Судоподъемники- одно из чудесных гидротехнических сооружений, придуманных человеком для удобства перемещения судов с одного уровня водного пути на другой, например, для пропуска судов через плотины гидроэлектростанций.
Ведь не всегда традиционные шлюзы и каналы могут пропустить суда.Например,если перепад высот достаточно велик, то строительство шлюза невозможно. В этом случае сооружается судоподъёмник.
Орлицкая плотина. Наклонный судоподъёмник на заднем плане .Чехия.
Судно может перемещаться либо на плаву — в камере, наполненной водой, — либо без воды, по принципу сухого дока.
Без воды.
В таких судоподъёмниках судно поднимается из воды, перемещается на специальных опорах и затем снова спускается на воду. Преимущества этого метода в том, что работа затрачивается лишь на перемещение самого судна, а также в отсутствии потерь воды из верхнего канала. Недостаток заключается в том, что возможно повреждение корпуса, если судно очень тяжелое или специально не оборудовано для такого подъёма.
На плаву.
Судно перемещается в подвижной камере, наполненной водой. Камера и торцы каналов запираются водонепроницаемыми затворами.
По сравнению с подъёмом без воды, повреждение корпуса маловероятно, поскольку судно находится в камере на плаву. Кроме того, сокращается время подъёма, потому что достаточно лишь пришвартоваться, как в шлюзах.
Вместе с судном приходится поднимать громадный объём воды в камере. Однако по закону Архимеда вес судна в камере равен весу вытесненной им воды, следовательно, вес камеры всегда одинаков. Это позволяет точно подобрать противовесы или подъёмную силу поплавков так, чтобы работа по перемещению судов сводилась к работе против сил трения.
Бывают наклонные, вертикальные и вращающиеся судоподъёмники. Наклонные подразделяются на продольные и поперечные.
Продольные.
Судно расположено вдоль направления перемещения. Это самый простой тип судоподъёмников, который можно применять лишь на подъёмах с небольшим уклоном. Примером может служить судоподъёмник Красноярской ГЭС.
Особый вид наклонного продольного судоподъёмника — «наклонный шлюз». Один из затворов такого «шлюза» подвижен, за счёт чего можно изменять длину рабочей камеры, а следовательно, регулировать высоту уровня воды в ней. Такие судоподъёмники сооружены во Франции: один на Южном канале (Фонсеранны),
второй на боковом канале Гаронны (Наклонный шлюз в Монтеш).
Тягачи наклонного шлюза в Монтеш.
Поперечные.
Поперечный наклонный судоподъёмник.
Судно располагается перпендикулярно направлению перемещения. Такое расположение позволяет сооружать судоподъёмники с большим уклоном, чем у продольных. Пример — наклонный судоподъёмник близ Сен-Луи и Арзвиллера на канале Марна — Рейн в Лотарингии.
Вертикальные.
Судно перемещается вертикально вверх или вниз.
Вращающиеся.
Работают по принципу колеса обозрения. Суда перемещаются в двух камерах, подвешенных к большому колесу, которое вращается вокруг своей оси. Единственный в мире вращающийся судоподъёмник — Фолкеркское колесо в Шотландии.
Судоподъемники впечатляют своей масштабностью и величием!
Старый судоподъёмник в Хенрихенбурге, открытка 1900 года.
Интересная статья про Красноярский судоподъемник есть у Дмитрия Чистопрудова Советую посмотреть.
Благодарю за внимание.Всего доброго!
Источник -интернет.
|