|
https://dzen.ru/a/ZkSp02psjEEarSrf
Практика содержания евнухов не является османским изобретением, а восходит к глубокой древности. Так, на Ближнем Востоке первыми оказались шумеры, а на другой стороне континента этот обычай бытовал у китайцев. В качестве чиновников и личных слуг влиятельных людей их использовали персы, Арабский халифат, Византийская империя. Плюс от этого был очевиден: у них не было родственников, жен и детей, а потому они полностью зависели от своего господина.
Таким образом, евнухи присутствовали в каждом крупном восточном государстве и считались частью его величия. Но в Османской империи они появились только в 1453-м году после взятия Константинополя и стали одним из многих заимствованных византийских обычаев.
Тем не менее, турки его серьезным образом модифицировали. Их евнухи не были сотрудниками административного и военного аппарата, а лишь только личными слугами и смотрителями гаремов. Лишь в очень редких случаях скопцы становились государственными деятелями. В качестве примера может быть назван Хадым Сулейман-паша – один из великих визирей Сулеймана Великолепного.
В исламе существует запрет на лишение мужчины его причиндалов, поэтому невольников такого типа получали из неисламских стран. Из Занзибара и Йемена привозили черных евнухов, а крымские татары поставляли белых – преимущественно из Кавказа и Восточной Европы. Вот почему в Эфиопии возник обычай делать татуировку в виде креста на лицах своих детей – предполагалось, что это спасет их от порабощения.
Удаление лишних частей производилось на месте, т.е. за пределами Османской империи. Уровень «естественной убыли» был очень велик, выживал примерно один из десяти – вот почему такие рабы стоили очень дорого. Саму процедуру, по всей видимости, проводили опытные люди, ведь ни один торговец живым товаром не желает нести лишние финансовые потери.
Все или половину ненужного удаляли ножом – хотя, во втором случае можно было перетянуть это жгутом, пока организм сам не отторгнет часть тела из-за недостатка кислорода. В первом случае сохранялась возможность справлять естественные потребности стоя. Во втором евнухи делали это сидя, как женщины. Поскольку все происходило до полного физического созревания, невольники сохраняли мальчишеский голос и отличались отсутствием волос на лице. Прошу прощения за тон, но если писать об этом иначе, то психологически будет очень тяжело. А изменить прошлое мне не под силу.
Хотя в некоторых случаях способность к деторождению была невозможна или ограничена, прошедшие сию процедурку иногда сохраняли возможность чувствовать возбуждение. Поэтому случалось, что евнухов ловили на попытке «попробовать» тех, кого они должны были охранять. По этой и еще по одной причине со временем белые евнухи заняли место личных слуг, а вот смотрителями гаремов стали их чернокожие собратья.
На пике развития этого явления при султанах Османской империи существовало до 1000 белых и черных евнухов. Главный белый евнух именовался капы-ага («господин ворот») и поначалу имел более высокий статус. Он и его подчиненные надзирали за личными покоями правителя и осуществляли общее руководство гаремом. Главный черный евнух носил звание кызляр-ага («господин девушек») – по титулу можно понять, что именно надзор за одалисками входил в круг его обязанностей.
Но с середины 16-го века начался так называемый период «женского султаната», когда жены, матери и даже дочери султанов стали пользоваться высоким влиянием. В результате они в политическом смысле объединились с черными евнухами, с которыми непосредственно контактировали и в конечном счете оттеснили белых евнухов на второй план. Как очень многие традиции Османской империи, эта восходит к знаменитой Хюррем. Капы-ага стал ее личным врагом, а потому был лишен всех прав, которые передали его африканскому сопернику.
Несмотря на суровость самого способа, в ходе которого становились евнухами, в дальнейшем их жизнь складывалась благополучно в качестве близких к своему хозяину слуг. А во дворце существовала определенная меритократия, и талантливые невольники достигали богатства и значительного политического влияния.
Кызляр-ага принимал участие в распределении высокопоставленных должностей, надзирал за священными городами Меккой и Мединой, ведал строительством и реконструкцией мечетей в Стамбуле и других городах, управлял личными финансами матерей и наследников султанов, заведовал образованием османских принцев.