-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Броненосец

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2011
Записей: 1893
Комментариев: 1334
Написано: 8298


ЖИТИЕ НЕСВЯТЫХ Гл.11 ДЕТСТВО

Среда, 29 Февраля 2012 г. 08:59 + в цитатник

    Поначалу в деревне Пестово электричества не было. Пользовались керосиновой лампой. Еду готовили на печи либо на керосинке. Это распространённое в то время бытовое устройство воняло керосином, коптило да ещё вспыхивало.И тогда недалеко было до пожара. Но нас  Бог миловал. Вспыхнувшую керосинку немедленно накрывали телогрейкой или одеялом, так её тушилиНо кто прозевал  - жди пожара, беспощадного и страшного. Видел эти пожары не раз. Как-то гуляю зимой и вижу , что из-под крыши одного дома на деревне дымок пошёл. Из дома выбегает парень с вёдрами, лихорадочно кидается к колодцу, потом к дому, загребает снег в вёдра и в дом. Но уже через минуту из-под крыши бьёт пламя, оно стремительно разрастается. Сбегаются люди. Но куда там! Дом заполыхал - и снег не помеха. Через десяток минут он весь объят пламенем. Пламя ревёт, огненные шары отрываются от него и летят на соседние дома. Как выстрелы , звуки лопающегося шифера. Начала дымиться стена соседнего дома. Все сбежавшиеся кидают снег на эту стену. Соседний дом удалось отстоять. А  этот сгорел дотла.

  Наша семья после перезда быстро разрасталась. 4 августа 1949 года родился брат Александр, а 31 декабря 1952 года  - сестра Татьяна. Отец после демобилизации, видимо, вскорости устроился на работу проводником, ездил в Германию, в ГДР. Уезжал на неделю, потом прихватывал для заработка другую смену, потом уезжал в свою. В общем, дома его почти не было. Мать вела хозяйство, растила нас, ребятишек, ухаживала за парализованной бабушкой. Работать не было никакой возможности.

   Жили бедно. Часто на обед была "мурцовка". Холодная вода, в неё налита ложка подсолнечного масла, покрошен чёрный хлеб, добавлен резаный лук. Ну, и посолено.  Мясо в чистом виде никогда не было. Если был мясной суп, то сваренный из костей, которые добывали с большим трудом в Москве. Для этого надо было отстоять многочасовую очередь в магазине с экзотическим и непонятным мне названием "Субпродукты", номера в очереди писались химическим карандашом на ладони и ежечасно устраивали перекличку. Кто по каким-то причинам отсутствовал на перекличке, из очереди вылетал.

   Отец, выезжая в ГДР, прихватывал с собой сливочное масло, кофе и загонял это в Берлине немцам. Оттуда привозил какие-то платки, женские комбинации, чудо-клей ( похожий на нынешний "Момент" ) , скатерти. Однажды, накопив средств за несколько поездок, привёз ковёр - "Утро в сосновом бору". Все эти товары у нас не залёживались, а уходили к более состоятельным деревенским жителям, мы же покупали на вырученные средства еду.

   Колхоз был рядом, но молоко в нём не продавалось. В ограниченном количестве в нескольких 40-литровых флягах оно продавалось в ближайшей к нам окраине  города Железнодорожного. Для его покупки нужно было отстоять очередь в несколько часов, волнуясь, привезут сегодня молоко или нет. Продавали молоко не более 3 литров в одни руки. Я ещё до школы ходил за молоком с 3-литровым аллюминиевым бидоном. Молоко съедалось вмиг  с двумя буханками чёрного хлеба.

   Вскоре после перезда мать завела козу, чтобы подкармливать меня и брата. Эта "уродина", я её помню, вечно запутывалась в верёвках, вот-вот удавится. Сорвавшаяся с привези , наносила большой урон огороду, могла сжевать и бельё, сушившееся на верёвке. Молока же давала очень мало. Пришлось пустить её под нож.

   Мать, чтобы кормить семью, тоже не сидела , сложа руки.  Ещё в Полтеве она научилась стегать ватные одеяла. Поэтому в Пестове у нас были деревянные пяльцы, которые стояли посередине комнаты. На них, цепляя за крючья, мать натягивала ткань, клала на неё слой ваты, сверху накрывала другой тканью, наносила узоры мелом и прошивала это насквозь нитками. Заказы были довольно часто, поэтому пяльца в комнате практически не убирались.

   Сейчас я ума не приложу, как мы все в одной комнате помещались? Справа при входе  была печка, об этом я уже говорил. Слева от входа вдоль стены лежала парализованная бабка, рядом под окном - её параша. За окном вдоль стены кровать, на которой спали мы, трое ребят. У правой стены, что являлась перегородкой  - кровать родителей. У передних окон - небольшой стол. Посредине комнаты - пяльца. Чтобы попасть к столу, нужно было пролезть под пяльцами. А ещё ведь вблизи бокового окна стояла печь-буржуйка и труба выходила в окно! Под окном, помимо параши - маленький стол с двумя керосинками.

   Мать подрабатывала ещё и другим способом. Перед праздниками нанималась мыть дома . Стены у всех тогда были без обоев, просто брёвна. Вот их и отмывали. Помню запах свежевымытого дома.

  Занималась мать и огородом. Мы на своих 3-х сотках сажали картошку, а попозже помидоры и даже клубнику. Первыми деревьями были вишни. Потом они выросли здоровыми и бестолковыми. Их убрали и заменили на яблони. Саженцы яблонь мать добывала в Электроуглях, что по нашей железной дороге. Для этого ей приходилось ехать с вечера, занимать очередь, дежурить ночью - тогда лишь можно было рассчитывать на удачную покупку.

   В своём детстве я не помню ни одной игрушки. Их у нас дома не было. Ни одной! Но у меня нет ощущения обделённого детства. Нам в детстве не было скучно. Мы много времени проводили на улице, где-то шныряли, лазили, играли во всевозможные нехитрые игры. Моим воспитанием, как и воспитанием моего брата и двух сестёр , родители специально не занимались. Я не помню, чтобы мать читала или рассказывала сказку на ночь, чтобы мы вместе ходили за грибами или с отцом на рыбалку, чтобы отец хоть раз в шутку погонял с нами мяч. Ничего этого не было. Главная задача моих родителей состояла в том, чтобы нас накормить , как-то одеть и обуть. Кстати , летом мы бегали почти исключительно босиком, отчего ноги были в цыпках. И мы вопили, когда приходилось их  мыть. Однажды я летом , бегая по деревне, наступил на дохлую курицу. Была такая странная мода на деревне - всё ненужное выбрасывалось на улицу. Зола из печки, когда топили углём. Помои, картофельные очистки, всякая дрянь. Курица эта была уже без мяса, один скелет с перьями. Куриная косточка очень больно вонзилась мне в ногу, причём, вошла широкой частью внутрь. Я орал, мать кость вытащила. Ничего страшного потом со мной не было.

   Я думаю, что моему послевоенному поколению в нашей деревне, да и в соседних деревнях, повезло  с более старшими ребятами.  Было довоенное поколение, потом провал - никого, потом мы, послевоенные. Как-то так случилось, что среди старших ребят и девчонок не было шпаны. Наши старшие друзья активно занимались спортом, не пили, практически не курили. За нечётной стороной деревни был луг, на нём у нас было своё нехитрое футбольное поле и даже волейбольная площадка. Всё это было сделано старшими ребятами, нас они не гоняли , а милостиво разрешали играть вместе. Летом это был центр нашего досуга, общения. Там же разводили под вечер костёр, пекли картошку. Играли в великое множество игр с мячом, лапту, городки . И , конечно, в войну, казаки-разбойники, прятки. В лесу рыли землянки, строили шалаши на земле и на деревьях, натягивали наклонную проволоку с деревьев вниз и по ней съезжали , повиснув на тряпках.

   Зимой - коньки, прикрученные верёвочками к валенкам. Лыжи, у кого были. Одевались зимой в одежду, которую не жалко.Деревня идёт под уклон, катались по ней на санях, устраивали кучу-малу, валялялись в сугробах, строили крепости и горки, заливали их водой. Домой приходили красные, мокрые насквозь от растаявшего снега,  штаны гирями сползали вниз.

   Нет, совсем не скучали. И не было не только телевизора, компьютера и мобильных телефонов, но и элетричества. И жили! Чего же вам теперь не хватает, дорогие мои?

   Часто мать уходила в Железнодорожный за продуктами либо уезжала в Москву за тем же. Я оставался за старшего. Давался наказ . Подмести , вымыть пол, ещё что-нибудь. Я не хотел делать всё один, начинал заставлять работать брата и сестру. Они не хотели. Мы начинали драться, бегали по комнате, насколько это было возможно, бегали и прямо по бабке. Она плакала. Но к приходу матери всё было в порядке.

Рубрики:  Житие несвятых
Метки:  

Vikylia68   обратиться по имени Среда, 29 Февраля 2012 г. 12:53 (ссылка)
вот так постепенно можно будет и книгу издавать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 29 Февраля 2012 г. 13:08ссылка
Привет, Викуля!
Ты знаешь, я пишу для своих детей и внуков. Я думаю, им будет интересно.
А остальным, вряд ли. Так что ни о каком издании даже и не помышляю.
К своему повествованию я в дальнейшем приложу старые и новые фото. И ещё свои стихи. Пусть помнят.
А, может, кто-то из них продолжит описание и будет родовая книга. Но уже без меня.
Перейти к дневнику

Среда, 29 Февраля 2012 г. 13:20ссылка
это хорошая идея Миша.
hekk   обратиться по имени Среда, 29 Февраля 2012 г. 13:50 (ссылка)
Чтоже вы так бабушку свою обижали? Как же горько ей было!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 29 Февраля 2012 г. 14:03ссылка
Маленькие были, бестолковые. Сейчас стыдно.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку