-Рубрики

 -Метки

ЖЗЛ ажур архив аудиокнига аудиокниги аудиоспектакль биография венценосцы видео выпечка вязание вязание детям вязание для женщин вязание для мужчин грибы десерт детектив дети детская литература детский детектив джемпер династия романовых досуг жакет жаккард жанр живопись животные жилет журнал заготовки закуска зарубежная классика зарубежная проза здоровье интерьер иронический детектив историческая литература исторический детектив история история россии кардиган картофель классика классический детектив книга кофточка крючок кулинария культурология курица кухня народов мира любовный роман мемуары музей музыка мультиварка мясо настроение новелла носочки овощи отечественная классика отечественная литература отечественная проза память пейзаж пирог повесть портрет поэзия приключения пуловер рассказ реглан рецепт роман рукоделие русская классика русские художники рыба свитер сказка совет соус спицы стихи сыр творог тесто топ триллер узор фантастика фарш фильм шапочка шарф шитьё юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бусильда50

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2011
Записей: 12680
Комментариев: 30424
Написано: 61023


Фаворитка Николая I, княжна Урусова: «царица московских красавиц» или «богиня глупости»?

Понедельник, 30 Января 2023 г. 10:01 + в цитатник

Фаворитка Николая I, княжна Урусова:
«царица московских красавиц» или «богиня глупости»?

***
Благодаря портретам кисти Петра Соколова наши современники могут представить, как выглядели первые красавицы пушкинской эпохи.
А благодаря воспоминаниям современников – сделать выводы о том, какими они были. Однако об одной из них – княжне Софье Александровне Урусовой,
в замужестве княгине Радзивилл, сохранились весьма неоднозначные отзывы. Какой же на самом деле была красавица,
покорившая Николая I и Александра Пушкина?

Портрет С. А. Урусовой, 1832. П. Ф. Соколов.

Софья Александровна была одной из трёх дочерей князя Урусова.
По свидетельству французского историка Марка Фурнье, в Москве 1820-х гг. «было три грации, дочери князя Урусова, три красавицы, справедливо считавшиеся украшением московского общества того времени». А Софья отличалась особенной красотой и обаянием: «Она была высокая и ловкая, во всем её облике была удивительная свежесть»; «Нельзя было встретить цвет лица чище и свежее. Её волосы спадали мягкими и обильными волнами на округлые плечи – со всею роскошью античного контура. Особенно хороши были её глаза, большие голубые, полные света и неги,
глаза, излучавшие вокруг какую-то магнетическую силу».

Портрет С. А. Урусовой (предположительно), 1827-1828. П. Ф. Соколов

Если о красоте Софьи Урусовой современники отзывались единогласно, называя её «царицей московских красавиц», то об интеллекте и моральных качествах сохранились противоречивые отзывы. Некоторые именовали её «богиней глупости» и рассказывали о ней анекдоты. Например, такие: однажды на балу кавалер спросил княжну о том, что она читает.
И та ответила: «Розовенькую книжку, а сестра моя читает голубую».
В другой раз влюблённый в нее князь Мещерский долго и упоённо рассуждал о литературе, пока девушка не прервала его вопросом: «Скажите, князь, какое Вы употребляете мыло, когда бреетесь?». А по словам других знакомых,
так о ней могли говорить только завистники,
а на самом деле княжна была доброй и милой девушкой.

Сестра Софьи, княжна Мария Александровна Урусова

Сёстры Софьи были замужем, одна – за Мусиным-Пушкиным, другая – за Кутайсовым. В доме Урусовых часто устраивали приёмы, и на одном из них в 1827 г. с Софьей познакомился Александр Пушкин. По воспоминаниям современников, на него «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остёр, словоохотлив». Княжна тоже не обделяла его вниманием, чем вызвала ревность своего поклонника В. Соломирского, давно в неё влюблённого. И тот вызвал Пушкина на дуэль. Благодаря усилиям общих друзей конфликт удалось уладить.

Император Николай Павлович и императрица Александра Федоровна

Софья была фавориткой императора Николая I. Марк Фурнье писал: «Император не заслуживает никакого упрёка (в супружеской измене), если не считать нескольких нежных изъявлений, тайно сделанных юной княжне, прославившейся своей красотой... Княжна Урусова, бесспорно, представляла собой законченный тип русской красавицы». Долли Фикельмон также говорила о двусмысленном положении княжны Урусовой при дворе, так как поведение Софьи Александровны выражало «абсолютное смирение перед императрицей, но было не совсем естественным перед императором,
смесь робости, замешательства и интимности».

Портрет Ольги Николаевны, дочери Николая I
Ф. К. Винтерхальтер

Великая княжна Ольга Николаевна пыталась развеять слухи о связи отца с княжной Урусовой: «Она была красавица, энергичная, высокого роста, с чудесным голосом альтового тембра, и за её холодной внешностью скрывалась страстная натура. Немногие рисковали приблизиться к ней:
был пущен слух, что Папа к ней неравнодушен. Это было неправдой.
Никто другой, кроме Мама, никогда не волновал его чувств».
Её поддерживала и Александра Смирнова-Россет, утверждавшая, что «Урусова была горда и глупа, но чиста, как хрусталь».

Портрет Ольги Николаевны, дочери Николая I,
королевы Вюртембергской
Ф. К. Винтерхальтер

А после её ждала судьба многих фрейлин, о которых Н. А. Добролюбов писал: «Обыкновенно порядок был такой: брали девушку знатной фамилии во фрейлины, употребляли её для услуг благочестивейшего, самодержавнейшего государя нашего, и затем императрица Александра начинала сватать обесчещенную девушку за кого-нибудь из придворных женихов».
В 1833 г. Софья Урусова вышла за князя Льва Радзивилла. Об этом союзе многие отзывались скептически. Так, П. Вяземский писал В. Жуковскому: «Урусова вчера обратилась в княгиню Радзивилл, по крайней мере, духовно:
о дальнейшем преображении не ведаю. Да едва ли! Он был очень болен и не совсем ещё оправился, а женился потому, что последние дни настали».

Портрет княгини Софии Радзивилл, 1864 Ф. К. Винтерхальтер

О дальнейшей судьбе княгини Радзивилл сохранилось мало сведений. Известно, что с 1846 г. она была владелицей особняка на Дворцовой набережной, 16, и много времени проводила за границей, вдали от мужа.
В 1850- х гг. княгиня блистала в парижских салонах, где о ней говорили:
«Она была очень изящная и величественная,
но считалась за женщину капризную и высокомерную».
Княгини Радзивилл скончалась в 1887 г. в Париже и там же была похоронена.

Источник
Рубрики:  живопись/портрет
это любопытно
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку