-Метки

Моисей авель агнец адам аджна азот алхимия анахата артефакты архангел гавриил архангел михаил атма бог божественная матрица вишудха вода водород время гороскоп грамота грех дева мария достопримечательности древнее знание дух душа дьявол ева железы жених жертва закон рита закон рта звук здоровье земля знамение из жизни иисус иисус есть ли бог? иуда искариот каин камни кислород космос кремний крест лилит люди и время макрокосм манипура матрица медицина мессия микрокосм мифология мозг мозжечок мудрость музыка муладхара мыслеформы наука невеста непорочная ноги нострадамус обычаи огонь откровение архангела михаила ошо дзен таро пищеварение прокариоты религии руки руны сахасрара свадхистана свастика свет символы славяне сотворение мира стихии тёмная материя тайны тело тест тетраморф тьма углерод флора христос цвет чёрная дыра чакры числа чувствознание энергия эфир я-сновидение яблоко

 -Рубрики

 -Цитатник

Притча: Организованная истина - (0)

Притча: Организованная истина     ...

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ - (0)

ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КО...

Патриарх Кирилл — агент КГБ ...и еще о нем... - (0)

Патриарх Кирилл — агент КГБ ...и еще о нем...   Как живет Патриарх Кирил...

Старинные «рыбные» амвоны в Восточной Европе - (0)

Старинные «рыбные» амвоны в Восточной Европе   Католическая приходская&nbs...

Купил еврей попугая... - (0)

_________________________________________ Купил еврей попугая... И вот когда он принёс пт...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТараньЖина_тАмАрА


Аморальное в Библии, или как Бог поощряет рабство

Четверг, 06 Июня 2024 г. 18:53 + в цитатник
https://dzen.ru/a/ZgumCTP62DgENAWR

Почему зло - это добро? Потому что Бог, совершающий то, что мы воспринимаем как зло, является всеблагим. Следовательно, творимое им зло - это добро. Поэтому рабство в Библии с точки зрения последовательных христиан - это тоже добро, ведь оно санкционировано Богом.
Почему зло - это добро? Потому что Бог, совершающий то, что мы воспринимаем как зло, является всеблагим. Следовательно, творимое им зло - это добро.
 
Последовательный христианин не может признать иного варианта, потому что в Библии (речь идет о Ветхом Завете) Бог одобряет рабство. Если христианин не согласен с этим, значит он должен прийти к выводу, что Ветхий Завет не является богодухновенным и безошибочным словом Бога.
 
В каких местах Бог одобряет рабство?
 
Перед тем, как приводить примеры из Ветхого Завета, нужно отметить, что Тора (первые пять ветхозаветных книг), с точки зрения иудеев и христиан, была написана Моисеем со слов Бога. Конечно, существует точка зрения, что Тора была написана многими людьми, но главное - руководителем этого текста был сам Бог.
 
Вдобавок нужно упомянуть популярное заблуждение, будто в Библии слово раб означает наемного рабочего. Это не так. Термины "раб" и "наемный рабочий" в Библии используются раздельно. Под рабом понимается человек, который полностью подчинен господину и почти не имеет прав.
 
Рабство в книге Исход, глава 21
 
Одной из наиболее важных глав в Ветхом Завете, связанных с рабством, является Исход 21, в которой прописаны законы, касающиеся долгового рабства, еврейских рабынь и обращения с рабами.
 
В стихах со 2 по 6 приведены законы, которые описывают положение раба-еврея (мужчины). Его можно заставить служить максимум 6 лет, после чего он должен быть освобожден:
 
Если купишь раба-еврея, и он прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год он должен стать свободным без выкупа. (Исход 21:2)
 
После 2 стиха описываются три возможных сценария, которые могут возникнуть при освобождении долгового раба-еврея.
 
Сценарий 1. Раб пришел в дом своего хозяина неженатым и при освобождении уходит от него холостым.
 
Сценарий 2. Если раб был женат на момент порабощения, то при освобождении он уходит вместе с женой. Другими словами, уходит с теми, с кем пришел.
 
Сценарий 3. Стих 4 описывает сценарий, как раб приходит к хозяину холостым, и затем хозяин дает ему жену, которая может родить детей. При освобождении такой раб не может забрать жену и детей с собой. Зато у него появляется возможность продолжить свое рабство до конца своей жизни, чтобы остаться с женой и детьми:
 
Если господин даст ему жену и она родит ему сыновей или дочерей, то женщина и дети будут принадлежать господину, а свободным станет только он сам. Но если раб скажет: «Я люблю своего господина и жену с детьми. Я не хочу становиться свободным», то пусть господин приведет его к судьям, подведет к двери или дверному косяку и проколет ему ухо шилом. После этого он останется его рабом на всю жизнь. (Исход 21:3-6)
 
Почему зло - это добро? Потому что Бог, совершающий то, что мы воспринимаем как зло, является всеблагим. Следовательно, творимое им зло - это добро.-2
 
Именно третий сценарий вызывает больше всего вопросов. Если два первых сценария можно хоть как-то оправдать, то третий сценарий явно аморален с точки зрения современной этики. Поэтому христианские апологеты (защитники христианского учения) пытаются объяснить данный отрывок удобным для себя образом.
 
К примеру, знаменитый христианский апологет Пол Копан в своей недавно опубликованной книге "Является ли Бог моральным чудовищем? Каким Господь открывается нам в Ветхом Завете" пишет, что женщина также могла быть освобождена по истечению 6 лет, поэтому мужу оставалось лишь подождать ее. Этот вывод он строит на основании 15 главы книги Второзакония, где сказано:
 
Если твой соплеменник-еврей, мужчина или женщина, продаст себя тебе и прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его на свободу. А отпуская на свободу, не отсылай его с пустыми руками.... (Второзаконие 15:12-13).
 
Если же рабу нравилось жить у господина, то господин мог сделать его рабом на всю жизнь.
 
Таким образом, Пол Копан считает, что раб мог дождаться окончания срока службы своей жены и детей. Его жена и дети не были вынуждены проживать в доме господина всю жизнь. Они могли освободиться на седьмой год или после отработки долга. Также муж мог остаться у господина и жить в качестве раба всю жизнь, зато с семьей. Следовательно, законы Израиля предусматривают систему социальной защиты, а не угнетения.
Пол Копан
Пол Копан
 
Однако непонятно, почему Пол Копан решил, что рабыня, которую хозяин дал рабу в период его рабства, является долговой рабыней. В Библии такой исход возможен лишь в случае, если жена-рабыня окажется долговой рабыней. При этом статус детей остается под вопросом. Поэтому перед освободившимся рабом есть только два варианта, которые описаны в 21 главе Исхода - либо оставить жену с детьми и покинуть господина, либо сохранить рабское положение, оставшись с семьей. Подтверждением этого служат дальнейшие стихи 21 главы книги Исход, где описывается статус женщин-рабынь.
 
Статус женщин-рабынь
 
Закон гласит - если мужчина продает свою дочь в рабство, то она не освобождается по истечении 6 лет:
 
Если человек продаст дочь в рабство, то она не должна освобождаться из рабства, как рабы-мужчины. (Исход 21:7)
 
Однако у такой рабыни есть шанс стать женой сына господина, что повысит ее в правах, а также шанс освободиться, если она станет женой господина, а затем господин возьмет в жены другую жену, а первую не захочет обеспечить одеждой, едой и супружескими правами.
 
 
 
Самыми аморальными моментами можно считать отрывки 20-21 и 26-27.
 
Если хозяин ударит раба или рабыню палкой и раб тотчас умрет, то хозяин должен быть наказан. Но если раб встанет через день или два, то хозяина наказывать не следует, потому что раб — его собственность. (Исход 21:20-21)
 
Если хозяин ударит раба или рабыню в глаз и выбьет его, то пусть отпустит их на свободу за глаз. Если он выбьет рабу или рабыне зуб, то пусть отпустит их на свободу за выбитый зуб. (Исход 21:26-27)
Рабов разрешалось бить, например, плетью или розгами. Главное, чтобы это не приводило к смерти или лишению частей тела. Розги использовались против раба как форма дисциплины или мотивации. Примечательно, что дана формулировка "тотчас умрет". Это значит, что хозяин может довести раба до смерти в течение длительного промежутка времени и не иметь последствий для себя.
 
Но почему говорится о лишении зуба? Может показаться, что это не слишком весомое лишение. Но лишение зуба свидетельствует о том, что хозяин пытался повредить голову раба, превышая свои полномочия по мотивированию и установлению дисциплины.
 
Рабство в книге Второзаконие, глава 15
 
Выше уже приводился отрывок из 15 главы Второзакония. Он перекликается с законами в Исходе 21, особенно в отношении освобождения еврейских долговых рабов. В чем же их отличия?
 
В Исходе 21 идет речь о разнице рабского положения между мужчинами-рабами и женщинами-рабами. Рабы должны были освободиться после 6 лет, в то время как рабыни не должны были освобождаться. Однако во Второзаконии 15:12 в том числе говориться о возможности освобождения рабынь после 6 лет:
 
Если твой соплеменник-еврей, мужчина или женщина, продаст себя тебе и прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его на свободу. (Второзаконие 15:12)
 
Является ли это изменением закона из Исхода 21, или речь про совершенно других рабынь?
 
Можно предложить два варианта ответа.
 
Вариант 1. Исход 21 и Второзаконие 15 противоречат друг другу. Но почему? Закон мог измениться со временем, и рабыням предоставили такое же право на освобождение, как рабам в Исходе 21.
 
Вариант 2. Во Второзаконии 15 предусмотрен другой сценарий. Рабыня, которая должна быть освобождена, не была взята в рабство в качестве наложницы или жены. Поэтому у нее есть возможность освободиться от рабства.
 
Второзаконие 15 выглядит гораздо прогрессивнее Исхода 21, в том числе по причине того, что там говорится о запасах провизии, который господин должен дать рабу после освобождения:
 
А отпуская на свободу, не отсылай его с пустыми руками. Дай ему долю от своего мелкого рогатого скота, от своего гумна и винного пресса. Дай ему то, чем благословил тебя Господь, твой Бог. (Второзаконие 15:13-14)
 
Так народ Израиля мог бороться с бедностью.
 
Иностранные рабы в книге Левит, глава 25
Совершенно иное отношение было к рабам-неевреям. Израильтянам разрешалось покупать иностранных рабов, которых можно было содержать всю жизнь и передавать по наследству:
 
Пусть твои рабы и рабыни будут из народов, которые вокруг вас; покупайте себе рабов из их числа. (Левит 25:44)
 
Одним из ключевых аспектов этого отрывка является различие, которое проводится между еврейскими и иностранными рабами.
 
В книге Левит 25 сказано, что израильтяне должны были относиться к своим еврейским рабам не как к рабам, но как к наемным работникам. Вдобавок они должны освобождаться в юбилейный год, который наступал каждые 50 лет:
 
Даже если он не будет выкуплен, как сказано, он и его дети выйдут на свободу в юбилейный год, потому что израильтяне служат Мне. (Левит 25:54-55)
 
Левит 25 прописывает, что израильтяне должны беречь своих братьев от рабства, в то время как иностранные рабы не имели таких привилегий.
 
Что значит находиться в собственности господина?
 
Христианские апологеты отмечают, что раб не был собственностью в современном понимании. Собственность - это лишь результаты труда раба. В таком случае господин уже не является рабовладельцем, владеющим душами людей. Он владеет только трудом рабов. Однако текст Библии понимает "собственность" (ахузза) иначе.
 
В Библии слово "ахузза" понимается как земельный участок, которым владеет израильтянин. Также под "ахуззой" может пониматься участок для могил. Стало быть, речь не только о результатах рабского труда, но и о самих рабах.
 
Вывод
 
Представленная выше информация о природе рабства в законах Ветхого Завета воспринимается большинством современных людей, воспитанных в гуманистических ценностях, как аморальная. Христианские апологеты пытаются их обосновать как наиболее прогрессивные с точки зрения реалий тех времен. Тем не менее, даже с учетом прогрессивности их нельзя назвать адекватными в рамках гуманизма. Как таковых претензий к Библии быть не может, ведь описанные выше тексты формировались 2500 лет назад. Странным выглядит лишь попытка христианских апологетов рассматривать ветхозаветные нормы как морально приемлемые.

Рубрики:  =ИНТЕРЕСНОЕ В МИРЕ=/Иудаизм
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку