, груженые зерном и мукой. 30-километровая ледовая трасса, ставшая символом осажденного города, начала работать с 22 ноября. В этот день из Ленинграда на лед въехала колонна из 60-ти полуторок под командованием капитана Порчунова. Позднее он вспоминал: "Дистанцию между полуторками установили в 20-25 метров. Почти в темноте подъехали к фарватеру, по которому летом шли суда из озера в Неву. Это было самое опасное место. Лед здесь гнулся под колесами, словно живой. Такое ощущение, будто все время едешь в гору. Мотор перегревался, работая на полную мощность, а машина, буксуя, едва ползла по скользкому льду. Ни тормозить, ни останавливаться было нельзя - спасало только движение".
Мужество и стойкость требовались и сотням регулировщиков, в задачу которых входило в любую погоду следить не только за правильностью движения, но и состоянием льда. Начались артиллерийские обстрелы с берега и налеты авиации. К 29 ноября было потеряно 52 машины, а к 6-му декабря потери возросли до 126 автомобилей. К 1 февраля 1942 года на Ладоге было уничтожено 327 грузовиков. Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. От налетов люфтваффе Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги.
В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливаться под талый лед и со стороны казалось, что машины не едут, а плывут. За это время было перевезено около 400 тысяч тонн различных грузов, в первую очередь, продовольствия. Было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. Кроме того, трасса сыграла важную военную роль - по ней за первую зиму были переброшены пять стрелковых дивизий с вооружением и боевой техникой, а также танковая бригада с тяжелыми танками "КВ".
Потом ледовая дорога действовала еще две военных зимы, вплоть до 27 января 1944 года, когда была окончательно снята блокада Ленинграда.
За время блокады от голода погибли 1 миллион 200 тысяч ленинградцев и прибывших в город беженцев. После войны на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от нашей страны Роман Руденко призвал наказать командира немецкой группы армий «Север», блокировавшей Ленинград, фон Леба, за действия, «повлекшие массовую гибель мирного населения». Но по этому пункту немецкого генерала оправдали. Потому что дополнительный протокол к Женевской конвенции, запрещающий «использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий», был принят лишь в 1977 году. А во время второй мировой морить людей голодом, оказывается, было можно.

Серия сообщений "Война-41-45(2)":
Часть 1 - Рихард Зорге - человек-легенда
Часть 2 - Освобождение Вены
...
Часть 18 - Батька Минай
Часть 19 - Без заголовка
Часть 20 - Дорога жизни Ленинграда
Часть 21 - Легенда о политруке Клочкове-Диеве
Часть 22 - Мемориал Могила Неизвестного Солдата
...
Часть 44 - Адмирал Исаков
Часть 45 - Освобождение Варшавы
Часть 46 - Освобождение Эстонии в 1944


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку