На границе Новгородской и Псковской областей привольно раскинулось Рдейское Болото - одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, всего в каких-то семи километрах от Большой Земли, на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря.
Монастырь находится в живописном месте на длинном узком мысу, почти разрезающем Рдейское озеро на две части. Мыс порос лесом, что очень приятно для путника, которому по дороге сюда приходится идти по голому зыбкому болоту. Рдейские топи настолько обширны и неодолимы, что и сами они, и заброшенный монастырь окружены ореолом таинственности. Люди, бывавшие здесь, любят при случае порассказать "правдивые" истории о встрече с НЛО или страшными болотными чудищами - от волосатых обезьян до чешуйчатых крокодилов.
Никаких документальных свидетельств о времени и основателях монастыря нет, но уже в 17 веке упоминается «обитель Преображения Господня» с двумя деревянными храмами: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, освященным в 1666 году, и Преображения Господня, освященным в 1699 году. Упоминается и об обетном колоколе 1689 года.
«Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам» - писал М. И. Полянский в конце XIX века в своём "Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда"
Б.В. Зверинский в своей книге "...о православных монастырях в Российской империи" указывает на существование обители в 1670-1688 годах, когда здесь был игумен Спиридон Голохвастов. Пустынь входила в Лазаревский стан Псковской губернии.
В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). "Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися". Далее из подписи следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова.
Постройки монастыря оставались деревянными до начала 18 века, когда настоятелем-игуменом, а впоследствии архимандритом Ионой был построен каменный двухэтажный храм на месте сгоревшего в 1700 году деревянного. Храм был освящен в 1711 году в честь Успения Божией Матери.
В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго". Архимандрит Торопецкого Небина монастыря Дионисий по заказу Ионы специально для храма написал икону Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей святых мучеников и стала святыней обители.
В 1723 году пустынь состоит приписанной к Старорусскому монастырю. До упразднения пустыни в ведении ее находилось два приписных монастыря – Троицкий и Николо-Хвоинский, за пустынью числилось 122 крестьянской души с приписанными 301 душой, 76 десятин пахотной земли, немало сенных покосов и леса.
Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество – в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в разряд приходских. Отдаленный от населенных пунктов приход вскоре обеднел и в 1873 году вместе с Успенской церковью был закрыт, а причт переведен в Наволокскую церковь. Таким образом, обитель окончательно опустела.
Однако в 1880 году старорусский купеческий сын Александр Усинин (впоследствии иеромонах Арсений) обратился к состоятельным людям с письменной просьбой о пожертвовании на восстановление Рдейской пустыни, а в 1883 году по ходатайству крестьян д. Андроново, Острова, Какачева и Шапково он был утвержден попечителем Рдейской церкви.
Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни. Прихожанами стали крестьяне окрестных деревень Какачево, Остров, Высокое и Шапково. На Рдейскую церковь поступают пожертвования от генерал-майора В.В.Волошинова, Тираспольских мещан Афанасия и Георгия Кушнировых.
Наконец, указом Св.Синода от 22 декабря 1886 года №4568 при церкви Рдейского погоста учреждена женская община на 12 сестер с училищем для малолетних детей. Настоятельницей стала монахиня Евсевия из Новгородского Покровского Зверина монастыря. Рдейская церковь из приходской переименована в общинную.
Благодаря материальной поддержке Мамонтова, пожертвовавшего на восстановления Рдейской пустыни 6000 рублей, в монастыре развернулось большое строительство. Строится Вознесенская церковь, корпуса для сестер, при общине открылось приходское училище для крестьянских детей. По описанию 1890 года, община имеет две церкви, деревянную часовню над могилой пустынножителя Афанасия близ Успенской церкви, построенную на средства купеческого сына Александра Усинина, два жилых корпуса: двухэтажный деревянный корпус в связке с Вознесенской церковью (17 сажен в длину и около 7 саж. шириною, крыт железом), где были кельи начальницы Евсевии и сестер и трехэтажный полукаменный корпус (15 саж. длиною и 7,5 саж. шириною), в котором на верхнем этаже были кельи, на втором – трапезная и кухня, а в нижнем – склады для провизии.
В ризнице Вознесенской церкви имелось шесть Евангелий, четыре напрестольных сребропозолоченных креста, три дарохранительницы (одна из них сребропозолоченная), пять кадил (одно из них серебряное), более двадцати священнических облачений, девятнадцать дьяконовских перемен и тринадцать воздухов с покровцами.
Хозяйственные строения стояли на каменных столбах. В общине было два погреба, конюшня, скотный двор, сарай для дров, хлебный амбар, баня с прачечной, каретный двор. Держали шесть лошадей, девять голов рогатого скота и восемь овец.
В 1888 году монахиня Евсевия получает разрешение на строительство каменной часовни, а в 1889 году – подворья в городе Старая Русса на земле, пожертвованной купеческим сыном Александром Усининым, на средства общины. А в 1890 году она получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной, она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон - деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года.
Над входными воротами была выстроена колокольня.
Главные (восточные) ворота монастырской стены.
Крыльцо собора.
Отдельно, вне общины, находились дом священника, дом псаломщика, двухэтажная гостиница и флигель для рабочих. Кроме того, община располагала домом в Холме с флигелем и землей, местом на рынке, а также часовней в Старой Руссе и 99 десятинами земли с лесом в деревне Сутоки Холмского уезда.
28 мая 1893 года Святейший Синод постановил: «Рдейскую женскую общину Старорусского уезда возвести в общежительный женский монастырь с наименованием его «Успенская Рдейская общежительная пустынь…»
12 декабря 1893 года Рдейская пустынь была торжественно открыта Архиепископом Феогностом. Накануне, в 8 часов утра, при огромном стечении народа прошел крестный ход в Наволокскую церковь, отстоящую от Рдейска в 10 верстах, для встречи частиц мощей Св.Угодников, доставленных из Новгородского Софийского собора и Афонского Андреевского монастыря. 12 декабря Его Преосвященством была совершена Божественная Литургия, на которой настоятельница общины монахиня Евсевия была произведена в игуменью новооткрытой пустыни.
Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии. Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: "Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать".
Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году, и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ - архитектор Борютин.
Остатки мраморного иконостаса Успенского собора.
В оформлении собора были использованы элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Особенным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Иконы написаны в Москве художниками Ведяниным и Кореневым.
Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание.
Батареи парового отопления собора.
Отопительный котел (в подвале собора).
Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года.
Первая Мировая война отложила отпечаток и на жизнь Рдейского монастыря. Нижний этаж монастырской гостиницы был переоборудован для приема беженцев, перечислялись денежные средства на лазарет при Юрьевском монастыре, на теплую одежду для раненых, на противогазы, оказывалась помощь семьям солдат. Сестры помогали вещами: передавали на нужды фронта теплые одеяла, подушки, холщевые простыни, полотенца, домотканый холст.
В 1918 году монастырь жил еще обычной жизнью: шло обучение клиросных сестер пению, непрерывно совершались богослужения. Только мастерские кустарных изделий (чулочная, ткацкая, башмачная) прекратили работу из-за отсутствия материалов, да хуторское хозяйство было нарушено, т.к. у монастыря отобрали пахотные земли.
В 1922 году приход насчитывал 166 дворов и 584 души обоего пола.
Последние архивные документы 1923 года касаются описей монастырского имущества, что всегда предшествовало ликвидации обители.
Успенский Собор был закрыт в конце декабря 1931 года.
По свидетельствам местных жителей постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Их целью являлись местные партизаны. Тогда же была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой.
Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды.
Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами.
Кое-где на местности, особенно вблизи самого монастыря, читается старинная дорога.
Рдейское болото. Старая монастырская дорога, прямая как стрела. Хорошо выделяется благодаря другой растительности.
Рдейское болото. Клюква на кочках.
Рдейское болото. Гиблое место - торфяное "окно".
Край Рдейского болота. Начало старой монастырской дороги.
Необходимые атрибуты для передвижения по болоту.
В Рдейский монастырь ведет длинный путь через труднопроходимые болота.
Отправляться в эти края лучше всего зимой, когда Болото замерзает. Именно в это время красота монастыря может открыться в полной мере: преимущественно лиственный лес сбрасывает листву, открывая взору величественные руины.