-Рубрики

 -Метки

ЖЗЛ ажур архив аудиокнига аудиоспектакль биография венценосцы видео военная литература выпечка вышивка вязание вязание детям вязание для женщин вязание для мужчин грибы десерт детектив дети детская литература детский детектив джемпер династия романовых досуг жакет жаккард жанр живопись животные жилет журнал заготовки закуска зарубежная классика зарубежная проза здоровье интерьер иронический детектив историческая литература исторический детектив исторический роман история история россии кардиган картофель классика классический детектив книга кофточка крючок кулинария культурология курица кухня народов мира любовный роман мемуары музей музыка мультиварка мясо настроение новелла носочки овощи отечественная классика отечественная литература отечественная проза пейзаж пирог повесть портрет поэзия приключения пуловер рассказ реглан рецепт роман рукоделие русская классика русские художники рыба свитер сказка совет соус спицы стихи сыр творог тесто топ триллер узор фарш фильм шапочка шарф шитьё юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бусильда50

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2011
Записей: 12855
Комментариев: 30463
Написано: 61248


"Смолянки" Д.Г. Левицкого

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 16:42 + в цитатник
82688907_185142500081bf2b671166539e5728bf95b2f237c6 (575x100, 17Kb)

Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси сошли,
Ко обитанию меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей питали,
Как солнечны лучи, так взоры их сияют,
С красой небесною краса всех нимф равна;
С незлюбием сердец невинность их явна;
Конечно, божество они в себе являют.
Как сад присутствием их ныне украшался
Так будет краситься вся русская страна.

Так писал Александр Петрович Сумароков о "важном событии - «первом выходе на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института».

В том же 1773 году состоялись публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет, обставленные необычайно пышно и торжественно.

1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией.

В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста».

Все эти события сопровождались балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями.

После первых институтских спектаклей Екатерина заказала Дмитрию Григорьевичу Левицкому портреты воспитанниц. Девушек надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям. Вероятней всего, портреты заказала не сама императрица, а И. И. Бецкой, страстно влюбленный в одну из них, Алымову. Портретисту позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Работа над серией завершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском учениц. По окончании курса большинство изображенных девушек (Нелидова, Левшина, Борщова, Алымова и Молчанова) были предназначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, великой княгини Наталии Алексеевны.

Портрет Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой (1772г.)
393px-Dmitrij_Grigorievic_Levickij_001 (393x599, 61Kb)
Ф. Ржевская изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Н. Давыдова представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.
Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.
<<
Портрет Екатерины Николаевны Хрущовой и Екатерины Николаевны Хованской (1773г.)
455px-Levitzky_Khruscheva_Khovanskaya (455x599, 72Kb)
Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Катя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты.
Роли были распределены согласно характерам девочек. Катя Хованская задумчива и мечтательна, нежность ее натуры находит отклик в непревзойденном по живописному богатству, тончайше разработанном цвете ее наряда. Одетая пастушком КатяХрущева живей, энергичней и веселей своей подруги. Сквозь театральное жеманство жестов пробивается непосредственная радость молодости.

Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой (1773г.).
366px-Dmitry_Levitzky_001 (366x599, 54Kb)
Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка.
На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа». Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.


Портрет Александры Петровны Левшиной (1775г.).
391px-Levshina_by_levitskiy (391x599, 63Kb)
Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.

Портрет Екатерины Ивановны Молчановой (1776г.).
15009815_D (533x699, 65Kb)
Екатерина Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).
Кстати, Екатерина Молчанова одна из пяти лучших выпускниц Смольного института, удостоенных Золотой медали первой величины.

Портрет Глафиры Ивановны Алымовой (1776г.).
449px-LevitzkyAlymova1775 (449x600, 46Kb)
Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти И.И. Бецкого, одного из основателей Смольного.

Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы — Петергофe: их местопребыванием стала Куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат (в настоящий момент там экспонируются копии). Согласно мнению большинства исследователей, полотна являлись частью общей дворцовой «сцены», и в центре находился портрет Левшиной, обрамленный двумя своеобразными триптихами: Ржевская с Давыдовой, Нелидова и Хрущева с Хованской — с одной стороны, и Борщова, Молчанова, Алымова — с другой.

Цикл поступил в Русский музей из Петергофского дворца после Февральской революции 1917 года. Еще только когда Русский музей формировался, комиссия неоднократно обращалась к царю с просьбой об их передаче, но всегда наталкивалась на решительный отказ. И вот, наконец, после долгих лет разрешение на получение портретов было дано.
В 2008 году картины отправлены на реставрацию. В сентябре 2010 года картины вновь выставлены в корпусе Бенуа Русского музея.
80856618_0_689c9_e0a4bb5d_L (105x105, 23Kb)
Рубрики:  живопись/портрет
живопись/русские художники
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям

FRAY_TATIANA   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 18:36 (ссылка)
Бусильда50, Ольга, очень интересно, я как раз интересуюсь институтками. Собираю всё о них. Портреты Левицкого смолянок очень нравятся.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 18:40ссылка
К сожалению про некоторых нет данных. А портреты институток рисовал не только Левицкий. Мне интересна судьба последних смолянок, ведь последний выпуск был в 1919 году.
FRAY_TATIANA   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 18:57 (ссылка)
Бусильда50, я целый год смотрела сериал "ИБД", но он меня очень разочаровал своей неисторичностью. О судьбах смолянок в советскую эпоху есть хорошая книга И. Головкиной "Побежденные". А некоторые институтки учились даже до конца 1920-х гг в Сербии, куда смогли переехать.
Читала воспоминания Крупской, где описывалось как матросы в Смольном, выбрасывали дневники, тетради и другие предметы смолянок.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:00ссылка
О, Танечка, спасибо за книгу. Постараюсь найти, я о ней не слышала. У нас сейчас , конечно, книг много печатают и фильмы выпускают. Но больше лобуда!
FRAY_TATIANA   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:03 (ссылка)
Бусильда50, Ольга, книга есть в Сети в электронном виде.
http://lib.rus.ec/b/319035/read#t1
Так конечно читать не совсем удобно, но я читаю, если опубликована электронная версия. Покупать книги дорого.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:09ссылка
Спасибо, у меня есть несколько электронный библиотек в закладках. А книги сейчас почти не покупаю, т.к. их у меня уже столько , что они скоро выживут меня из квартиры. (Библиотеку начали собирать еще мои родители, они много читали). Читаю в электронке.
Роза_Щупак   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:24 (ссылка)
Спасибо большое,Оленька! Смотрю сейчас сериал. Эта тема для меня всегда была интересна. Спасибо FRAY_TATIANA за ссылку,скопировала себе в папку и буду читать. Я сейчас могу читать только в электронном виде.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:28ссылка
Роза, я подумывала написать о каждой хоть немножко. Скучно просто так смотреть на портреты, если люди что-то представляют из себя.
Роза_Щупак   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:31 (ссылка)
Было бы очень интересно! Жаль,не могу разобраться,почему у меня не всегда видны фото. Я уже старалась найти эти картины в и-те,но нашла только видео о показе этих работ в Русском музее.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:35ссылка
Я пользуюсь Гуглом, как поисковиком. Очень удобно - сразу можно и текст посмотреть, и отдельно картинки, и отдельно видео - там все подразделено.
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:37ссылка
Спасибо большое! Всё сразу нашла.
наткасин   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:58 (ссылка)
Спасибо,Оленька !Мне понравилось!Очень интересная тема.Утащу к себе !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 20:00ссылка
Наташенька, мне важно твое мнение. Спасибо, моя хорошая.
rosavetrov   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 21:35 (ссылка)
Спасибо,Оленька, очень интересуюсь тем временем, конкретно судьбами женщин, попавших в жернова революции, представительниц дворянского сословия. Таня права, книга Головкиной Ирины производит потрясающее впечатление. После её прочтения у меня совершенно поменялось к ним отношение, к этим девушкам - дворянкам и их семьям.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 16:49ссылка
Кстати в Смольном ведь не только дворянки были. Не брали только крестьянских девушек.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 17:07ссылка
Да, Оленька,я знаю, у меня был в Питере знакомый мальчик, так его бабушка была из купеческого сословия, она там училась и осталась служить в институте, при советской власти там и проживала до самой своей смерти.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 17:48ссылка
Я думаю ,их портретов не осталось и о них могут знать только их потомки. К сожалению. Интересны ведь и их жизни и чувства. Они смолянки.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 21:23ссылка
Могло бы что-то в архивах сохраниться, да разве мы это узнаем, пока кто-то не раскопает и не обнародует.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 21:33ссылка
Я думаю, что какие-то документы вывезли. Но путь длинный был, да и времени много прошло. А в Сербии вряд ли сейчас что-то есть.
Alexandra-Victoria   обратиться по имени Суббота, 11 Февраля 2012 г. 15:08 (ссылка)
Спасибо, Оленька. С интересом прочитала историю этих портретов, которые не однократно видела и не знала, что это смолянки.Выглядят они взрослее, нежели сейчас девочки их возраста.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Февраля 2012 г. 15:11ссылка
Валюша, у некоторых такие интересные судьбы, сначала хотела о каждой коротенько написать, но почти все тянут на отдельную тему. Да , выглядят взрослее нынешних. Может, от одежды?
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Февраля 2012 г. 15:16ссылка
Вот я и хотела написать, чтобы ты рассказала о их дальнейшей судьбе. Так-что дерзай, а мы почитаем.
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Февраля 2012 г. 15:23ссылка
Попробую, вот только со временем сейчас проблема - до апреля годовой отчет.
Елена_Трегубова   обратиться по имени Среда, 14 Марта 2012 г. 20:37 (ссылка)
Спасибо, очень интересная тема.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 14 Марта 2012 г. 20:46ссылка
Зачастую мы помним сами портреты, но не знаем, кто там.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку