Тина Гай Первый Спас: Мокрый |
Тина Гай Первый Спас: Мокрый (11.08.2015)
Ну, вот и пришли праздники урожаев, подведение итогов прожитого года, которые открывает Первый Спас. Одиннадцатого августа в Карабахе после сбора урожая отмечают народный новый год - Навасард, а в России с четырнадцатого августа начинаются спасские праздники – освящения первых плодов нового урожая.
А поскольку плоды разные и созревают они в разное время, то и августовских Спасов – три: Первый Спас, медовый, четырнадцатого августа; Второй, яблочный, девятнадцатого; Третий, ореховый, двадцать девятого. Но это все народные названия, опоэтизированные и потерявшие связь с историческими событиями, послужившими основанием для установления Спасов.
Так случилось со всеми церковными праздниками: народ поглощает церковную память, «о-язычивая» христианские праздники, а церковь воцерковляет языческие, искореняя славянскую мифологию. Но в полной мере ни то, ни другое не удалось, зато двустороннее движение с противоположной направленностью породило симбиоз – церковно-народные праздники, в котором мирно уживаются и христианство, и язычество.
Икона "Крещение Руси"
Спасы относятся к числу таких смешанных полуязыческих-полуцерковных праздников, где к настоящему времени, судя по обилию текстов в Интернете, первое победило второе. Но вернемся к изначальной истории, в которой Спасы связаны не с народными традициями освящения плодов, а с конкретными историческими событиями.В этом смысле Первый Спас - самый насыщенный, вобравший в себя несколько эпох и важных исторических событий. Самое важное из них, по которому он получил название Мокрого или Спаса-на-воде, связано с крещением Руси в 988 году князем Владимиром. Об этом сохранилась запись в хронографах XVI века.
В честь этого события Русская церковь постановила проводить каждый год первого августа (14 – по н.с.) крестные ходы на водные источники. В Киеве в этот день на месте, где сегодня находится Крещатик, собиралось множество народа: мужчины одевались в казацкую одежду, остальной люд - в одежду новую, не ношенную. И все вместе они шли на водный источник, где проходила служба малого освещения воды в воспоминание крещения.
Икона "Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня"
В Москве со времен царствования Алексея Михайловича, любившего всякие чины, этот день тоже проходил очень торжественно. Вечером, в канун первого августа по старому стилю, Государь въезжал в Симонов монастырь и участвовал в вечернем богослужении, а в сам праздник – на утренней службе.Напротив монастыря на Москва-реке устраивалась Иордань, такая же, как на праздник Крещения. Туда после литургии под звон колоколов царь со своей свитой направлялся для участия в водосвятном молебне. После него он погружался в Москва-реку, потом прикладывался к кресту и подходил за благословением к патриарху.
Икона "Пресвятая Богородица"
Освященной водой кропились знамена и войска, а все желающие - омывались в источнике, а потом набирали воду для своих нужд. Поле этого начинались народные гуляния, от которых произошли знаменитые спасские ярмарки.Такой размах праздник получил не сразу. Кроме крещения Руси, первого августа случились и другие знаменательные события: в этот день 1164 года произошли две битвы, в одной из которых одержал победу князь Боголюбский - над волжскими булгарами, а во второй – император византийский Мануил - над сарацинами.
В том и другом случае было знамение: от икон Божьей Матери и Спаса Всемилостивого, которые князь взял с собой, начали исходить яркие лучи, осенявшие русское войско. Такой же знак получил перед своей битвой и византийский император, взявший с собой Крест, от которого тоже исходили лучи.
Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник (уральская икона, XIX век)
В память об этих победах, знамениях и в честь трех святынь князь учредил праздник, приуроченный к дню Крещения Руси. Немного позднее к этому дню был приурочен еще один праздник -Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Дело в том, что в IX веке в Константинополе существовал обычай: проводить, начиная с первого августа и до Успения, крестные ходы по городу и его окрестностям с выходом на источники. Считалось, что это предотвращает эпидемии и болезни. Крестные ходы совершались с частицами Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса. В Россию это праздник пришел позднее, только в XIV веке
«для освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго».
Так первого августа стали вспоминать три церковных события. А в народе церковный Первый Спас объединился с языческими поверьями о чудотворной и сверхъестественной силе воды. Этот день можно считать праздником воды и колодцев, к которым на Руси всегда было особое отношение. Кололдцы чистили, освящали, вокруг них высаживали деревья, водили хороводы, устраивали жертвоприношения, проводили ритуальные обряды и устраивали свадьбы.
Самым тяжким преступлением считалось осквернение колодца. О колодцах народ складывал легенды. Вспомним хотя бы известное сказание в «Повести временных лет» о белгородских колодцах, спасших жителей города от неминуемой смерти от голода, когда его осадили печенеги в надежде вынудить сдаться на милость врагу.
Кроме того, считалось, что копать колодцы надо только в августе и святить их тоже в августе – на Первый Спас. Рассказывают, что как-то жители одного поселка решили ставить у себя во дворе колодец и пригласили старого-престарого деда, который всю жизнь копал колодцы и знал в этом толк. Он не отказался, сказав только, что придет к ним в августе, т.к. тогда уровень воды будет самый низкий и можно будет копать.
Сарьян Мартирос Сергеевич - У колодца. Жаркий день 1908.
В народе существует много способов определения мест для колодцев, например, с помощью ивовых прутьев или клока шерсти, который накрывали кастрюлей и оставляли на ночь. Если утром клок был мокрый, значит место для колодца подходящее, если сухой, то - нет. Или и другой способ:«По траве определяли. Она же растет неодинаково. Где гуще, зеленее, там забивали ивовый кол на шесть-семь дней. Если он не засыхал, копали там колодец. Когда засыхал — место непригодное, искали дальше. А если была засуха и трава выгорала, то брали дядьки тот ивовый кол, ходили и стучали по земле. А среди них был такой человек, который много знал, так он слушал и по звуку определял, где кол вбивать. Если через неделю кол был мокрым, еще и листочек выбросил, то место считали подходящим, чтобы копать колодец».
Освящали колодец ивами, ими же их обсаживали, потому что по поверью ива предохраняет колодцы в жаркие дни, отгоняет от них злых духов и привлекает добрых духов воды. Существовали особые правила, по которым следовало копать колодец: обязательно при растущей луне, рано утром и прежде выкопать на месте будущего колодца крест, в центр которого налить освященную воду.
Накануне освящения мужчины вычищали дно колодца, а девушки украшали его края венками и бросали в воду пахучий аир для изгнания из нее злых духов. Освящение было особым сакральным действием, в котором участвовало все селение. Впереди процессии с колокольчиками бежали дети, за ними шли музыканты со свирелями, потом – остальные.
У колодца уже стояли застланные белыми скатертями два праздничных стола: на первом – хлеб и соль с зажженной свечой, на втором – коливо, святая вода и тоже свеча. Коливо – для духов и предков. Парни высаживали деревья или втыкали около колодца свежие ветви. Многие из этих традиций уже утрачены, как немногие помнят и о поверьях, связанных с колодцами.
Но сохранилось предание, что странник обязательно должен оставить у колодца какую-нибудь вещь, что поможет ему благополучно добраться до следующего колодца. Или другое поверье: если воин выкинет после похода оружие в колодец, то его военная служба на этом закончится.
У колодца
Известно также, что во время войн и бедствий люди выбрасывали все самое ценное в колодцы в надежде, что они там сохранятся и потом их можно будет достать. Со временем драгоценностей, оружия и икон становилось на дне колодцев так много, что появились желающие нырнуть за ними, и не всегда это были их владельцы.И в конце, возвращаясь к Первому Спасу, вспомним Тараса Шевченко, писавшего:
На то лето
колодец святили
На самого Маковея,
И дуб посадили.
Серия сообщений "Тина Гай (Алевтина Гайкова)":
Часть 1 - Перенести в другое пространство...
Часть 2 - Тина Гай (Алевтина Гайкова)
...
Часть 4 - Тишина...
Часть 5 - Навсегда...
Часть 6 - Тина Гай Первый Спас: Мокрый
Рубрики: | История Интересное Праздники |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |