Людмила Гурченко, Людмила Марковна, Люся...
Люси нет с нами уже 4 года, а как-будто вчера её не стало...
Нет, она осталась - всегда живая, необыкновенно харизматичная и
эффектная в своих фильмах и песнях...
Она всегда с нами, ибо равных ей - нет.
Людмила Марковна Гурченко — синтетическая актриса: ей были подвластны все жанры от водевиля, буффонады и мюзикла до мелодрамы, трагикомедии, военной драмы; актриса прекрасно пела, танцевала — она была и театральной и эстрадной актрисой.
Но её любовь и жизнь были отданы кинематографу.
В 1956 году на экраны страны вышла новогодняя комедия режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой главные роли, по настоянию Ивана Пырьева, сыграли известный Игорь Ильинский и студентка Людмила Гурченко.
Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и на следующий же день после выхода картины на экраны, на неё обрушилась слава.
В 1958 году актриса снялась в комедии «Девушка с гитарой». Первый художественный фильм, посвящённый Международному фестивалю молодёжи и студентов в Москве.
После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» «Девушка с гитарой» была специально написана под Людмилу Гурченко в расчёте на её популярность. Однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, как «Карнавальная ночь», после чего за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра, что затруднило её дальнейшую карьеру.
Фильм «Девушка с гитарой» был первой картиной, в которой снялся в эпизодической роли инженера-пиротехника Юрий Никулин. Именно благодаря тому, что его в этой роли увидел Леонид Гайдай, Никулин впоследствии был приглашён на роль Балбеса.
Материальное положение Гурченко в то время было сложным, поэтому она принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительные» статьи. По утверждению некоторых источников актрису, оказавшуюся изгоем, не приглашали сниматься девять лет, однако в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года. Как сообщала русская редакция Би-Би-Си, со ссылкой на неназванные историки и искусствоведов, «Карнавальная ночь» вызвала недовольство советской номенклатуры, многие представители которой узнали себя в сатирическом образе директора дома культуры Огурцова. В интервью, опубликованном после её смерти в 2011 году, Гурченко называла причиной своей травли отказ от предложенного ей сотрудничества с КГБ и последовавшего гнева министра культуры СССР Николая Михайлова.
«С лица земли сотрем! Имени такого не будет!» — это слова министра. И это не сегодняшние демократические денечки, когда говори, что хошь, всем до фонаря. То было жестокое время. И то был настоящий приговор. И очень скоро такой фамилии не стало. Очень скоро. Долго над ней будут витать: «однодневка», «несерьезно», «не советуем», «не следует», «не желательно». Перестали снимать в столице. Перестали снимать на других студиях. Забыли. Предали забвению. Тихо похоронили. Забальзамировали.
В образовавшейся тишине актриса Людмила Гурченко была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, и жила в общежитиях — первая квартира, по её словам, у неё появилась лишь после развода в тридцатилетнем возрасте.
В 1963 году Гурченко поступила в труппу театра Современник. «А что она будет у нас играть?» - вопрос, который сопровождал ее все годы пребывания в театре. Ролей ей не давали, или давали роли на пару слов.
И она опять ездила по стране с концертами и встречами со зрителем, чтобы обеспечить себе, ребенку и родителям достойную жизнь, и, конечно же, видеть глаза зрителей, чувствовать их энергетику и понимать: «Нужна! Нужна!».
В 1965 году она ушла из «Современника». Гурченко рассказывала: «Итак, в один прекрасный день я вдруг подала заявление об уходе из театра по собственному желанию. Тихо и спокойно. Как будто это было давно решено. Хотя еще утром, идя на репетицию, об этом даже не думала. Я просто представила, что сейчас, на репетиции новой пьесы, я буду долго сидеть в ожидании своих двух реплик... И... ноги, помимо сознания — красиво или некрасиво, удобно или неудобно, раньше или позже, деликатно или нет — сами повернули в фойе направо, к главному режиссеру. И как пелось: «...Но бывает, что минута все меняет очень круто...». И от сознания своей свободы и победы стало так легко! Победы? Я ведь не справилась, потерпела поражение, не сумела стать незаменимым винтиком. Но почему же радость облегчения била через край? Все четыре стороны света для меня свободны — выбирай любую. Ничего впереди не ждет. А я счастлива. Но ведь тогда, в Харькове, в больнице, когда во мне мучительно умирала моя любовь, я ведь была счастлива. Потому что одновременно с этим я приобретала облегчение. И где-то впереди брезжил свет. Я знаю, что выхожу из увлечённостей в работе, из самых поначалу необыкновенных увлечений, как только чувствую насилие над своим внутренним миром, о котором не расскажешь словами. Он вдруг бастует, кричит, бьется и физически направляет движение в нужное русло. Своей, только своей дорогой. Позже я часто возвращалась к этому важному периоду жизни. Да и не было ни одного выступления, где бы зрители не интересовались причинами моего ухода из «Современника». Почему же я все-таки ушла из лучшего театра? Уязвленное самолюбие? Непризнанный талант? О, как же я изо всех сил подавляла в себе все негативное, и подавила, в конце концов. Тогда и стало легче. Но прежде мне нужно было научиться терпеть. А порой я думала так: первый успех пришел «вдруг», без вклада. Без труда выловила рыбку из пруда. А после была неминуемая расплата. Научиться терпеть и воспитать в себе волю».
А дальше были пробы в кино, просмотр в Театр Сатиры, съемки в фильме «Рабочий поселок» и новые бесконечные концерты по стране. Так Людмила Марковна стала артисткой Госконцерта.
В 1969 году Людмиле Гурченко было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
С 1973 года началась вторая жизнь Людмилы Гурченко. Весной она была приглашена сниматься в фильме «Старые стены», где она исполнила роль Анны Георгиевны.
Во время съемок ее настигло страшное известие – умер отец Марк Гаврилович.
В 1976 году за роль Анны Георгиевны в фильме «Старые стены» Людмиле Гурченко была присуждена Государственная премия РСФСР имени Братьев Васильевых. Началось ее триумфальное возвращение в кино - Людмила Гурченко блестяще играла и пела в музыкальных лентах 1970-х годов: «Табачный капитан» в 1972 году, «Соломенная шляпка» в 1975 году, «Мама» в 1976 году, «Небесные ласточки» в 1976 году и других картинах.
В 1977 году Людмиле Марковне было присвоено звание Народной артистки РСФСР.
Новые роли в сложных, трагических картинах принесли актрисе не только удовлетворение в работе, но и международную славу. В 1976 году она снялась в фильме «Двадцать дней без войны» режиссера Алексея Германа, «Сибириада» режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского, удостоенного в 1979 году специального приза жюри Каннского кинофестиваля. Гурченко рассказывала: «Уже до финала были аплодисменты, а перед концом картины и после они не смолкали и превратились в «скандеж» - как на концерте. И «браво», «браво», «браво»... Мы кланялись вперед, назад, влево, вправо. Никто не уходил, и мы стояли и кланялись, кланялись... А потом стали обнимать и целовать друг друга... Эмигранты кричали по-русски: «Молодцы! Мо-лод-цы! Людоч-ка! Мы так счастливы за вас!». Мы плакали от радости. Смешались звания, регалии, титулы, посты - мы были небольшим русским островком на прекрасной французской земле. Она нас приняла, она почувствовала нашу силу, на ней запахло Русью».
Во время съемок в фильме «Сибириада» по совету Никиты Михалкова Людмила Гурченко начала писать свою первую книгу, посвященную отцу. Книга получила название «Мое взрослое детство», вышла в 1982 году и моментально разлетелась с книжных прилавков.
Долгое отсутствие ролей компенсировалось чередой звездных работ в фильмах «Пять вечеров» режиссера Никиты Михалкова, «Вокзал для двоих» режиссера Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» режиссера Петра Тодоровского, «Полёты во сне и наяву» режиссера Романа Балаяна и «Любовь и голуби» режиссера Владимира Меньшова.
В 1983 году фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля. Гурченко рассказывала: «Когда начался наш конкурсный фильм «Вокзал для двоих», я оглянулась - вокруг нас было пустое пространство. Я так нервничала, что не сразу поняла, что мы сидим в партере, а «наш» балкон так далеко, что люди кажутся мошками. Никто не пожелал сидеть рядом. Вот тебе и сплетение искусства и политики. А когда начался фильм, аж сердце защемило. После роскошного изображения на экране в других фильмах, вдруг наше, родное изображение на «шосткинской» пленке с чуть голубоватыми лицами героев. «Ну, думаю, черт с вами - это наша жизнь. Пусть такая, «вокзальная», без гостиниц и удобств, но наша, незаимствованная. Жизнь в отдельно взятой стране. Что сказать... Втянулись, втянулись зрители, притихли и стали следить за развитием событий. Первый раз привезли фильм, где фигурирует у нас на советском экране тюрьма. Тут, ну просто муха пролетит, - слышно. А когда я закричала: «Играй, играй - громче!!!» и стало ясно, что мы с Басилашвили успели добежать (добровольно!) до тюрьмы, успели к утренней поверке и от этого были счастливыми ... ну знаете... В этом месте раздался такой вздох облегчения... И стало ясно, что люди есть люди, что актеры и режиссер совсем не виноваты. «Это» происходит в посольстве. Мы возвращались к своему «Карлтон-отелю». Нас все время обгоняли зрители и заглядывали в лицо. А когда мы дошли до отеля, там нас поджидала целая толпа. И искренне говорили нам очень известные французские и английские слова поздравлений, одобрений и пожеланий. А что еще нужно? Да вообще-то нужно многое. Но в том, 83-ем, этого было ого, как много!..».
Людмила Марковна была потрясающей женщиной, неимоверно целеустремленной, она не могла сидеть без дела. После того, как актриса сломала бедро, уже через месяц она поднялась на ноги, как бы тяжело ей это не далось, но бездействие было для нее еще тяжелее. Гурченко, которая до этого никогда не занималась спортом, тренировала мышцы при помощи тренажеров, мячей и прочего спортивного инвентаря.
Из больницы Людмила Марковна была выписана в марте. Она радовалась, что, наконец, находится дома. Она горела новыми идеями и планами. Вечером 30 марта Людмила Гурченко и её муж Сергей Сенин смотрели музыкальный фильм о Людмиле Марковне, который снял телеканал «Интер». Внезапно Людмиле Марковне стало плохо. Она успела сказать супругу, что ей трудно дышать, пожаловалась на сильную боль в груди, а потом потеряла сознание. Сергей Михайлович подхватил супругу и отнес в комнату, бережно уложил на кровать и стал делать жене искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, но все было напрасно. «Люся умерла в течение одной минуты, - рассказал медикам Сергей Сенин. – Я пытался спасти ее, но у меня ничего не получилось. Врачи, осмотрев пациентку, зафиксировали признаки биологической смерти. На кардиографе шла прямая линия». По словам медиков, Людмилу Марковну можно было спасти, если бы квалифицированные специалисты подоспели вовремя. Вскрытие, по просьбе супруга Людмилы Марковны, делать не стали, но история болезни и симптомы позволили медикам максимально точно установить причину смерти – ее вызвала тромбоэмболия лёгочной артерии.
Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище. Актриса была похоронена рядом с другими артистами — Татьяной Шмыгой, Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым.
30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Людмилы Гурченко. 4 августа 2012 года на могиле Людмилы Гурченко был открыт памятник из черного гранита и белого мрамора, авторами которого стали Юрий Хоровский и Юрий Шабельников.
В 2012 году Людмиле Гурченко был снят документальный фильм
«Как я стала богиней…».
Последней работой Людмилы Марковны стал музыкальный видеоклип на песню Земфиры «Хочешь?», снятый в феврале 2011 года, за месяц до смерти актрисы. В клипе Гурченко исполняла песню, стоя среди экранных образов своих партнёров по киноработам, уже ушедших из жизни — Александра Абдулова, Юрия Белова, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева, Александра Кайдановского, Андрея Миронова, Юрия Никулина и Олега Янковского.
Когда смотришь последний видеоклип, где Людмила Гурченко поет и танцует в кругу своих умерших коллег, то невольно в голову приходит мысль: актриса предчувствовала свою смерть, а может, даже ее… накликала!
Думали — откажется!
Это видео сняла в Киеве режиссер Екатерина Царик . В январе—феврале на Украине приступили к работе над фильмом о Людмиле Гурченко под названием «Я — легенда». Это были последние прижизненные съемки звезды. В финале, по задумке авторов, планировался видеоклип на песню Земфиры «Хочешь» с пронзительным текстом:
«Пожалуйста, не умирай!
Или мне придется тоже.
Ты, конечно, сразу в рай,
А я не думаю, что тоже…»
Гурченко предложили спеть эту песню в окружении портретов… умерших актеров, с которыми она когда-то играла в театре и кино. Никто не думал, что звезда согласится! Ведь актеры — очень суеверные люди. Однако Гурченко не только согласилась, но и предложила… «оживить» в клипе всех умерших друзей!
Просила не умирать
— С помощью компьютерных технологий мы вырезали образы Янковского, Абдулова, Евстигнеева, Миронова и других звезд из фильмов, в которых они снимались с Людмилой Гурченко, и «поместили» их в одну комнату с Людмилой Марковной, — рассказывают создатели пророческого видео. — В начале клипа их души как бы прилетают к Гурченко, и она им поет, просит не умирать. Однако в конце актеры «растворяются», оставляя артистку совсем одну.
— Не уходи! Не уходи! Не уходи! — срываясь на крик, пела друзьям Гурченко. Как в последний раз. Отдавалась по полной, как будто предчувствуя скорый конец. Но они ушли. И забрали душу Марковны с собой. До премьеры фильма Гурченко не дожила. Ей «пришлось умереть тоже», как поется в песне, и душа ее воссоединилась с теми, кто «воскрес» в ее последнем видео…