-Метки

Моисей авель агнец адам аджна азот алхимия анахата артефакты архангел гавриил архангел михаил атма бог божественная матрица вишудха вода водород время гороскоп грамота грех дева мария достопримечательности древнее знание дух душа дьявол ева железы жених закон рита закон рта звук здоровье земля знамение из жизни иисус иисус есть ли бог? иуда искариот каин камни кислород космос кремний крест лилит люди и время макрокосм манипура матрица медицина мессия микрокосм мифология мозг мозжечок мудрость музыка муладхара мыслеформы наука невеста непорочная ноги нострадамус обычаи огонь откровение архангела михаи откровение архангела михаила ошо дзен таро пищеварение прокариоты религии руки сахасрара свадхистана свастика свет символы славяне сотворение мира стихии тёмная материя тайны тело тетраморф тьма углерод флора христос цвет чёрная дыра чакры числа чувствознание энергия эфир я-сновидение яблоко

 -Рубрики

 -Цитатник

Притча: Организованная истина - (0)

Притча: Организованная истина     ...

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ - (0)

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КО...

Целебные свойства осинового аппликатора для здоровья - (0)

Целебные свойства осинового аппликатора для здоровья  Метод лечения с использование...

Капитолийская волчица Интересные факты - (0)

Капитолийская волчица Интересные факты   Римская волчица – символ города Ри...

Для чего носили черные маски без рта женщины Венеции, как эти эти маски прикрепляли, если на них не было завязок. - (0)

На картинах итальянских художников XVII-XVIII веков можно встретить странные женские изображ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТараньЖина_тАмАрА


О «женской нечистоте»: когда Новый Завет не замечает Ветхого

Суббота, 24 Августа 2024 г. 19:45 + в цитатник
https://dzen.ru/a/ZsgybK58DwsGV976

Сегодня в Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу. Священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга и преподаватель Ветхого Завета, разбирается, откуда пошла идея «женской нечистоты» и как осмысляются эти предписания в современности.
Священник Алексий Волчков
Священник Алексий Волчков
 
Сегодня мы поговорим о том, что обычно не является предметом обсуждения. Сразу введу слово, которым буду заменять все, о чем мы будем говорить. Его дает нам сам Ветхий Завет: это слово «нидда» (niddah). У него есть два значения: нейтральное и сугубо негативное. Первый смысл слова «нидда» – месячные, то, что случается с женщиной регулярно. Второе значение, которое является производным и которое влияет на понимание данного состояния, – это нечто скверное, нечистое, то, что вызывает (это не мои слова, так понимает это слово Библия) омерзение. Вполне нормально заменять понятие греха, порока словом «нидда». «Ты, Израиль, грешишь, у тебя есть нидда. Ты находишься в состоянии нидда».
 
Чистое и нечистое: нет предела «буквоедству»
 
Возьмем Книгу Левит и почитаем два стиха из 10 главы.
 
10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого,
11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.
 
Зачем Бог дает Израилю все это многообразие разных правил, постановлений и уставов, связанных со всем спектром жизни человека? Торговля, бракосочетание, разводы, отношения с Богом, с ближним, детьми, родителями – все это является предметом освещения со стороны ветхозаветного закона. Думается, это для того, чтобы все скрупулезно поставить в иерархическое отношение, чтобы дать молодым израильтянам ориентир, как жить правильно. Пристального внимания заслуживает даже вся физиологическая сторона жизни человека. Оказывается, когда мужчина или женщина что-то испытывают в своем организме или касаются чего-то особенного, они могут оказаться нечистыми. В итоге они не смогут участвовать в религиозной жизни, не могут быть «кошерными», годными для культовых взаимоотношений: для молитвы, посещения храма, принесения жертвы. Они не могут быть годными для полноценной социальной жизни.
 
Что вызывает нечистоту в жизни человека в понимании авторов Книги Левит, живших до Рождества Христова? Например, соприкосновение с чем-то мертвым. Участие в сражении, когда ты убиваешь кого-то, прикасаешься к мертвому телу. Труп животного. Наука в ветхозаветные времена, как мы понимаем, была развита слабо, и поэтому все разнообразие аллергических реакций, кожных поражений и высыпаний на теле сводилось к двум основным диагнозам: лишаю и проказе. Принималась во внимание и женская нечистота. Когда может возникать нидда? Когда у женщины появляется кровотечение. Женщина, у которой есть нидда, является нечистой. Соприкосновение с ней делает тебя тоже нечистым. Скажу более: если женщина села на твою кровать, а потом ушла, и туда же сел ты – ты тоже оказываешься нечистым человеком; нечистота поражает тебя, твое тело.
 
Что еще может вызывать состояние нечистоты? Это касается и мужчин, и женщин, – разные нездоровые выделения на половых органах, гнойные выделения, которые толкуются комментаторами как заболевания, половые инфекции – это называется «зава» и тоже наделяет человека состоянием нечистоты. Что такое нечистота? Это какая-то заразная болезнь, которая может передаваться от человека к человеку через прикосновения, объятия, обмен какими-то продуктами, предметами. Болезнь имеет холистическую природу, охватывающую всего человека. Она касается его духовных способностей, его духовного качества, религиозной компетентности. Например, ты можешь прикоснуться к своему умершему дедушке, никаких болезненных процессов у тебя в организме не будет, но ты станешь нечистым и не сможешь осуществлять религиозную культовую деятельность.
 
Каждая нечистота требует своего устранения. Есть три основных элемента, которые помогали и помогают израильтянам избавиться от состояния нечистоты: первый из них – омовение (миква), а второй – жертвоприношение, когда в храм приносили горлиц. Третий элемент – время. Вода, жертва и время – то, что помогает обрести состояние чистоты.
 
От 15-й главы и до самого конца в Книге Левит муссируются разные аспекты всех этих сюжетов: проказа, лишай, удачные и неудачные роды, кровотечения, семяизвержение у мужчины, половой акт. Все это волнует людей и вызывает разные чувства – стыда, отторжения, любопытства.
 
«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; 20 и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; 21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; 22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; 23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; 24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста» (Книга Левит, 15:19–23).
 
В другом месте, в главе 17-й, запрет гораздо более суровый: если мужчина вступает в половой контакт с женой, которая является нидда, то их ждет строгое наказание – изгнание, лишение статуса израильтянина. Как это все практиковалось в жизни, мы не знаем, но постановления, связанные с регулярными периодами в жизни женщины, необычно жестки и жестоки для нашего времени.
 
Древние не понимали, что происходит
 
Почему так получилось? Я читал одну статью, в которой проводилась параллель с греческой медициной. У греков месячные назывались очищением и имели позитивное значение: женщина очищается от лишнего, ненужного, отработанного и после оказывается даже чище, чем до. Но в Ветхом Завете возникает негативная перспектива: женщина, которая испытывает это состояние, однозначно воспринимается как грех, мерзость, то, чему не место в жизни Израиля. Почему же так происходит? У ученых, антропологов, психологов, психиатров, библеистов, историков, культурологов есть ряд ответов.
 
Первое весьма вероятное объяснение: древние не понимали, что происходит. Хлестание крови было связано в их сознании с трагедией и катастрофой – например, с раной от зверя во время охоты. Как можно кровоточить в течение суток после ранения? Ты же умрешь! А у женщин это случается регулярно… Произошло непонимание, а неумение разобраться, конечно же, вызвало негативное отношение мужчин. Вторая версия – связь женского цикла с лунным. Что такое Луна? Богиня, космические силы! Это вызывало у мужчин – а они и были творцами всех этих моделей и смыслов – какой-то ужас. Если связь есть – она хорошая или плохая? Что со всем этим делать?..
 
Если вспомнить о кошерной пище, кровь животного нечиста, ее нельзя касаться, а только осторожно сливать вниз. А тут кровь оказывается прямиком в центре семейной жизни! Так не является ли женщина источником семейного осквернения? Наблюдая за миром животных, древние не могли обнаружить ничего подобного. Следовательно, с женщиной было что-то не так. Это мы сейчас понимаем «не так» как особенность, необычную черту. У древних же все было просто: есть нормальное и ненормальное, и «нормальные» состояния женщины – быть девушкой-подростком или быть беременной, кормить ребенка или быть умудренной опытом старицей. В эти периоды кровоизлияний у нее нет – значит, она «работает правильно», в противном случае же она производит нечистоту в семье на регулярной основе.
Ээро Ярнефельт. Иисус и блудница, XX в.
Ээро Ярнефельт. Иисус и блудница, XX в.
Древний мир был миром мужского доминирования, и мужчинам были нужны факты для подтверждения своего доминирования: по их мнению, женщина оказывается ниже мужчины как раз из-за своей нечистоты, она какая-то поломанная, больная, неполноценная. Мужчина может быть левитом и первосвященником, а женщина не может заниматься культовыми делами, потому что в ее организме «поломка». Один остроумный комментатор заметил, что у женщины в Книге Левит есть единственная культовая роль, и она, конечно же, негативная: это роль ворожеи, побиваемой камнями.
 
Антропологи предположили, что корни проблемы восходят к племенным отношениям. У женщины начинается цикл, он длится 5–7 дней, и в течение этих пяти дней она неприкосновенна. Еще семь дней после по ветхозаветным законам нужно соблюдать ее неприкосновенность, и в итоге у нас получается 12 дней, когда контакта между мужчиной и женщиной нет: потом же у женщины начинается овуляция, и она сразу может забеременеть, чтобы силы мужчины расходовались очень фокусированно. Еще одно антропологическое наблюдение – Вавилонский Талмуд сообщает, что сами женщины-иудейки были на стороне этих принципов и строжайше их соблюдали. Почему? Они ставили границы от мужчин! В этом положении они становились хозяйками: у них впервые появлялось личное пространство. Вплоть до рубежа XIX–XX веков никаких средств гигиены, кроме элементарных, не существовало. Поэтому женщинам приходилось быть в стороне, никуда не ходить и ни с кем не контактировать. Заболела? Сиди дома!
 
Какой смысл в женскую нечистоту вложил Бог?
 
А какой смысл вложил в это все Бог Израилев? Везде есть моменты активности и воздержания, и нужно умение повиноваться Богу даже в каких-то непонятных состояниях. Как потом скажут христианские авторы – тема нечистоты должна быть духовно осмыслена. Она должна быть истолкована аллегорически как нечистота не тела, а души! Но это, конечно, будет гораздо позже.
 
Тема женской крови является проблемной почти во всех древних культурах. Она всегда вызывает недоумение, ропот или вообще истерический ужас у мужчины. Эта ситуация нуждается в каком-то логическом объяснении, должны появиться мифы, привычки, правила – так вот, кое-где правила оказываются еще более суровыми. У зороастрийцев, например, сексуальная связь с женщиной, которая еще не вышла из состояния нечистоты, грозила мужчине смертью. В дальнейшем тема нечистоты получает богословское толкование: нетерпимость к этому явлению становится все отчетливее. Приведем в подтверждение моего тезиса два стиха. Первый из них – Книга Чисел, пятая глава:
 
«И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу».
 
Почему женщина оскверняет стан Израилев? Почему ее ожидает отлучение от религиозной жизни? Дальше – Иезекииль, глубоко уважаемый и почтенный пророк; глава 36, стихи 16–17:
 
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее».
 
Почему нет такого образа с бородой? Вот, допустим, у мужчины растет борода, это естественно – почему она ничего не оскверняет? Получается, израильтянка виновна в том, что у нее есть нидда.
Исцеление кровоточивой. Византия, XIII в.
Исцеление кровоточивой. Византия, XIII в.
Вот что сообщает Иосиф Флавий: Храм Иерусалимский, расширенный Иродом и включавший в себя места даже для язычников, не отводил угла женщинам в состоянии нидда. В Кумране были поселения, где жили заболевшие и нидда, и для них существовало отдельное кладбище. В Талмуде есть цикл сочинений «О чистоте», а в нем – 12 трактатов, где разбираются сюжеты, связанные с нидда. Например, 12 дней в месяце нельзя не только иметь половой контакт, но и просто обниматься или держаться за руки. Мне кажется, это было очень трудно. Ну как же так, когда половину жизни приходится сидеть в разных концах квартиры со своей женой?! А если женщина умирала в этом состоянии, с ней тем более нельзя было соприкасаться. Мужу приходилось смотреть издали на то, как ее хоронят. Скажу больше: женщине приходилось постоянно жить в условиях невроза, опасаясь, а не оказалась ли она вдруг нидда. Может быть, она все испортила, и все пошло прахом?..
 
Новый Завет меняет дело
 
Мы помним историю о кровоточивой, она есть у трех евангелистов – Марка, Матфея и Луки. Зная все, о чем мы говорили, можно заметить, что женщина, оказавшаяся в собрании религиозных мужчин и кого-то там коснувшаяся, попирает все имеющиеся правила! Она касается одежды, и Иисус оказывается «нечистым» – а Он ведь учитель, Он молится, проповедует, учит! Но, как мы знаем, Евангелие позитивно оценивает эту коллизию: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Она, будучи изгоем, недостойным жизни в Святом Израиле, сделала все правильно – таков вердикт Евангелия.
 
Когда еще поднимается эта тема? В притче о добром самаритянине. То же самое! Почему и левит, и первосвященник прошли мимо раненого? Чтобы не касаться крови. А вдруг он мертвый? Тогда все пропало! Они не могут помочь больному или умершему человеку из религиозных соображений.
 
Кажется, что Закон и Бог против помощи ближнему. Но когда на стороне Любви выступает Иисус Христос, этот Закон не работает. Все нужно пересмотреть и изменить.
 
В окружении Иисуса Христа были женщины. Это факт. Никто не отправлял их домой, тем самым тема нидды была там неактуальна. Важно вспомнить и беседу с самарянкой. У евреев было два мнения: либо самарянки постоянно кровоточат, либо очень легко к этому относятся и могут, например, спокойно выйти к колодцу. Но Христос не спрашивает у самарянки о ее состоянии, Он избегает нездоровой зацикленности на интимной теме и спокойно общается с женщиной. Апостол Павел тоже никак не касается этой темы: он говорит о еде, обрезании, соблюдении субботы, но о женской крови не упоминает ни разу.
 
Мефодий Олимпийский, автор рубежа II–III веков н. э., пишет следующее:
 
«Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что в Законе упоминается».
 
Раз вы уже очищены Крещением, то нечистота не может вас ничем осквернить! Следующий литературный памятник – «Дидаскалия Сирийская», написанная в III веке:
 
«Если вы думаете, что женщины лишены Духа Святого в течение семи дней после вашего очищения, то тогда, если бы вы умерли в это время, вы отошли бы пустыми и безо всякой надежды».
 
Очень хорошая мысль! Есть другие авторы, и все они высказываются в пользу того, что эту тему не надо поднимать вообще: пускай она остается в Ветхом Завете, а мы будем толковать все аллегорически. Нужно заменять физическую ритуальную нечистоту на моральную, этическую – и бороться с грехами.
 
«Обыкновенное женское» и современность
 
Но параллельно возникает обсуждение в христианской среде, и конечно же, вновь получает вес все то, о чем мы говорили раньше: страх и непонимание мужчин, неразвитая гигиена и прочее. Эти факторы не отменились, и поэтому иудейские правила снова стали проникать в толщу христианской жизни. Апокриф «Первоевангелие Иакова», описывающий детство Марии и праздник Введения во храм, говорит, что Мария жила в храме до двенадцати лет, а затем у Нее началось «обыкновенное женское», и Она была удалена от храма. И потом Дионисий Александрийский неоднократно пишет, что «им хорошо бы воздерживаться от полноценной церковной жизни». Не надо ходить в церковь, надо сидеть дома, потому что женщина в таком состоянии неполноценна и негодна для религиозной жизни. Самое смешное, что и Дионисий, и «Дидаскалия» ссылаются на один и тот же сюжет, а именно – исцеление кровоточивой. Дионисий обращает внимание на то, что она коснулась лишь одежды Христа, а не Его тела: так как же ты можешь причащаться Тела Господня, если ты нечиста?
Живопись Елены Черкасовой (XXI в.)
Живопись Елены Черкасовой (XXI в.)
Сделаем маленький вывод. Кто у нас не причащается на богослужении? Две категории: язычники и грешники. Получается, нидда – либо язычница, либо грешница. Появляются каноны, прописывающие невозможность полноценного церковного жития для женщины во время месячных, когда она является нидда.
 
Современные приходы по-разному решают эту проблему. Где-то женщинам запрещено входить в храм вообще, а где-то они могут свободно молиться и причащаться. Чаще всего встречается нечто среднее: заходи и стой хоть у иконостаса, но не причащайся и не участвуй в Таинствах. Думаю, библеистам, медикам и психологам стоило бы собраться и попробовать дать ответ: почему современные христианки не могут причащаться?
 
Надо сформулировать и обосновать это, потому что на данный момент мы опираемся на полупервобытные предпосылки, получившие медицинский ответ: уже понятно, что это не болезнь и не грех.
 
Если мы опираемся на Книгу Левит, то у меня возникает вопрос: почему мы оставили главу 15, но отказались, например, от обрезания, от верности кошерным представлениям о пище? Почему мы оставили закон о нечистоте, а другие убрали? Я хотел бы, чтобы это оказалось предметом современного осмысления и дебатов.
 
Подготовила Елизавета Трофимова

Рубрики:  =ИНТЕРЕСНОЕ В МИРЕ=/На тему библейских сюжетов
=ЧАКРЫ=/Символы Муладхары
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку