-Метки

Моисей авель агнец адам аджна азот алхимия анахата артефакты архангел гавриил архангел михаил атма бог божественная матрица вишудха вода водород время гороскоп грамота грех дева мария достопримечательности древнее знание дух душа дьявол ева железы жених жертва закон рита закон рта звук здоровье земля знамение из жизни иисус иисус есть ли бог? иуда искариот каин камни кислород космос кремний крест лилит люди и время макрокосм манипура матрица медицина мессия микрокосм мифология мозг мозжечок мудрость музыка муладхара мыслеформы наука невеста непорочная ноги нострадамус обычаи огонь откровение архангела михаила ошо дзен таро пищеварение прокариоты религии руки руны сахасрара свадхистана свастика свет символы славяне сотворение мира стихии сын человеческий тёмная материя тайны тело тетраморф тьма углерод флора христос цвет чёрная дыра чакры числа чувствознание энергия эфир я-сновидение яблоко

 -Рубрики

 -Цитатник

Притча: Организованная истина - (0)

Притча: Организованная истина     ...

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ - (0)

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КО...

Целебные свойства осинового аппликатора для здоровья - (0)

Целебные свойства осинового аппликатора для здоровья  Метод лечения с использование...

Капитолийская волчица Интересные факты - (0)

Капитолийская волчица Интересные факты   Римская волчица – символ города Ри...

Для чего носили черные маски без рта женщины Венеции, как эти эти маски прикрепляли, если на них не было завязок. - (0)

На картинах итальянских художников XVII-XVIII веков можно встретить странные женские изображ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТараньЖина_тАмАрА


За что Синод требовал казнить Ломоносова

Понедельник, 22 Июля 2024 г. 17:14 + в цитатник
https://dzen.ru/a/ZJHsUNcpHwHpgG4g

Критика церкви присутствовала и до Ломоносова, например, в сатирических произведениях 17 века, но без авторства, в виде пародий. Но именно Ломоносов первый выступил открыто против некоторых церковных обрядов, которые на его взгляд, наносили непоправимый ущерб обществу, за что и был наказан императрицей Елизаветой Петровной.
Ломоносов и Елизавета Петровна
Ломоносов и Елизавета Петровна
 
Антицерковная сатира в 17 веке
 
«Калязинская челобитная» остро и зло осмеивает порядки в Калязинском монастыре Тверской епархии, за стенами которого скрывается сытая и полная пьяного разгула жизнь.
 
Низшая монастырская братия Калязинского монастыря бьёт челом архиепископу тверскому Симеону на своего архимандрита Гавриила за то, что он, забыв страх божий и монашеские обеты, досаждает монахам:
 
научил он плутов-пономарей не вовремя в колокола звонить, а в полночь их будят на церковную службу, и они не успевают за ночь «келейного правила» в девять ковшей пива справить;
 
много жжёт ладану и свечей, всю церковь закоптил, у монахов от копоти выело глаза и засаднило горло, заставляет поклоны земные класть;
 
не пускает монахов за ворота в слободы ходить, коровницам благословенья подать;
 
Всех старцев-пьяниц разогнал, некому пиво варить;
 
заставляет стоя почасту, каноны петь, а монахи от пьянства даже лежа петь не могут;
 
Долго есть не дает, и заутрени и обедни все не евши поют;
 
В великий пост земные поклоны класть повелел;
 
Когда есть прикажет, то ставят репу пареную да редьку вяленую, кисель овсяный, а лучше бы было для постных дней вязигу, да икру, да белую рыбицу, да по три пирога, да по два блина.
Критика церкви присутствовала и до Ломоносова, например, в сатирических произведениях 17 века, но без авторства, в виде пародий.-2
Пробуют монахи уговорить архимандрита жить в мире и в согласии с монахами, варить с ними пиво и братию допьяна поить, пореже в церковь ходить и их службой не томить, но архимандрит, «родиною поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец», ни в чём своих советчиков не слушает и продолжает держать их в чёрном теле.
 
Челобитная очень зло и остро высмеивала порядки, укоренившиеся в Калязинском монастыре. Упоминаемые в челобитной имена архиепископа Симеона и архимандрита Гавриила не вымышленные, а реальные. Симеон был тверским архиепископом с 1676 по 1681 г., тогда же был архимандритом в Калязинском монастыре Гавриил, поэтому написание челобитной датируется 1677 годом.
 
Данное сатирическое произведение очень натурально изображало монастырский быт и определившееся уже в ту пору разложение монастырских традиций и свидетельствовало о критическом отношении к церкви в крестьянской среде.
 
Ломоносов против церкви
 
В 18 веке ненависть Синода и духовенства вызвал и великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, научные опыты которого подрывали основы религии. Ломоносов отвергал церковное учение о неизменности природы и создании ее Богом.
 
«Напрасно думают, – писал он, – что все, как видим, сначала творцом создано. Таковые рассуждения весьма вредны приращению наук. Легко быть философом, выучив три слова: бог так сотворил, – и сие дая в ответ вместо всех причин».
 
Ломоносов высмеивал тупость и невежество духовенства, выступавшего против науки. В 1740 году по инициативе Ломоносова была издана книга французского ученого, академика Фонтенеля «Разговор о множестве миров», в которой в популярной форме излагались научные данные астрономии, шедшие вразрез с религиозными мифами о создании мира.
 
Синод признал книгу Фонтенеля «противной вере и нравственности»; книгу изъяли и уничтожили. Раздраженный выступлениями Ломоносова против религии и церкви, Синод хотел помешать его научной деятельности. Он требовал, чтобы произведения Ломоносова были сожжены, а сам Ломоносов был отослан в Синод «для увещания и исправления».
 
Письмо Ломоносова «О размножении и сохранении российскаго народа».
 
Чашу терпения Священного Синода переполнило письмо Ломоносова, которое было отправлено Ивану Ивановичу Шувалову 1 ноября 1761 года, где учёный открыто выступил против церкви.
 
Во-первых, он был категорически против того, что молодых парней и дев постригают в монахи, поскольку прежде монастыря они могли нарожать ребятишек, а также он считал, что нужно позволить второй брак вдовым молодым попам и дьяконам, а в монастырь следует уходить в преклонных годах, старше 50 лет.
Критика церкви присутствовала и до Ломоносова, например, в сатирических произведениях 17 века, но без авторства, в виде пародий.-3
Первый раз письмо было напечатано в 1819 году, но опять было запрещено Синодом
 
Из письма:
 
«Вошло в обычай, что натуре человеческой противно (противно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасенью дается повод и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается воля.
 
Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются.
 
Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах.
 
Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет.
 
Дело в том, что Ломоносов поднял очень больные для церкви темы блудодеяния, содомства, детоубийства, которые возникли с самого основания монастырей. Все об этом знали, но говорить было нельзя, он, как ученый, не мог молчать.
 
В письме он также написал о крещении младенцев в холодной, а зимой в ледяной воде, таких попов он назвал палачами.
 
«Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается (а когда рот и ноздри запирает поп рукою, тогда пресекается дыхание, которое недавно лишь получил младенец).
 
Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится».
 
Он также категорически выступал против постов, особенно в весеннее время, когда не хватает витаминов, люди долго воздерживаются от еды, а потом так объедаются, что происходит несварение в кишечнике.
 
Иван Иванович Шувалов испугался, прочитав письмо, положил под сукно, доложил императрице Елизавете Петровне.
 
Представители православной церкви потребовали сожжения Михаила Ломоносова! Воинский Артикул Петра I предусматривал смертную казнь, именно на него и опирались недоброжелатели ученого.
 
Архимандрит Дмитрий (Сеченов), духовник императрицы, в своем заявлении на Ломоносова просил именно сожжения. Однако, по милости императрицы, "провинившемуся" сократили жалование в 2 раза и велено было принести извинение.

Рубрики:  =ИНТЕРЕСНОЕ В МИРЕ=/Интересные люди
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку