-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АлКон47

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.03.2011
Записей: 23
Комментариев: 21
Написано: 2942


Без заголовка

Среда, 13 Июля 2011 г. 17:53 + в цитатник
Звезда и смерть российского ВПК


Сегодня в 16:42Пенсиньор2572253

Теги: скандалы, анатолий сердюков, вооружения


Что стоит за скандалом, спровоцированным академиком Соломоновым.

На прошлой неделе неожиданно прорвался давний отечественный нарыв: скандальная ситуация своенно-промышленным комплексом, любимым детищем руководства страны советских времен, стала достоянием общественности. Причем, произошло это неожиданно и истерично.

Генеральный конструктор стратегических ракет академик Юрий Соломонов дал большое интервью "Коммерсанту" "о непонятном будущем самих ракет и всего, что с ними связано". Из сказанного академиком вырисовывалась удручающая картина: предыдущая программа поставок в армию стратегических ракет не выполнена, написана уже новая программа вооружения, но и ее ждет та же участь. Госзаказ 2011 года уже сорван: на сегодняшний день, если говорить о стратегических ядерных силах, не заключено ни одного контракта.

После этого Соломонов вообще начал говорить то, что долгое время у нас считалось неприличным высказывать: "Все очень часто спрягают и склоняют Советский Союз. Но при многих недостатках в Советском Союзе что было? Государство помогало работать. Сейчас с точки зрения общего подхода государство мешает. И руководители предприятий, которые являются основным исполнительным звеном, сталкиваются с этим каждодневно".

В ответ на претензии военных представители ВПК заявляют, что проблема идет от самого Минобороны, задерживающего своевременную оплату гособоронзаказа

Ошеломленные зарубежные аналитики даже начали срочно искать в словах академика конкретный политический смысл: Соломонов, мол, демонстрирует приверженность премьеру и пренебрежение президенту. Хотя, честно говоря, к таким выводам из интервью главного конструктора нужно было очень хотеть прийти. Тем более что Юрий Соломонов говорил совсем о другом: "На уровне руководителей государства необходимые решения приняты. Они подписали все сами, они организовали процесс на своем уровне... А дальше, на мой взгляд, идет недоработка системы в целом. Документы утверждены. Можно с ними соглашаться, можно не соглашаться. Но указ президента есть? Есть постановление правительства? Будьте добры выполнять их! То, что спускается на этаж ниже, на уровень федеральных органов, не выполняется. И это не просто отсутствие исполнительской дисциплины, это недееспособность".

Критика российской вертикали власти (а критиковал академик именно ее) безусловно, справедлива. Но есть одно маленькое "но" - действия самих оборонных предприятий подвергаются столь же справедливой критике. Так, практически одновременно с Соломоновым по вопросам поставки вооружений высказался главком ВМФ адмирал Высоцкий. В частности он затронул болезненный вопрос стоимости, по его мнению, "безграмотно завышенной".

Речь шла о новейшей атомной субмарине "Северодвинск", строящейся на "Севмаше". В результате, как считает главком ВМФ, закупка атомной подводной лодки нового поколения может быть сорвана. (Для справки: стоимость изделий такого класса в мире составляет около миллиарда долларов).

Но это - "Севмаш", прославившийся скандалом с поставкой Индии авианосца "Адмирал Горшков", цена модернизации которого при заключении сделки составляла 617 миллионов долларов, а затем "подросла" до 2 миллиардов. Как сказал президент Дмитрий Медведев, это стало "главной проблемой вроссийско-индийских отношениях". И уже в ближайшее время должно состояться заседание совета директоровОАО "ПО "Севмаш", на котором будет рассмотрен вопрос о соответствии занимаемой должности гендиректора предприятия Николая Калистратова.

И к самому Юрию Соломонову, создателю известной ракеты "Булава", были претензии. Однако у всего есть объективные (как и субъективные) причины. В ответ на претензии военных представители оборонных предприятий заявляют, что проблема во многом спровоцирована самим Минобороны, задерживающим своевременную оплату гособоронзаказа. А разговоры о стоимости изделий сразу же упираются в стремительный рост тарифов естественных монополий, что не может не отразиться на их конечной цене. О "коррупции в погонах" нам красочно рассказывал прокурор Фридинский. О трениях между разработчиками и производственниками - тот же Соломонов.

Объединенные промышленные корпорации - это государства в государстве, которые не могут вписаться в рынок

А теперь чуть-чуть истории. В далеком уже 1989 году, на ставшем легендой Съезде народных депутатов СССР не раз звучало с трибуны не очень привычное для тогдашней страны слово "конверсия". Речь шла о том, что с гигантским ВПК надочто-то делать, чтобы он мог вписаться в политику сокращения вооружений, а вообще - в рамки здравого смысла, с которым поздний СССР имел уже мало общего. И все сходились на том, что необходимо сохранить громадный потенциал советской оборонки.

Помните, как это происходило потом? Как инженеры и конструкторы крупнейших предприятий ВПК торговали на многочисленных рынках заморским ширпотребом? Как немногим счастливчикам удавалось устроиться в школы учителями физики, химии и математики? Нет, конечно, что-то делалось, но это"что-то" не могло удержать оборонку, на том уровне, по которому тоскует сегодня академик Соломонов. А два года назад было принято новое знаменательное решение.

Началось все с заявления начальника российского Генштаба Николая Макарова, что виновниками неудач с "Булавой" являются не разработчики, а производители: "Последние неудачные испытания "Булавы" связаны с циклом технического производства ракеты, а не с ее конструктивными особенностями". А закончилось решением о покупке французских вертолетоносцев "Мистраль" и упорными слухами о том, что это лишь первые ласточки, за которыми полетят в российские войска самые разнообразные изделия ВПК западного.

Тогда же в прессу просочились сведения, чтовоздушно-десантные войска закупают английские и австрийские снайперские винтовки: оказывается, наши оружейники не имеют станков, чтобы точить стволы надлежащим образом.

А независимые эксперты, говоря о строительстве в дальнейшем "Мистралей" на российских верфях, подчеркивали: даже для этого необходима коренная перестройка хотя бы этой части отечественного ВПК.

Прошло два года, и академик Соломонов, человек, безусловно, разбирающийся в вопросах состояния нашей оборонки, выступил со своим нашумевшим интервью. Да, фактически он хочет возвращения отрасли в советские времена, а, возможно, и появления в качестве ее правительственного куратора фигуры, сравнимой с фигурой Лаврентия Берии, когда-то ведавшего этими вопросами. О том, что в современных условиях это невозможно, академик не задумывается. Но главное его желание - желание порядка в деле, которому он отдал жизнь.

Соломонов, возможно, хочет появления в качестве правительственного куратора ВПК фигуры, сравнимой с фигурой Лаврентия Берии

О реакции на интервью Юрия Соломонова известно всем. Министр обороны Анатолий Сердюков признал, что министерство недозаключило в 2011 году соборонно-промышленнымкомплексом контракты на более чем 100 миллиардов рублей из-за "дикого роста" цен на продукцию военного назначения. В свою очередь, президент поручил ему в трехдневный срок представить доклад о выполнении гособоронзаказа на этот год.

Наиболее эмоциональную часть президентского выступления по этому поводу процитировали практически все СМИ: "Нужно разобраться с теми, кто сеет панику, и разобраться с ситуацией в гособоронзаказе. Вы знаете, по закону военного времени как с паникерами поступали? Расстреливали", - заявил Дмитрий Медведев, разрешив главе военного ведомства "увольнять всех".

И тут же проявилась основное противоречие между позицией Минобороны и ВПК: Сердюков заговорил о деньгах. Военное ведомство, оказывается, отказалось финансировать заказы тех оборонных корпораций, которые вдруг резко увеличили стоимость своей продукции. И в качестве примера был приведен родной для Юрия Соломонова Московский институт теплотехники - монополист в производстве твердотопливных ракет. Стоимость партии "Тополь-М" и "Ярс" возросла на 3,9 и 5,6 миллиарда рублей соответственно.

"Ребята, вы покажите нам все те издержки, которые вы хотите включить в свою цену, сделайте ее прозрачной, и к этой цене мы готовы добавить вам 20-25 % рентабельности", - говорит Сердюков и тут же добавляет, что когда производители начинают открывать цену, то она "мгновенно слетает на 20-30 процентов".Как тут не вспомнить слова Соломонова: "У нас Минобороны превратили в налоговую инспекцию?! А психология-то другая у налоговиков, другие мозги".

Несколько лет назад вместо реформы российского ВПК были сформированы объединенные промышленные корпорации, ставшие в чем-то государствами в государстве. Увы, ни в какой рынок они вписаться не могли, желая получать за счет налогоплательщиков все, что считают нужным. Сейчас окончательно выяснилось, что профильное ведомство не желает выполнять эти условия. Вот, собственно говоря, в чем одна из основных, до сих пор не провозглашавшихся столь открыто, причин конфликта. Теперь она названа достаточно громко. Дальше должно последовать политическое решение

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку