Цитата сообщения Galyshenka
Как либеральные историки пытались лишить Россию значимости побед Александра Невского
http://vegchel.ru/index.php?newsid=23949
Сегодня – 18 апреля (5 апреля ст.ст.) Россия празднует один из Дней воинской славы, который напрямую связан с именем князя Новгородского, великого князя Киевского, великого князя Владимирского, святого Русской православной церкви воителя Александра Ярославича Невского. Это день, который вошёл в историю России в 1242 году как день Ледового побоища - день, когда русские войска под предводительством великого полководца нанесли сокрушительное поражение рыцарям Ливонского ордена на Чудском озере. Эпизод с ливонскими «завоевателями», когда те под натиском отрядов Александра Невского отступают и уходят под лёд, является одним из наиболее ярких описаний русской истории. Настолько ярким, что и спустя 774 года исторический эпизод, достаточно полно описывается в учебниках истории, причём с самых первых уровней ознакомления детей с со страницами героического прошлого.
Несмотря на откровенно циничную кампанию, направленную на вымарывание роли противостояния русского воинства очередному этапу экспансии западных держав под надуманным религиозным предлогом, дата 18 апреля 1242 года остаётся одной из весьма почитаемых среди отечественных исторических дат.
Из летописи (перевод с древнеславянского для школьного учебника истории):
Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и русских, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замёршем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, и пало немцев 500, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)
Стихотворение Константина Симонова «Ледовое побоище»:
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.
Казалось бы, кому придёт в голову оспаривать летописные факты, многие из которых подтверждаются данными хроник представителей самого Ливонского ордена? Однако таких «специалистов» оказалось не просто много, а очень много. Попытки вытравить из отечественной истории страницы героических побед предпринимались с единственной целью: чтобы новое поколение превратилось в Иванов, не помнящих родства, ярых сторонников достижений общества потребления и адептов идеи «русского пораженчества». Обращает на себя внимание тот факт, что массовый старт этих попыток состоялся в перестроечную эпоху. В ту самую эпоху, когда в понятие «гласность» абсолютно сознательно стали вводить отдельные ноты откровенной лжи. Смысл был один: русскому народу не нужно знать о победах предков, удел русского народа – «лапотное мышление» и необходимость постоянного покаяния. А уж за то мы должны каяться – нам рассказывали буквально изо всех щелей вылезшие «альтернативные историки», заявлявшие, что именно их «труды» и являются истиной в последней инстанции.
В конце 80-х появляется занятная книжица британского «специалиста по истории Руси» Джона Листера Феннела. В СССР и России она известна как «Кризис средневековой Руси. 1200-1304». Чтобы понять те «исторические» идеи, которые продвигались британским специалистом (ныне покойным), стоит коснуться его "аналитики" событий образца 18 апреля 1242 года. Из книги г-на Феннела:
Так закончилось то, что многие историки называют одной из величайших побед русских в XIII веке: сокрушением крестового похода тевтонских рыцарей против Новгорода и Пскова, разгромом немцев, героической обороной западных границ от папской агрессии, решающим поворотом в отношениях между Русью и Западом и т. д. (...) Была ли эта победа столь великой? Явилась ли она поворотным моментом в русской истории? Или это просто митрополит Кирилл или кто-то другой, написавший "Житие”, раздул значение победы Александра, чтобы скрасить в глазах своих современников последовавшее раболепствование Александра перед татарами? Как обычно, источники того времени не помогают ответить на такого рода вопросы. (…) Претензию Александра представить себя могучим защитником русских против немецкой и особенно папской агрессии с запада нельзя рассматривать с той серьезностью, с какой это пытаются делать многие советские историки, особенно те, кто писал во время и непосредственно после Второй мировой войны».
Фраза «Была ли эта победа столь великой?» говорит сама за себя. За неё крепко ухватились либеральные рецензенты, назвав работу «британского учёного» незаслуженно игнорируемой отечественными историками. А учитывая тот факт, что после появления таких рецензий работа Феннела добралась даже до школьных библиотек, процесс, что называется, пошёл. Ледовое побоище целым отрядом либеральных превдоисториков (сегодня такие называют себя «вольными историками») описывалось как «локальная битва, не имевшая общегосударственного значения и не решавшая ровным счётом ничего, так как Русь всё равно находилась в чужой власти – во власти Орды». И именно эти суждения стали чуть ли не определяющими в вузовской среде новой России – всё те же идеи пораженчества и необходимости покаяния за то, что Александр Невский «глупо противостоял приходу западной цивилизации». Самое печальное в том, что немало историографических опусов, которые доходят до библиотек учебных заведений и сегодня, пытаются представить те же толкования, который в своё время представил Джон Феннел с почитателями его удалённого творчества.
Один из ударов по либеральной псевдоисторической мысли был нанесён в 1995 году, когда было принято решение о создании в России календаря Дней воинской славы. В этот календарь на основании Федерального закона №32 от 13 марта 1995 года и вошёл день победы войск Александра Невского на Чудском озере – Ледовое побоище. И сегодня нужно отдать должное не только победе русского воинства в 1242 году, но и победе авторов инициативы о создании календаря Дней воинской славы в году 1995-м. Не стоит забывать, что ведь это те самые 90-е, когда россиян с удвоенной активностью пытались лишить исторической памяти о героических страницах прошлого.
Серия сообщений "Солдатское":