-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Аэростат Крякутного

Понедельник, 11 Марта 2013 г. 12:59 + в цитатник
Цитата сообщения gregoryh

101 (700x364, 200Kb)
Подьячий Крякутный - по существовавшей в России 1900-х годов и в советское время версии, русский изобретатель и воздухоплаватель, происходивший из Нерехты, живший в XVIII веке в Рязани. Крякутный якобы в 1731 году совершил первый в мировой истории полёт на воздушном шаре (аэростате). В единственном говорящем об этом событии «источнике» (то есть рукописи
коллекционера начала XIX века Сулакадзева, впоследствии сфальсифицированной путем исправления другой рукой) указывался не «нерехтец Крякутный фурвин», а «немец крещеный Фурцель».
Фальсификация имени «Крякутный» установлена в 1950-е годы (публикация 1958 г.). Сам рассказ о рязанце-воздухоплавателе, «крещённом немце Фурцеле», также является весьма сомнительным, так как аутентичность первоисточника, на который ссылался А. И. Сулакадзев (сам известный многочисленными фальсификациями) не установлена.
Публикация о том, что первый в истории полёт воздушного шара произвёл в Рязани подьячий Крякутный, впервые появилась в 1901 году в журнале «Россия» в статье историка воздухоплавания А. А. Родных с выдержкой из хранившейся у него рукописи историка-любителя, коллекционера и литератора А. И. Сулакадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.».
В сообщении о Крякутном Сулакадзев ссылался на записки своего деда по матери Боголепова, служившего, по его словам, в XVIII веке в рязанской воеводской канцелярии, а затем бывшего в Рязани полицмейстером. Полностью этот отрывок звучит следующим образом:
«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
Публикация Родных достаточно активно обсуждалась в российской дореволюционной прессе. Сведения о Крякутном как достоверные попали в статью «Аэронавты» незавершенного Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1911—1916) и ряд других работ, в том числе и с упоминанием русского приоритета по сравнению с полётом Монгольфье.
В 1938 году полёт Крякутного упоминается в книге В. Виргинского «Рождение воздухоплавания», где с оговорками по поводу сомнительной достоверности рукописей Сулакадзева, утверждается принципиальная возможность такого события.
В 1940 году был издан роман известного детского писателя А. М. Волкова «Чудесный шар» об изобретении воздухоплавания в России XVIII века, эпиграфом к которому была цитата о Крякутном, однако в самом романе автор изменил имя героя.
Роман Волкова способствовал оживлению интереса к истории Крякутного, и в конце 1940-х — начале 1950-х годов, в период идеологически мотивированного утверждения реальных или мнимых русских приоритетов в различных областях науки и техники, сведения из рукописи Сулакадзева вновь стали пропагандироваться.
В 1947—1948 двумя изданиями вышла книга В. В. Данилевского «Русская техника», где полёт Крякутного упоминался без оговорок как исторический факт. В книге С. Вишенкова «Александр Можайский», в частности, утверждалось: «В 1731 году в Рязани подьячий Крякутный построил воздушный шар и совершил на нём удачный подъём. Так, за 52 года до братьев Монгольфье, долгое время считавшихся изобретателями воздушного шара, русский человек Крякутный построил воздушный шар и испытал его».
Статья о Крякутном была внесена во 2-е издание Большой советской энциклопедии; о полёте было написано в школьных учебниках; в 1956 году, к 225-летию полёта, была выпущена памятная марка, и в Нерехте был воздвигнут памятник Крякутному.
В начале 1950-х годов рукопись А. И. Сулакадзева поступила в рукописный отдел Библиотеки АН СССР, специалисты которого обнаружили в записи исправления. Проведённая сотрудниками Библиотеки экспертиза показала, что вместо «нерехтец Крякутной фурвин» изначально стояло: «немец крщеной (то есть крещеный) Фурцель». Сообщение о содержании исправления в рукописи было опубликовано в статье В. Ф. Покровской «Ещё об одной рукописи А. И. Сулакадзева. (К вопросу о поправках в рукописных текстах)».
Внесение фамилии Крякутного произведено одним из позднейших владельцев рукописи, возможно, самим её первым публикатором А. А. Родных, с целью доказать приоритет русского в полёте на воздушном шаре.
При этом и личность Фурцеля осталась недоказанной, поскольку никаких данных об этом полёте в документах рязанской воеводской канцелярии за 1731 год не обнаружено, как и упоминаний о предполагаемом источнике сведений — Боголепове, который, согласно сведениям А. И. Сулакадзева, занимал в Рязани значимый полицейский пост.
Несмотря на разоблачение фальсификации, ссылки на «полёт Крякутного» на воздушном шаре в 1731 году по-прежнему воспроизводятся в ряде работ и художественных произведений.



Серия сообщений "Авиация, воздухоплавание":

Часть 1 - Дирижабль Граф Цеппелин
Часть 2 - Покорители стратосферы
...
Часть 21 - Авиационный спорт в СССР. 1951 год
Часть 22 - Парашютный спорт
Часть 23 - Аэростат Крякутного
Часть 24 - Аэрофлот - надежный флот?
Часть 25 - Самолёт Можайского
...
Часть 27 - Вертолёты СССР и России
Часть 28 - Первый дважды Герой Советского Союза лётчик Сергей Грицевец
Часть 29 - История авиастроения СССР




Серия сообщений "История России":

Часть 1 - Декабристы
Часть 2 - Первопечатники Иван Фёдоров и Франциск Скорина
...
Часть 21 - Оборона Севастополя.1854-1855
Часть 22 - Нестор Летописец
Часть 23 - Аэростат Крякутного
Часть 24 - Слово о полку Игореве
Часть 25 - Крейсер "Варяг" и его командир
...
Часть 44 - Дмитрий Кантемир - молдавский господарь и российский князь
Часть 45 - Первые русские и советские автомобили
Часть 46 - Первый русский букварь


Серия сообщений "Авиация,воздухоплавание":
Часть 1 - Дирижабль Граф Цеппелин
Часть 2 - Покорители стратосферы
...
Часть 21 - Авиационный спорт в СССР. 1951 год
Часть 22 - Парашютный спорт
Часть 23 - Аэростат Крякутного
Часть 24 - Аэрофлот - надежный флот?
Часть 25 - Самолёт Можайского
...
Часть 41 - Дважды Герой Советского Союза, лётчик Тимофей Хрюкин
Часть 42 - Конструктор авиационных и ракетных двигателей Николай Кузнецов
Часть 43 - Авиация Великой Отечественной войны. Воздушные тараны.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку