-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Сампсониевый храм

Четверг, 05 Января 2012 г. 17:49 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya

Сампсониевский храм
 





История строительства

"Далеко не все знают, что в нашей столице есть памятник великой Полтавской победе. Этим историческим памятником является Сампсониевский храм, что на Выборгской стороне. Считаем своим долгом обратить внимание столичных жителей на этот великий памятник и редкую по своей старине святыню".

Эти слова настоятеля Сампсониевского собора отца Владимира Покровского были произнесены по случаю 200-летия Полтавской победы, но не потеряли своей актуальности и в наши дни. Причем очевидно, что уже в начале XX века историческое значение этого храма-памятника выходило далеко за пределы значимости обычной приходской церкви.



Созданный по проекту неизвестного архитектора (наиболее вероятно авторство Д. Трезини и М.Г.Земцова), Сампсониевский собор в Петербурге - один из немногих памятников архитектуры и искусства первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Он возведен в ознаменование Полтавской победы - важнейшего исторического события в жизни Российского государства, ставшего переломным во время Северной войны.

На полях Полтавской баталии 27 июня 1709 года были сорваны планы шведского короля Карла XII захватить Москву, уничтожить Российское государство и раздробить его на мелкие княжества, подвластные Швеции.

Полтавская победа позволила царю Петру сосредоточить все силы на севере для овладения выходом к Балтийскому морю и продолжить свои реформы. Она же окончательно обеспечила безопасность новой столицы - Санкт-Петербурга.

Петр Алексеевич считал, что это сражение навсегда должно остаться в памяти русского народа. В своем послании к Апраксину он писал: «Нынче уже совершенный камень в основании Санкт-Петербурга заложен».

В петровскую эпоху великие деяния и битвы было принято увековечивать на европейский манер, триумфальными арками и колоннами. Но храм в честь памятного события - выше по своему значению, поскольку ближе и понятнее русскому человеку, чем классическая колонна. Блестящая победа, "Русское Воскресение", как называл ее сам Петр Великий, была одержана в день поминовения Сампсона Странноприимца, поэтому храм-памятник, заложенный по повелению царя в ноябре 1709 года, был назван Сампсониевским.




Схема и макет первой Сампсоновской церкви

Освящена была первая деревянная Сампсониевская церковь в 1710 году.

Выборгская сторона не случайно стала местом строительства нового храма. Первая Сампсониевская церковь располагалась несколько ближе к Выборгской дороге (нынешнему Большому Сампсониевскому проспекту), ведущей в те времена на северо-запад, во владения шведского короля. Во время Северной войны прохождение войск мимо Полтавского мемориала, ежегодно устраиваемые в честь победы военные парады поднимали боевой дух российского воинства, способствовали росту гражданского самосознания.

Расположение Сампсониевского храма в некотором отдалении от административного центра оказалось удобным для открытия при нем в 1711 году первого общегородского кладбища для православных и иноверцев. Здесь были похоронены такие выдающиеся деятели России, как архитекторы Д. Трезини и А.Шлютер, Ж.Б.Леблон, Г.И.Маттарнови, скульптор К.Б.Растрелли, первый президент российской Академии наук Л.Блументрост, первый русский экономист И.Посошков, художники Л.Каравак, С.Торелли и многие другие. В настоящее время сохранилась только часть надгробий, в том числе памятник на могиле "врагов Бирона" - Волынского, Еропкина и Хрущова, выполненный в 1885 году по проекту архитектора М.Щурупова.


Памятник на могиле русских патриотов Волынского, Еропкина и Хрущова

Существующий в настоящее время каменный Сампсониевский храм был заложен после смерти Петра I, в 1728 году. Началось его сооружение на средства ярославского купца И.А.Лапшина. Но денег у него хватило только на возведение фундамента, кирпичи для строительства церкви поставляли за государственный счет. К тому времени царский Двор находился в Москве, и средств для возведения нового Сампсониевского храма явно недоставало. Возобновилось строительство только при императрице Анне Иоанновне, после возвращения Двора в Петербург, и было завершено в 1740 году. Тогда же освятили главный алтарь во имя Сампсона Странноприимца.

Сампсониевский собор - это комплекс, включающий в себя собор, колокольню, часовню и просвирню. Он отличается от других храмовых сооружений северной столицы сочетанием допетровских и европейских архитектурных форм. Общий стиль храма исследователи относят к архитектурному направлению первой половины XVIII в. - анненскому барокко. Вместе с тем, завершение колокольни собора восьмигранным шатром с окнами-"слухами" - редкий случай в северной столице, но типичный в зодчестве Москвы, Ярославля и Соликамска XVI-XVII веков.


Сампсониевский собор

Главная достопримечательность храма - золоченый пятиярусный деревянный иконостас, признанный шедевр русской резьбы XVIII века.

Особо отмечено было историческое значение Сампсониевского собора в 1909 году, когда вся Россия отмечала 200-летие Полтавской победы. Возле храма был открыт памятник Петру Великому работы М.Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены чугунные мемориальные доски с текстами речей Петра I к воинам - участникам Полтавского сражения.


Памятник Петру I


Проект памятника Петру I работы М.М.Антокольского

Таким образом, и площадь перед собором, и территория самого храма были включены в единую историко-культурную зону.

Архитектура

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге - одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты, с известняковым цоколем и кирпичными оштукатуренными стенами.

Высота здания до карниза - 8,2 м; до креста купола - 35,1 м. Собор завершает восьмигранник с ложными окнами, увенчанный пятиглавием с богато декорированными крестами. С востока храм завершает полукруглая апсида, увенчанная маковкой с крестом.



За годы своего существования Сампсониевский храм неоднократно перестраивался. Так, в 1761 году на средства М.Я.Грязновского-Лапшина, племянника первого попечителя Сампсониевской церкви, к основному куполу были пристроены четыре декоративных деревянных барабана с малыми главками. Тогда же железом покрыли кровлю храма.

Вход в собор декорирован фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (работа скульптора Гейдлиха по рисунку Н.Е.Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С северной и южной сторон храма - открытые галереи с пятью проемами каждая. В стены галерей вмонтированы надгробные доски.


Ангелицы трубят славу Господу

Несмотря на неоднократные реставрации, за время своего существования облик Сампсониевского собора практически не изменился.

Часовня


Часовня храма. 1909 г.

Часовня Сампсониевского собора была построена в 1909 году по проекту архитектора А.П.Аплаксина, предположительно на месте алтаря первой Сампсониевской церкви. Это здание с гранитным цоколем, квадратное в плане, площадью 9 кв.м, оформлено в барочном "растреллиевском" стиле.




Часовня храма

В верхней части фасада часовни представлена лепная композиция - Всевидящее Око Господне в облаке и короны на иониках. Ниши и оконный проем обработаны наличником с архивольтами. Завершается часовня фонариком с главкой луковичной формы.

Колокольня

Автор колокольни Сампсониевского собора - неизвестный архитектор. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой - восьмигранный шатер. Шатер завершается главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни - арочный проезд и боковые флигели-пристройки.


Сампсониевский собор. Колокольня. Фото К. К. Буллы, 1900-е гг.

I ярус. Углы башни декорированы рустованными пилястрами. Лицевые фасады украшены наличниками с сандриками, а верхняя часть оформлена в виде картуша. На них - тексты речей императора Петра I, произнесенных им в день Полтавского сражения. Записал их Феофан Прокопович.

Южная сторона:

"Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собою правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея".

На южной стене слева:

"Здравствуйте, сыны Отечества, чады мои возлюбленные! Потом трудов моих создал Я вас; без вас государству, как телу без души, жить невозможно, Вы, имея любовь к Богу, к вере православной, к Отечеству, славе и ко мне, не щадили живота своего и на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрыя дела ваши никогда не будут забвенны у потомства".


Мемориальная доска

На северной стене:

"Никто не может более как сии несли тяготу дневную и нощную за любовь Божию, Матерь Церковь. Целость Отечества и за Государя, положили души свои и кровию венчалися и подвиги страдальческие явили. Храбрые воины! Вы увенчались страдальческим венцом и предстоите пред престолом царя небесного. Поборайте же своими молитвами правому оружию моему, поднятому на благо Отечества. Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709-го июня 27 дня".

Все три доски чугунные, литые. Их форма строго соответствует форме ниш. Тема досок, их количество и форма позволяют заключить, что доски были специально созданы для колокольни Сампсониевского собора. Время их изготовления - после 1909 года, т.к. ниши, по форме которых они выполнены, появились лишь в ходе реставрационных работ.

Текст 1-й доски (восточной, на южной стене) представляет собой приказ Петра, данный в канун Полтавского боя 26 июня.

Текст второй - речь Петра к своим военачальникам после окончания сражения. Редакция этих речей представлена в книге И.Ф.Павловского "Битва под Полтавой и ее памятники". Полтава, 1909.

Известны несколько редакций этих речей. Помещенные на колокольне доски - прекрасный пример подобного рода памятников, где гармоничны выразительный текст литературы, умелое решение композиции и символичность места установки.

В арочном проеме колокольни - чугунные ворота. Арочный проезд вымощен лещадными плитами.


Эскиз ограды Сампсониевского храма архитектора Н.Е.Лансере II ярус.

Обработан парными пилястрами тосканского ордера, опирающимися на постамент в виде угловых тумб. Стены обработаны нишами с венчающими их наличниками.

III ярус. Каждая из его граней завершается фронтоном. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века. Восьмигранный шатер завершен луковичной главкой с крестом.


Ограда

Первоначально у храма было каменное ограждение с глухими дверными полотнищами. Во время реставрации 1909 года его заменили легкой металлической оградой с ажурными въездными воротами под звонницей, исполненными по эскизу архитектора Н.Е.Лансере.



Декоративное убранство

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге - типичный для XVIII века однонефовый храм, вытянутый в длину и завершающийся овальной апсидой. В плане он представляет собой прямоугольник (44,0 х 24,2 м). Здание площадью 806 кв.м состоит из трех разновеликих объемов: трапезной, в которой расположены приделы Иоанна Богослова и Михаила Архангела, и основного ядра храма, завершающегося главным алтарем, снаружи выделенным полукружием апсиды.


Общий вид трапезной и малых иконостасов

Первоначально пол собора был чугунным, в 1830-е годы его заменили каменными плитами. Но из-за сырости и холода каменное покрытие оказалось вредным для резных деревянных иконостасов. Пол сделали деревянным, а в стенах храма устроили четыре вентиляционных канала. Вплоть до 1852 года Сампсониевский собор отапливался не полностью. Печное отопление было только в западной части, поэтому зимой богослужения обычно проводились в малых приделах.

Алтари приделов ограждены железными решетками так же, как и "места для сирых и убогих", расположенные напротив малых алтарей.


Картуш


Престол главного алтаря после реставрации 1909 г.


Композиция ''Агнец с хоругвью''. Фото 1909 г.

В предалтарной части интерьера росписи сохранились фрагментарно. Согласно проведенным А.П.Аплаксиным исследованиям, в 1740-е - 1750-е годы своды были окрашены в белый тон по алебастровой затирке, а стены - клеевой краской, бирюзовым тоном. Позже стены храма перекрасили в серо-зеленые тона. В 1860-е годы стены и своды храма были покрыты росписью в стиле ампир. После реставрации 1909 года роспись на сводах была забелена. Библейские росписи на сводах сохранились, но были дополнены барочным обрамлением. Роспись "Троица" на предалтарном своде до нашего времени не сохранилась, в отличие от Саваофа за малыми алтарными преградами. Композиция "Два ангела с крестами" над аркой восточного люнета, частично утраченная к 1909 году, была заменена ангелами, венчающими образ Каплуновской Богоматери, которым благословляли русские войска перед Полтавским сражением. Утрачен картуш западного люнета с видом Сампсониевского собора.


Иконостас придела Михаила Архангела

Прекрасно сохранилась настенная роспись "Император Петр I" на стене центрального предалтарного придела.

Сампсониевский собор - редкий храм в Петербурге, в котором сохранились все 68 икон его иконостасов. Большинство из них датировано 1720-1760 годами, в том числе три редкие подписные иконы А.Квашнина, А.Поспелова и Т.Баженова (исключение из традиции - обычно православные образы не подписываются).

В 1909 году по проекту А.П.Аплаксина с запада к трапезной был пристроен притвор.

На северной и южной стенах трапезной помещены самые крупные в Петербурге Лицевые Святцы со святыми, поминовение которых приходится на период с января по декабрь. В стены центрального нефа трапезной вмонтированы три надгробные плиты XVIII века: И.Ф.Набокова, С.А.Жеребцовой и Григория Федоровича.


Сень надпрестольная из главного алтаря после реставрации 1909 г.

У южного иконостаса Михаила Архангела – четыре яруса и 22 иконы. В царских вратах - подписная икона Ивана Квашнина "Евангелист Иоанн" (1720 г.). Декор иконостаса свидетельствует о переходном времени его создания: рядом с барочными картушами и рокайльными завитками мотивы классицизма - розетки, гирлянды, каннелированные пилястры ионического ордера.

Северный иконостас Иоанна Богослова был сооружен в первой половине XVIII века, он четырехъярусный, с 22 иконами, причем часть иконостаса с двумя иконами вынесена на северную стену храма. Декор отличается стилистическим единством и гармоничностью. Изысканность деталей и утонченность орнамента позволяет отнести иконостас к стилю рококо.

На западной стене центрального предалтарного нефа сохранилась роспись " Император Петр I", датируемая 1740 годом.

Основатель Сампсониевского собора изображен выходящим из походной палатки, по сторонам от которой размещены военные трофеи. На столе рядом с императором - символы власти, скипетр и корона. Петр Алексеевич благодарит провидение за одержанную победу над шведами. Благоговейно приложив левую руку к груди, он направляется к престолу основанного им храма. Вечерний пейзаж на заднем плане, окрашенный прозрачными тонами заходящего солнца, символизирует окончание дня триумфальной битвы. Роспись выполнена по штукатурке масляными красками неизвестным русским живописцем восемнадцатого столетия.


Державный основатель Сампсониевского храма император Петр Великий.

Главный иконостас Сампсониевского собора - блестящий образец стиля барокко, представленный в начальной стадии творчеством И.П.Зарудного (иконостас Петропавловского собора) и достигший расцвета в произведениях Франческо Бартоломео Растрелли. Время создания этого шедевра - 1730-е годы, период так называемого "анненского барокко". Автор проекта иконостаса не установлен, но широта замысла, легкость и изящество его воплощения предполагает руку гения, соединившего в своем творении черты традиционного русского деревянного иконостаса с размахом, внутренним напряжением и экспрессивностью западноевропейского барокко.


Деталь главного иконостаса

В отличие от иконостаса Петропавловского собора, алтарная преграда Сампсониевского храма решена в виде высокого иконостаса и выполнена из липового дерева, с пятью ярусами: местным, праздничным, апостольским, пророческим и крестных страданий.


Деталь главного иконостаса

Иконостас целиком занимает восточную стену интерьера и, подобно великолепной декорации, замыкает пространство храма. Обилие декора, светская трактовка скульптурных изображений, отличающихся изысканностью силуэтов, свободной постановкой в пространстве, мажорное звучание зеленых тонов, смягченное приглушенным сиянием позолоты, - все это несет на себе отпечаток большого стиля дворцового зодчества XVIII столетия.


Деталь главного иконостаса

Деталь главного иконостасаОтличительная особенность главного иконостаса - его резьба. Это и прямые и витые колонны, растительный орнамент которых поражает своим богатством и пышностью, головки и фигурки херувимов, кронштейны и картуши. Если ангелы третьего яруса с символами крестных страданий достаточно статичны, то остальные элементы убранства полны барочного движения, чередования света и тени в позолоте.

Образцы русской школы резьбы по дереву XVIII века - надпрестольная сень и престол главного иконостаса.

Сень представляет собой четырехскатный шатер-балдахин, поддерживаемый четырьмя витыми колоннами на пьедесталах. Колонны декорированы накладной резьбой в виде виноградной лозы с кистями. Антаблемент сени украшен дентикулами, по нижнему краю - фестонами с кистями. Детали декора позолочены, фон - темно-зеленый. С внутренней стороны балдахина располагались полихромные композиции, исполненные масляными красками на холсте.

в центре - "Святой Дух";
юг - "Оплакивание Христа";
север - "Положение во гроб";
запад - "Моление о чаше";
восток - "Распятие Христа".

Сохранились также 5 изображений херувимов, выполненных маслом по деревянной основе.

Престол главного алтаря был изготовлен в первой половине XVIII века. Он покоится на четырех опорах в виде символов четырех евангелистов - ангела, льва, тельца и орла (основание каждой фигуры - золоченое резное облако). Опоры престола скреплены крестовиной, в центре которой на подставке - композиция "Агнец с хоругвью". Верхняя доска престола была выполнена из кипариса. В настоящее время престол демонтирован, имеет многочисленные утраты и нуждается в комплексной реставрации.

Из сохранившихся осветительных приборов храма можно назвать "пятистенник" (пятистенный фонарь на четыре свечи) XVIII века. Он изготовлен из бронзы, имеет остатки серебрения.

В центральном приделе - великолепное посеребренное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы. Светильник шестиярусный, имеет навершие в виде креста и шаровидное завершение, украшено орнаментами в виде стилизованных цветов, ветвей и листьев. Это редкий образец сохранившихся церковных светильников XVIII века.


Паникадило на 54 свечи, медное, высеребренное, работы сер. XVIII века

Сохранился от прежнего храма и ажурный кованый железный фонарь XVIII века на одну свечу, грушевидной формы, с выступающим ажурным орнаментом и подвеской.

***

Иконостасы Сампсониевского собора


Северный придел. Иконостас Иоанна Богослова
Иконостас северного придела деревянный, окрашенный, с золоченой резьбой, шириной 6,3 м, высотой - 7,4 м. Его стиль можно определить как рококо.

Семнадцать живописных икон написаны темперой по дереву. Две из них вынесены на северную стену, что подтверждает предположение А.П. Аплаксина о переносе в новую церковь старого иконостаса. Иконы местного ряда заключены в прямоугольные рамы. Рамы праздничного яруса имеют фигурные завершения в виде полукружий, раковин, стеблей и листьев аканта, с парными головками Херувимов в центре. Такое же оформление у деисусного и пророческого ярусов.

Царские врата поднимаются на высоту первых двух ярусов. Их створки с характерным для стилей барокко и рококо полуциркульным вырезом украшает резной орнамент из цветов, листьев и побегов аканта. Шесть икон Царских врат утрачены. В просвете выреза, образованного створками Царских врат и аркой над ними, размещаются золоченые резные лучи с Евангелием и крестом.

В этом иконостасе - только одна боковая дверь с изображением архидиакона Стефана.
На восточной стене алтаря - роспись Бог Отец в виде старца в облаках.


Южный придел. Иконостас Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Иконостас южного придела деревянный, окрашенный, с накладной резьбой и позолотой. Шириной 6,3 м, высотой 7,4 м.

Двадцать две иконы написаны темперой по дереву. Иконостас вписан в полуциркульный свод. По горизонтали он расчленен двумя антаблементами, по вертикали - каннелированными пилястрами с композитными капителями, чередующимися с рамами икон.
Центральную часть иконостаса занимают Царские врата с резными позолоченными рамами для шести клейм (1720-е годы): "Благовещения" и четырех Евангелистов. В просвете полуциркульной арки - резные лучи с чашей в центре.

На северной и южной дверях иконостаса - образы Архангелов Гавриила и Михаила.

Иконы нижнего яруса, так же, как "средник" третьего яруса - в прямоугольных рамах. Рамы второго, третьего и четвертого ярусов - прямоугольные с закруглениями. В четвертом ярусе "средник" овальный.

На восточной стене алтаря - роспись: Бог Отец в виде старца "на тверди".


Главный иконостас

Главный иконостас занимает всю восточную стену храма, его ширина - 13,6 м, высота (в средней части) - 11,2 м.

Это о нем А.П. Аплаксин с восхищением писал, что скромному собору выпала высокая честь быть хранилищем одного из величайших произведений искусства. Архитектурная ценность этого иконостаса сравнима с известными произведениями русского зодчества: иконостасами Успенского собора в Москве, новгородского собора св. Софии и собора Псковского Детинца.

Созданный в 1737 - 1739 гг. главный иконостас Сампсониевского собора можно отнести к эпохе, когда самобытное русское искусство начало подражать европейскому, по сути своей, оставаясь русским. Аплаксин причисляет его к лучшим произведениям пышного стиля Людовика XV, но перенесенного на русскую почву.

Золоченая скульптура иконостаса вырезана из липы. Сам пятиярусный иконостас изготовлен из сосны. Первый и второй - местный и праздничный, третий и четвёртый - апостольский и пророческий, пятый - крестных страданий.

Расположение икон соответствует церковному канону.

Иконопись исполнена талантливым мастером Алексеем Поспеловым, одним из представителей московской Оружейной палаты. Гладкая поверхность фона иконостаса, окрашенного в тёмно-зеленый цвет под уральский змеевик, в сочетании с золоченой резьбой дает великолепный колористический эффект.

Два нижних яруса, в которых, кроме Царских врат, находятся 10 икон, объединены композитным ордером с двенадцатью колоннами (по числу апостолов).

Центральная часть иконостаса на уровне всех пяти ярусов выделена сильными выносами раскрепованных карнизов.


Царские Врата главного иконостаса

Креповка карнизов второго яруса решена в виде балдахина над Царскими вратами. Балдахин завершается подобием купола, образованного поддерживающими корону четырьмя волютами. По обе стороны от купола - два Ангела с атрибутами Голгофы - копьем и губкой. Они являются центром композиции, которая аллегорически подготавливает к страданиям Господа. В третьем ярусе слева Ангелы несут лестницу и гвозди для Распятия, справа - молоток, гвозди и инструменты. Завершается композиция Ангелами, устанавливающими крест.


Распятие. Икона главного иконостаса

Композиционное решение центральной части главного иконостаса необычно для Православной Церкви. Канонически страдания Иисуса Христа должны быть представлены только в иконах пятого яруса.

Всего на иконостасе размещаются 56 золоченых скульптур и 42 золоченые резные рамы (киоты) для икон, каждая из которых имеет свой неповторимый орнамент и является самостоятельным произведением искусства.

Обилие золоченых скульптур и киотов придают иконостасу особую красоту и пышность, но в какой-то мере затеняет иконографическое содержание (некоторые скульптуры частично перекрывают иконы).

Резные Царские врата с шестью иконными рамами отличаются удивительным богатством и разнообразием орнамента: раковины, побеги и листья аканта, пальмовые ветви, цветы, картуши, головки Херувимов. Над ними - резное "облако" с сияющими лучами и головками Херувимов. Под балдахином, в центре второго яруса, - икона "Тайная вечеря".

Престол и сень главного алтаря исследователи относили к 1730-м гг., подчеркивая при этом, что "подобного престола в России больше нет".

До настоящего времени точно не установлено, кто был автором проекта главного иконостаса. Некоторые исследователи, ссылаясь на черты развитого барокко и определенное сходство с манерой резьбы иконостаса церкви в Петергофском Большом дворце, считают, что им был Ф.Б. Растрелли. Этого же мнения придерживался А.П. Аплаксин, правда, уточняя в своем отчете, что "имя автора неизвестно, он мог быть русским, но воспитанным в Европе, храня русскую мысль, он выразил ее "французскими словами", он мог быть европейцем, прожившим в России и воспринявшим русскую душу…".

Возможно еще одно предположение об авторстве главного иконостаса.


Тайная вечеря. Икона главного иконостаса

По своему стилю он похож на иконостасы, выполненные Иваном Петровичем Зарудным в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, церкви Меншиковского дворца на о. Котлин и Преображенского храма в Ревеле (Таллине).
О последнем И.Э. Грабарь писал: "в построении таллинского иконостаса он (Зарудный - П.З.) исходил из тех сплошных декоративных композиций, которые, будучи завезены из католической Польши на Украину, шли вразрез с традициями православных иконостасов Руси". Подобные элементы, присущие католической церкви, - обилие круглой скульптуры, скульптурная символика крестных страданий Иисуса Христа на третьем ярусе - имеются на главном иконостасе Сампсониевского собора, а И.П. Зарудный был любителем декоративных скульптурных украшений.

Очевидно, что сам архитектор не мог проектировать иконостас Сампсониевского собора, поскольку он создавался спустя девять лет после его смерти. Но вместе с Зарудным в Петербурге, Ревеле, на о. Котлин трудились иконописцы и резчики Московской Оружейной палаты, которые позже могли принимать участие в возведении Сампсониевского храма.

Староста Сампсониевского собора богатый купец Иван Лапшин мог нанять этих мастеров для создания главного иконостаса. И.Э.Грабарь приводит примеры, когда мастера-резчики самостоятельно создавали иконостасы храмов, используя барочные архитектурно-орнаментальные мотивы, и даже называет некоторых из них по фамилиям.

Вполне вероятно, что мастера, работавшие вместе с Зарудным, использовали его принципы и формы при создании главного иконостаса на Сампсонии.

Приостановка гражданского строительства в Петербурге периода царствования Анны Иоанновны, замена в 1735 году городских архитекторов (Еропкина сменил Земцов), проблемы после пожара в 1736 году - все это могло позволить Лапшину нанять резчиков для главного иконостаса Сампсониевского храма самостоятельно, без утверждения Канцелярией от строений.

Видимо, таким положением дел и можно объяснить отсутствие архивных данных об авторстве главного иконостаса.

Кем бы ни был действительный автор главного иконостаса храма Сампсона Странноприимца, в петровскую эпоху он пользовался авторитетом или поддержкой августейших особ. Даже указы Синода не помешали ему обильно украсить иконостас скульптурой, которая была запрещена Русской Православной Церковью и даже принудительно снималась со старинных иконостасов.

Сампсониевский собор был построен в начале XVIII века на окраине Санкт-Петербурга, рядом с дорогой, ведущей во владения шведского короля, с которым Россия вела изнурительную Северную войну.


Сампсоний Странноприимец. Фрагмент иконы месяцеслова

Сампсон (Сампсоний) Странноприимец, преподобный, родился в Риме, в семье богатых и знатных родителей. Получил хорошее образование, был врачевателем. Унаследовав после смерти родителей большое имущество, Сампсон подавал щедрую милостыню бедным и отпустил на волю своих рабов. Переселившись в Константинополь, устроил дом для странников, нищих и больных, посвятив им все свое время и средства. Патриарх рукоположил его в пресвитеры. Император Юстиниан (около 483—565), исцеленный его молитвой, в награду по желанию Сампсона построил странноприимный дом и больницу, во главе которых поставил Сампсона. Скончался Сампсон в 530 г. Имя его как целителя и чудотворца вспоминается в таинстве елеосвящения. День памяти — 27 июня.




Сампсониевский собор и часовня на месте деревянного храма. Фото К. К. Буллы, 1900-е гг.


Сампсониевский собор. Иконостас главного придела. Фото К. К. Буллы, 1900-е гг.


Сампсониевский собор. Сень над престолом главного придела. Фото К. К. Буллы, 1900-е гг.


Сампсониевский собор. Иконостас левого придела — во имя Иоанна Богослова. Фото К. К. Буллы, 1900-е гг.


Сампсониевский собор. Иконостас правого придела — во имя архистратига Михаила. Фото К. К. Буллы, 1900-е гг.


Памятник на могиле кабинет-министра Артемия Волынского и его сподвижников Хрущева и Еропкина. Фото К. К. Буллы, 1890-е гг.

Шло время, сменялись исторические эпохи, и храм Сампсония Странноприимца остался, но уже не на окраине, а в центре Петербурга. Он напоминает нам о былых исторических событиях, дает повод к размышлению о духовной чистоте его создателей, отразившейся в красоте и изысканной гармонии убранства.

Пройдя под глухим сводом звонницы собора и поднявшись по небольшому лестничному маршу, мы увидим барельеф - парящих ангелов с трубами, прославляющих Полтавскую победу (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е.Лансере, 1909).

Это своеобразный зримый эпиграф, настраивающий нас на восприятие уникального храма, несущего на себе отблеск радости победы после многотрудного сражения. А спокойное движение пространства собора, устремленного к сияющему позолотой главному алтарю, являет собой торжество и сознание силы победителей.
Таким памятником Сампсониевский собор остается и в наше время.

Материал подготовлен Т.М.Мокиной

тут,тут


Серия сообщений "Санкт-Петербург и пригороды":
Часть 1 - Храм Спаса На Крови
Часть 2 - Сампсониевый храм
Часть 3 - Соборы и храмы Петербурга и его окрестностей
Часть 4 - Храмы Санкт-Петербурга
Часть 5 - Храм Спас-на-крови в Петербурге ...
Часть 6 - Одна из самых старых церквей в Петербурге


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку