-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Маришка_888

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.03.2011
Записей: 8103
Комментариев: 2009
Написано: 12891


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 68 - СКРИПКА № 1)

Воскресенье, 08 Мая 2011 г. 18:00 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 68 - СКРИПКА № 1)

Скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра, один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение и в симфоническом оркестре, и в сольной исполнительской практике. Скрипка в музыке—«как в человеческом бытии хлеб насущный», — писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба.



По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира.
О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI—XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время... другой вид именуется скрипкой... встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом... ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».



John Lewis Krimmel Blind Fiddler (after David Wilkie) 1812 г.






Ганс Бальдунг Музыка 1529 г.



Михай Ковач Играющие ангелочки 1884 г.

Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах.
Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Профессор Б. А. Струве писал: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека».
В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».



Геррит ван Хонтхорст Веселый скрипач Счастливый Фиддлер 1623 г.



Геррит ван Хонтхорст Веселый скрипач с бокалом вина 1624 г.



Ян Ливенс Скрипач 1625 г.



Хендрик Тербрюгген Скрипач
Маркантонио Раймонди Скрипач и три женщины

Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских — второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа.
В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в" виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.
На фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.
В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

Я шел на лужок,
Снял виелу и смычок
И пропел мюзетту.

Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:

Из всех, что я досель слыхал,
Достойна виела лишь похвал;
Полезно слушать всем ее.
Коль сердце ранено твое,
То исцелится эта мука
От нежной сладостности звука.



Маттиа Претти Концерт 1630-1640 г.г.



Девид Тениерс Младший Дуэт



Девид Тениерс Младший Дуэт

Именно виела (фидель) и стала прародительницей двух основных типов европейских смычковых инструментов — виолы и скрипки. И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление.
О виоле писал Стефан Малларме:

В трудах уснул с виолой серафим
И тихо плачет в тишине цветов.
Луна грустит.
Смычок — изящный мим —
Один виолу оживить готов.

В зарождении и формировании скрипки сыграл также свою роль один из очень распространенных в средние века смычковых народных инструментов — ребек. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова.
Близки ребекам так называемые «польские скрипки» — мазанки — трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.
В создании скрипки некоторую роль сыграли и смычковые лиры. Некоторые из лир формой корпуса уже совсем напоминали скрипку. Лиры прожили короткую жизнь, явившись промежуточным типом смычкового инструмента между фиделем и скрипкой.
И сейчас разве только прелестные стихи Теофиля Готье напоминают нам об их существовании:

...mon oœur éperdu sur ton cœur qu'il cherchait
Vibrait comme une lyre au toucher rie l'archet.

Дословно: «...мое сердце, потерявшееся в твоем сердце, которое оно так искало, вибрирует, как лира, тронутая смычком».



Геррит Доу Скрипач 1653 г.



Габриэль Метсю A Woman Seated at a Table and a Man Tuning a Violin 1658 г.



Адриан ван Остаде Интерьер таверны со скрипачом

Позже виола по всей Европе уступила свое первенствующее положение скрипке, но отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску.
Особенно социальный смысл борьбы выявился во Франции.
В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели».
«Монархи и князья Франции, — пишет он, — судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей».
Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI—начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев.
В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь.



Жак Калло Скрипач



Жан Батист Симеон Шарден Юноша со скрипкой 1734-35 г.г.



Пьетро Лонги. Маленький концерт 1741 г.



Пьетро Лонги. Урок танцев. Учитель танцев. 1741 г.



Жак Андре Джозеф Авед Портрет Жака Филиппа Рамо со скрипкой

Сольным инструментом скрипка является с XVII в.
Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина.
На скрипичное искусство оказало огромное влияние и певческое искусство, это факт, что вплоть до 19 века скрипичные мастера Франции, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Тироли и Австрии создавали свои инструменты, подражая национальному певческому искусству.
Так, скрипки французских мастеров повторяли слегка носовое произношение французских шансонье, тирольские скрипки обладали признаками тирольского народного пения, немецкие скрипки приближались по своему звучанию к мальчишескому дисканту, так как хоры мальчиков в Германии - это национальный вид искусства, и т.д.
Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.



Уильям Сидней Монт Власть Музыки 1847 г.



Петр Косолап Сумасшествие. Безумный скрипач у тела умершей матери 1863 г.



Эдуар Мане Старый музыкант



Паскаль Адольф Жан Даньян-Буве На привале 1892 г.

Материалы из Википедии, а также отрывки из книги Л. Раабена "Скрипка" (1963 г.) и статьи Сергея Муратова "Скрипка: вопросы истории и происхождения" .



Серия сообщений "Скрипка":

Часть 1 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 68 - СКРИПКА № 1)
Часть 2 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 69 - СКРИПКА № 2)
Часть 3 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 70 - СКРИПКА № 3)
...
Часть 11 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 89 - СКРИПКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. № 11)
Часть 12 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 95 - СКРИПКА № 12)
Часть 13 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 96 - СКРИПКА № 13)


Рубрики:  Музыкальные инструменты.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку