К чему приводят забытые обещания? |
Очень часто родители легкомысленно забывают о своих обещаниях, будучи погружены в свои текущие проблемы. Взрослые, вообще, редко отдают себе отчёт, какую травму наносят своим детям, нарушая свои договорённости с детьми. Они считают, что и так делают для детей многое: одевают их, обувают, кормят, развлекают. Подумаешь, какие глупости, помнить обо всех своих обещаниях, данных, порой, впопыхах так, чтобы отвязаться от бесконечных просьб своих отпрысков.
Сталкиваясь с раздражением взрослых, которым ребёнок напоминает об их обещаниях, он начинает избегать конфликтов, и потому не спешит говорить о своих потребностях. Вместо этого он учится манипулировать вниманием взрослых, изобретая способы для извлечения выгод из своей беспомощности. Однажды он приходит к выводу, что с ним что-то не так, поскольку настоящие его потребности раз от раза игнорируются. Обида, которую ребёнок испытывает ко взрослым, начинает им активно подавляться, так как она ещё больше раздражает взрослых, увлеченных собственной жизнью, наполненной бесконечными конфликтами друг с другом. Эта подавленная злость к родителям в совокупности с уверенностью в своей неполноценности, наносит непоправимый вред его психике.
Так ребёнок и живет, запрещая себе напоминать взрослым об однажды поданной надежде на исполнение заветных желаний. Он становится послушным и удобным. Время от времени его запертый внутри бунт против взрослых вырывается в виде неуправляемых эмоций, суть которых взрослым становится неочевидной, а потому поведение ребёнка для них выглядит неадекватным: мы для него всё делаем, а он такой неблагодарный.
Постепенно ребёнок начинает воспринимать мир, как поле борьбы против предательства. Становясь взрослым, такой ребёнок строит отношения по принципу, что все люди ему должны. Но прежде он ловит их в ловушку взаимоотношений, начиная усиленно заботиться о тех, от кого затем потребует расплаты за вложенные в них усилия. Эти отношения похожи на торгашеские: я тебе всё отдам, но ты потом мне вернешь долг, а не отдашь, превратишься в предателя. Но такие отношения заведомо ведут к проигрышу и потому такой взрослый ставит себя в ситуацию запрограммированного предательства.
Даже если близкие ему люди, которые вступили с ним в отношения, и пытаются о нём заботиться, то делают всё не к месту и не так, как хочется нашему выросшему ребёнку, так как он не привык честно и прямо выражать свои потребности: слишком силён укоренившийся с детства страх не получить того, что хочется получить от близости. В нем нарастает раздражение на людей, которые не могут догадаться о его желаниях, о которых он и сам уже ничего не ведает, так как разучился их распознавать. Но сила претензий к людям такова, что внутри накапливается раздражение на них. И однажды происходит эмоциональный взрыв. Отношения распадаются, и это лишний раз подтверждает, что никому нельзя доверять, а все люди предатели и сво...чи.
Так наш выросший ребёнок снова оказывается один на один с уверенностью, что мир соткан из обмана. Он озлобляется и перестает окончательно доверять людям, что ведёт его к отчуждению и одиночеству. Время от времени он предпринимает попытки завести новые отношения, но так как он вступает в них с уверенностью, что никому нельзя доверять, то они каждый раз заканчиваются разрывом. Так в нем нарастает злоба на мир, не одиножды предавший его в детстве. О своих потребностях он уже не может сказать ничего определённого, разве только одно: мучительно хочется быть понятым. Но как можно понять человека, который сам себя так и не научился понимать? Его этому не научили. А самому к такому пониманию ему невозможно было прорваться сквозь толщу бесконечной череды обид на предавших его.
|
Мой первый семинар |
Вернулась из поездки в г. Тюмень. Там я провела свой первый семинар, посвященный подготовке детей к самообразованию. Семинар длился два дня. Третий день я посвятила личным консультациям. Выражаю огромную благодарность Анастасии Дариной, которая помогла мне этот семинар организовать. Уезжали с дочкой налегке, а вернулись домой с кучей подарков)))
Встреча получилась, по-домашнему, тёплой. Я встретилась с людьми, которые осознанно подошли к пониманию того, что хотят обучать детей вне школы, но они по разным причинам сомневались в своих возможностях начать осуществление своей мечты. Кому-то просто страшно было преодолеть сопротивление близких, их непонимание и заблуждения. Я рада, что смогла, как мне кажется, помочь людям, собравшимся на семинар, разобраться в вопросах отличия школьного образования от самообразования.
Я рада знакомству с детьми участников семинара. Это необыкновенные дети со скрытым или явным личностным потенциалом. Мне радостно было видеть, как напряжение от встречи, возникшее на первых порах у подростков, начинало таять. Самой большой благодарностью для меня явилось то воодушевление, с которым мы расставались с ними.
Особенно меня потряс мальчик, у которого школа уже сформировала стойкий страх перед учебой. Всякий мой вопрос им воспринимался вначале с напряжением во всём его теле, и он даже не с первого раза понимал суть моего вопроса, пытаясь неимоверными усилиями угадать, что же от него ждут. Он был уверен в том, что у него плохая память. Мне удалось продемонстрировать ему, что память у него великолепная, только он не умел ею правильно пользоваться. И не нашлось ни одного педагога, который внятно объяснил бы ему технологию запоминания, свойственную человеку со столь незаурядным ассоциативным мышлением. На моих глазах случилось преображение: он тут же смог применить те техники, что я ему показала, и его напряжение сменилось ярким любопытством и блеском в глазах от невероятного открытия своих необыкновенных способностей. Его первоначальное сопротивление сменилось на азарт и я увидела перед собой подростка, в котором ещё живо любопытство и тяга к знаниям. Он, просто, в какой-то момент позволил себе сомнения в своих способностях. Как жаль, что такой природный потенциал может быть загублен в стенах школы. Мы вышли с ним на глубокое понимание его предназначения. Он проявил смекалку, умение идти вглубь себя и потому результаты работы оказались для него и для его мамы впечатляющими. Огромное спасибо тебе, прекрасный маленький человечище, поверивший в себя)))
Ради этих детей и их родителей стоило проделать столь длительный путь, чтобы увидеть в их глазах надежду. Я никогда не забуду этой поездки. Я благодарна этим людям за их преданность своим детям. Я надеюсь, что планы родителей по созданию группы, которая будет поддерживать своих участников психологически, осуществится на деле. Меня воодушевил настрой этих людей и впредь собираться вместе, чтобы делиться своими успехами друг с другом, разучивая вместе с детьми те игры, которые формируют мышление детей, очень мягко приготовляя их к обучению. Я желаю вам, мои дорогие тюменцы, чтобы у вас всё получилось, чтобы вы не потеряли своего задора и продолжили собирать вокруг себя тех, кто так же как и вы неравнодушен к судьбам своих детей.
|
«Я люблю школу!» – что стоит за этими словами? |
Люди, воспитанные в каких-либо рамках, требующих исполнения правил поведения и принятия решений, сталкиваясь друг с другом, убеждаются в том, что в их жизни всё было правильно, даже если эти самые ограничения нанесли непоправимый ущерб их психике. Встреча с подобными людьми убеждает таких людей в том, что, как бы плохо им ни было, так плохо было большинству, а потому в их жизни всё совершалось правильно и нет повода расстраиваться из-за того, что что-то было не так. Им от такой мысли становится легче. Так они превращаются в ярых защитников того образа жизни, который изначально вынуждал их страдать.
Например, человек, закончивший школу и ещё не забывший своих страхов, своих кошмаров, которые вынуждали его страдать от депрессий и отчаяния школьных лет, встречается с такими же пострадавшими. Завязывается разговор, в течении которого всплывают воспоминания о школьных проблемах. Вдруг выясняется, что он не один такой, что кто-то так же пострадал от репрессий учителей и родителей, стремящихся вынудить детей на получение высоких оценок или выправить своё поведение до уровня, приемлемого в оценках взрослых.
Кроме того, слушая других, человек делает открытие, что собственные «беды» на фоне бед окружающих не такие уж и глобальные, как виделось до этого. Это начинает воодушевлять. Начинается внутреннее убеждение, что всё, что было страшного в школе, не так уж и фатально. Человеку свойственно стремиться к образу себя «Я благополучен». И этот образ не обязательно должен соответствовать действительности. Адаптивность психики такова, что подсознательно человек стремится к благополучию не через свершение реальных поступков, а через воображаемые образы себя. Так проще - не надо прилагать усилий для свершения поступков, требующих колоссальных затрат на самосовершенствование и самоанализ.
И вот, уже через призму приобретенного оптимизма, выпускники школ, становясь взрослыми, в каждом удобном случае убеждают друг друга, что обучение в школе - это единственно верный путь к знаниям. Они укрепляют свою веру самоубеждением. Если в присутствии таких людей заявляешь, что школа - зло, или задаешь вопрос, провоцирующий трезвый взгляд на их отнюдь не безоблачное школьное детство, то вызываешь в них агрессию, которая защищает их от возможности снова почувствовать ту боль, что они испытывали в детстве, столь же ярко и свежо. Тем самым, они бегут от этой боли. А потому они и нападают на вас вполне объективно, как на человека срывающего с его прошлого оптимистический покров, приобретенный ради защиты от боли.
Постепенно встав на путь самообманов целительного свойства, человек и своих детей принуждает пройти тот путь, который прошел он, считая, что именно школа сделала его сильным. Для него именно она стала той школой выживания, благодаря которой он приобрел силу жить оптимистично. Он не видит, что его оптимизм - это защитный механизм от боли, пережитой в детстве, и что последствия этой боли им не пережиты, а загнаны в темный чулан подсознания. Оптимизм возник в качестве самовнушения в результате группового воздействия таких же пострадальцев.
Представьте, что вы искренно верите, что делаете всё верно, помещая своих детей в условия системы, которая стала объективно деструктивной для вас самих, но на самом деле ошибаетесь. Что, если вы сами становитесь тем первичным злом, которое провоцирует возникновение еще большего зла в жизни ваших детей?
Согласиться с этим очень трудно. Становится страшно столкнуться с неизжитой болью своего детства, если такую возможность признать. Признать такое означало бы разворот внутрь своей боли и необходимость менять себя, пересматривать свои взгляды. Нет! От такой мысли начинается паника, которая чаще всего не осознаётся, но чувствуется, как внутренняя тоска, которая возникает всякий раз, когда ведешь ребёнка в школу и видишь его тоску в глазах. А когда заходишь в школу, то чувствуешь, как потеешь и ладони становятся влажными. Тело помнит боли гораздо сильнее, чем разум, который подавили. А потому самоубеждение разворачивает новый виток самообмана. И тогда требуется активизировать свою позицию борца за школьную систему, потому что голос рассудка заглушить уже гораздо сложнее, видя отчаяние собственных детей, которое нет-нет да и выводит на собственные воспоминания. Но так важно быть правым и защищать свои самообманы! Важнее, чем голос разума, говорящего об обратном!
Чем сильнее подавляется собственная боль и сомнения в своей правоте, тем фанатичнее человек защищает ту систему, которая нанесла ему психологический урон. Потому для меня спор является признаком того, что человек, защищая свою позицию, на самом деле, глубоко в ней сомневается. То есть спорящий находит аргументы, в первую очередь, для себя, а не с целью переубедить собеседника.
Тот, у кого нет сомнений в своей правоте, не вступит в спор с единственной целью «Переубедить!». Сомневающемуся же человеку победа в споре либо обязательна - победа является для него исцеляющим фактором от глубоко загнанных неосознанных сомнений, либо в спорщике явно проступает внутренний посыл: «Спорь со мной! Переубеди меня во что бы то ни стало! У меня самого не хватает для этого смелости, чтобы взглянуть правде в глаза! Я, благодаря тебе, взгляну правде в глаза, но вначале возненавижу тебя, так как боль прошлого, поднявшая свою голову от твоих слов, теперь я свяжу с твоим именем. Но не бросай меня! Научи меня, как с этим справится! Дай мне силы поверить, что победить страхи возможно! Избавь меня от боли!».
Такие люди страдают неофобией - инстинктивно боятся нового и незнакомого, так как стремясь в своём юном возрасте к новому и неизвестному, к которому стремится его вынуждал познавательный инстинкт, они получили психологическую травму. Новое и боль связались воедино и ушли в подсознание, сформировав очаг, отторгающий всё неизвестное. Потому такие люди боятся покидать зону своего комфорта и нападают на всё новое - так они защищаются от боли гипотетически могущей возникнуть, если они шагнут навстречу к неизведанному. И потому они ненавидят любого, кто предлагает им иной взгляд на их проблемы, загнанные вглубь подсознания.
|
Интервью |
А это статья обо мне. Скоро размещу своё интервью, которое дам казахскому телевидению. Оно пройдёт 21 сентября.
http://news.headline.kz/society/lyubov_sgonnik_shk..._prirode_ne_sushchestvuet.html
|
Творческое мышление не совместимо с рабским сознанием |
Ксения Медведицкова: А то куда ни придешь, везде в доме огромная коробка убитых в хлам игрушек, к которым ребь и не подходит. История каждой примерно такова: ребь ткнул в нее пальцем в магазине, ее купили, принесли домой, он поиграл минут десять, потом поломал минут пять, остатки - в коробку. И так далее.
Любовь Сгонник: Ребёнок ломает игрушки либо из любопытства к тому, как она устроена, либо от понимания того, что игрушка принадлежит не ему, а тому, кто её купил, что автоматически снижает ценность объекта или явления для человека.
Рассмотрим аспект любопытства. Мой сын, ломая игрушки, понимал, что наступит момент, когда целые игрушки в доме исчезнут. Когда такой момент наступал, он начинал изобретать невероятные способы сооружения из отдельных элементов разобранных игрушек новые механизмы. Порой, это были более увлекательные и захватывающие занятия, чем игры в рамках предложенных игрушкой условий. Теперь этот творческий поиск стал основой его профессии: он разбирает на составляющие части целое, на основании этого понимает структуру первоначального целого и создаёт новаторское решение с функциями, отличающимися от исходных, но соответствующие той задаче, которую новый объект решает более успешно. Это, в принципе, алгоритм решения любых творческих задач. Предлагая ребёнку играть только по правилам, мы лишаем его возможности научиться смотреть на объекты и явления с любой точки зрения, выходя за рамки привычных схем.
Рассмотрим аспект того, что происходит, если ребёнок понимает: мне ничего не принадлежит, значит я могу этим не дорожить. Именно так проявляются люди, у которых не сформировались понимания общественного договора по части собственности. Так поступают те, кому мало, что принадлежит и у кого это “мало” может быть в любой момент отобрано теми, кто ему дал право временного пользования. Это рабское сознание бесправного человека. Ему никогда ничего не принадлежало, поэтому не сформированы навыки ответственного владения. Так формируется рабское сознание граждан любого тоталитарного общества. А то, что не принадлежит человеку, легко им разрушается. Что мы и видим в процессе всех революций. Такой подход к воспитанию, построенный на отсутствии права собственности, может привести к формированию протестного поведения, начиная со свержения авторитета родителей и кончая попранием чужих свобод, с присвоением себе чужой собственности.
|
Служение людям |
Ольга Еремеевская: Из того, что человека будут воспитывать в рамках служения людям абсолютно не значит, что он будет вести себя так, как Вы пишете. Все зависит от характера, среды и сложившихся обстоятельств.
Сгонник Любовь: Воспитывать «в рамках» уже предполагает некие ограничения для того, кого поместили в эти рамки. Ограничения, как правило, имеют жесткую дидактику, не предусматривающую вольнодумства.
Служение, привитое «в рамках» через насаждение идей, когда адаптация ребёнка к миру прошла через опыт нелюбви мира к нему, может сформировать человека с двойными стандартами. Тогда под служением он будет понимать контроль над миром в сторону его улучшения таким образом, как его самого «улучшали» и ему самому «служили». Он будет мешать людям иметь свободу самовыражения, если сам её не познал.
В этом случае, как правило, такие люди прощают себе «грехи», находя им оправдания, но осуждая их в других. Такой двойной стандарт превращает человека в демагога, охотно и много рассуждающего о служении людям. Он любит поучать, так как этим компенсирует свою боль от того, что когда-то его так же жестко просвещали.
Однажды мне открылась истина, что служение людям возможно только из сердца, познавшего любовь к себе, людям и миру. До тех пор пока я «служила людям» из ИДЕИ, а не из СЕРДЦА, я была очень категоричной поборницей любви жертвенной. Я забывала о себе, о своих нуждах во имя ИДЕИ, но не во имя самих людей.
Как можно служить людям, не зная даже собственных желаний? До тех пор, пока я отказывалась следовать своим желаниям, я и другим не позволяла этого делать. В этом случае меня раздражала любая неблагодарность тех, кто не способен был оценить мою жертву по достоинству. Я не понимала, что благодарность не может возникнуть там, где грубо попирается чужая свобода. Грубо потому, что жертвенная любовь слепа: она не видит самого человека, а только упивается абстрактно воспринятой идеей «служения людям».
Если идея служения людям исходит изнутри существа, познавшего мир как благоприятную среду, не склонную к насилию над его личностью, то это служение исходит из глубин сердца как благодарность миру. Тогда служение трансформируется в ДАРЕНИЕ любви. Мне не нравится СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ. Мне нравится ДАРИТЬ ЛЮДЯМ любовь, знания и свои умения.
Ответ на комментарий к статье: http://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_781
|
Как научить ребенка достигать благополучия? |
Для того, чтобы научить ребёнка достигать благополучия, мне самой важно было осознать, в чем заключается смысл жизни: смыслом жизни оказалась сама жизнь. Мне пришлось разобраться с негативными последствиями своего прошлого, чтобы не передать дочери своих закрепощающих запретов, которые были тормозом моей личной эволюции. Я поняла однажды, что если в моём сознании нет адекватной модели жизненного успеха, то невозможно направить ребёнка туда, куда сам не знаешь пути.
И тогда я задалась вопросами: «Насколько я сама осознаю своё благополучие внутри своей системы ценностей? Готова ли я менять эту систему, если не могу вспомнить, когда же я была безмятежно счастлива без видимых причин? Способна ли я считаться со своими желаниями и различать зов собственного сердца? Или я необратимо погрязла в самопожертвовании, что не могу понять к чему мне стремиться? О каких истинах я готова поведать дочери, чтобы помочь ей придать смысл её жизни?».
Мне так же пришлось понять: мой сценарий жизни не может быть тем наследством, которое я готова передать своей дочери в качестве дара или, наоборот, исправлять его неидеальность за счет её усилий. «Готова ли я растить дочь для выживания или вместе с ней наконец-то отважусь научиться жить, становясь благополучной и счастливой?».
Очень тяжело предоставить право выбора своему ребёнку, если сам этим правом никогда не обладал. Но я уже понимала к тому времени, что если не признать детские потребности, то ребёнок будет стремиться к власти, чтобы доказать взрослым, что он хоть что-то значит. Люди, с которыми в детстве не считались, всю жизнь борются за чужое одобрение. Делает ли такое стремление человека счастливым? Оно держит в тисках постоянного напряжения от противоборства с миром.
Когда я рассказываю людям об альтернативном образовании, то, порой, слышу: «А где гарантии того, что мой ребёнок и я справимся? Где гарантии того, что самообразование принесёт ему больший жизненный успех?» Не думаю, что задавший такой вопрос не понимает, что даже жесткая система не может дать никаких гарантий, а свобода тем более.
Если я воспринимаю жизнь, как захватывающее путешествие, то радуюсь идее дать возможность своему ребёнку стать творцом и исследователем нового. Если я испытываю страх перед непознанным, неизвестным, то не позволю ребёнку выйти за рамки привычного. Я буду рационализировать устаревшую систему, оправдывая её и вознося ей хвалу, идеализируя своё детство, которое так и не научило меня жить в гармонии с самой собой и с миром. Понимание этого мне позволило излечиться от стокгольмского синдрома и с замиранием сердца пуститься в путь в неизведанное вслед за своей отважной девочкой, которая научила меня, как стать счастливой.
|
Знать законы нужно |
Очень часто мне пишут: «Что за бред. Как девочка, которая не посещала школу, может получить аттестат?!». Закон об образовании уже с 1998 года предусматривает возможность обучения детей вне школы. Только вдумайтесь, какой правовой безграмотностью надо обладать, чтобы вот так аргументировать своё непонимание того, что есть такая возможность у наших детей!
Дети учат на бумаге законы РФ. Им рассказывают на уроках по обществоведению о правах и обязанностях граждан страны. Но что толку их знать, если на деле они видят, что эти законы не работают: взрослые в своём большинстве не учат их на практике, каким образом свои права можно по закону отстаивать. Чаще говорится, что у нас ужасные законы. Нет! Законы РФ не ужасны, ужасает безграмотность тех, для кого они писаны. Зачем детям знать эти законы, если родители не учат их своим примером тому, как пользоваться этими законами?
Отстаивая свои права, вы учите своих детей гражданскому мужеству. Или вы считаете эти навыки бесполезными? Тогда вам ничего не остаётся, как помещать их в условия тотального контроля, чтобы добиться от них послушания. А потом говорить о том, что тем, у кого это мужество нашлось, просто повезло.
Я во многих школах от самих учителей слышала: «В нашей школе такая форма образования не предусмотрена!». Когда с участием чиновников от образования я проводила правовой ликбез для учителей, то они с удивлением обнаруживали, что своими школьными уставами, не предусматривающими такую форму образования, нарушают законы страны, на территории которой ведут свою деятельность. Еще большее потрясение они переживали, когда узнавали, что школу могут лишить лицензии, если её устав не довести до соответствия с этими законами. Только вдумайтесь! Такой правовой безграмотностью обладают люди, которые призваны просвещать ваших детей!
Откуда в детях возьмётся гражданское мужество, если вы сами им это мужество не продемонстрируете? И как мотивировать детей на изучение прав, если они повсеместно видят, что знать их вовсе не обязательно, а важнее уметь подчиняться чиновникам, не знающим законов и оттого их грубо попирающих?
Да, статья вышла очень эмоциональная, потому что я очень люблю свою страну и очень хочу, чтобы мои дети и внуки жили в обществе людей, просвещённых и свободных от векового страха чиновничьего разгула, который возможен только в среде людей, не знающих свои законы и живущих под гнётом страхов наказания за непослушание.
|
Для чего я провожу семинары? |
Когда я родила своего первенца, я была несведуща в вопросах особенностей развития психики детей, а потому на веру брала рекомендации авторитетных источников. Но постепенно я стала замечать, что эти сведения мешают мне слушать и слышать моего сына. Ведь я старалась в точности выполнить педагогические инструкции, смысл которых я не понимала. Почему нельзя делать то или это, мне никто не мог объяснить. А педагоги ограничивались только выдачей таких инструкций, затрудняясь ответить «Почему так, а не иначе?» с точки зрения нейрофизиологии мозга, а не прописных истин педагогики, тиражируемых из поколение в поколение. Создавалось впечатление, что люди, требующие повиновения ребёнка каким-то правилам, сами не понимают механизмов воздействия этих правил на конкретного ребёнка. Когда я так и не смогла найти ответы на эти вопросы, я начала исследовать их сама.
На своих семинарах я излагаю концепцию, которую я вывела на основании того многообразия научной и околонаучной просветительской литературы, которую досконально изучила за свою долгую жизнь. Вы и сами можете проделать этот путь и без меня. Я лишь свела воедино всё, что узнала о мозге и его функционировании для того, чтобы построить модель, помогающую понять, каким образом облегчить образование и выйти на уровень самообразования. Мне показалось логичным донести до вас информацию, уже структурированную в некую систему, чтобы научить вас основам самообразования с полным пониманием тех процессов, которые лежат в его основе.
Многие родители - настоящие эксперты в вопросах выхаживания ребёнка и его здоровья. Однако даже высокообразованные родители не владеют знаниями о мозге и при этом пытаются решить задачи по образованию детей. Это меня удивляло всегда, если учесть, что именно мозг решает задачи дисциплины, принятия решений, самопознания, обучения, взаимоотношения с людьми, развития волевых качеств. Поэтому-то так важно прежде, чем приступить к целенаправленной деятельности по воспитанию и образованию детей, узнать о строении его мозга и этапах его развития.
Я расскажу вам о строении мозга и его функций именно для того, чтобы ваше взаимодействие с детьми было осмысленным. Тогда решение всех перечисленных мной задач для вас не будет казаться сложным. Вы легко будете понимать процессы, происходящие с ребёнком и сможете передать эти знания своим детям для того, чтобы эти знания позволяли им решать практические задачи на протяжении всей их жизни даже тогда, когда рядом не будет наставника. Кроме того, общение ваше будет лишено страхов, что вы что-то делаете не так, когда будете слышать готовые педагогические инструкции, лишенные для вас смысла. Вы будете видеть, что некоторые из них действительно лишены смысла, так как противоречат механизмам взаимодействия разных участков мозга, выстраивающих и наше мышление, и нашу память.
Из семинарских занятий вы вынесете полное понимание того, как помочь своим детям развить своё мышление, которое с лёгкостью будет решать задачи любой сложности. И тогда вам не нужны будут ничьи пошаговые инструкции, не учитывающие особенности вашего конкретного ребёнка. Вы получите навыки грамотного взаимодействия не только с детьми, но с любым человеком, с которым сможете выстроить гармоничные отношения, лишенные психотравм.
|
Формирование групп на семинары |
Для того, чтобы начать обучать ребёнка на дому, нужны знания только в объеме «началки». Потом требуется только сопровождение в плане эпизодических проверок.
Разве есть в наше время тотальной грамотности родители, которые неспособны прочитать учебник и, вникнув в суть, разъяснить ребёнку непонятное? К классу седьмому ребёнок полностью самостоятельно обучается.
Сейчас в интернете много обучающих порталов, где выложены бесплатные лекции по всем разделам школьных дисциплин. Вы видите разницу между тем, что ребёнок выслушает учителя в записи, которую он может прокрутить сколько угодно раз, не отвлекаясь, и тем, что выслушает учителя в классе, где его прерывают, кричат и шумят, сбивая его с мысли и сосредоточенности? Я вижу эту разницу в пользу виртуальных лекций.
Кроме того, перед ребёнком лежит простор в выборе любой учебной литературы по любой тематике. И он располагает временем с ней ознакомится, так как планирует время сам, а не школа. Ему не надо прерывать интересное занятие только потому, что завтра контрольная. А только то и запоминается крепко, что интересно. Поэтому к интересу ребёнка надо относится трепетно, тогда не будет проблем и с его самодисциплиной.
Я помогу вам на своих семинарах тому, как подвести ребёнка к такой самоорганизации, свободной от постоянной родительской опеки. Я научу вас, как работать с информацией и передать эти знания своему ребёнку. Расскажу, как выстроить индивидуальную учебную стратегию, как развить память и мышление, волевые качества и самодисциплину, основанную на внутренней мотивации вашего ребёнка.
Я сама по здоровью не училась в школе в полном объёме. Именно оттуда родилась моя система самообразования, которая постепенно «обрастала» подробностями и отшлифовывалась временем во время учёбы в ВУЗе и аспирантуре. Технологию обучения успешно передала дочери. Мой «проект» удачно завершён в этом году.
http://lubovs.nethouse.ru/articles/160418
Теперь я готова делиться своим опытом именно с теми, кто хочет действовать, а не занимать позицию наблюдателя.
Подавайте заявки на семинары и мастер-классы в личку.https://vk.com/liubov_sgonnik
Уже формируется группа в Тюмени. Там семинар пройдёт в сентябре с учётом особых требований слушателей.
Анастасия Дарина
+79129252905
На очереди Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Москва. Присоединяйтесь. Я сформирую под вас семинары нужной вам тематики. Максимальные перепосты приветствуются.
|
Жалобы на то, что ребёнок в 4 – 5 – 6 лет не хочет учиться… |
Дорогие родители! Играйте со своим ребёнком, как можно дольше! Не надо подходить к делу так: «Учёба - дело серьёзное!». Куда вы торопите время? Чего вы боитесь не успеть? Подготовить ребёнка к школе? Но если ваш ребёнок по разным причинам не готов к обучению (см. статьи ниже, где такие причины раскрываются), то, опережая время созревания психики вашего ребёнка, вы наносите ему урон, перегружая его не свойственными для его возраста занятиями.
Прежде чем приступить к освещению причин, по которым у детей возникают проблемы в обучении, я хочу рассказать о том, какие качества заложены в ребёнке от рождения. Опираясь на эти качества, можно создать среду его обитания, исключающую трудности обучения.
Я не устаю повторять, что если бы в человеческом детёныше не был бы заложен мощный механизм самообучения, то человечество вымерло бы в изменяющихся условиях эволюции видов. Представьте, что человек не способен чутко реагировать на изменения среды и способен только действовать по образцу. И вот он попадает в реальность, которая не имеет набора стандартных стимулов. Его мозг не может мгновенно среагировать на изменения, на ту опасность, которая стоит перед ним. Что произойдет? Много ли шансов выжить у такого человека? А теперь ответьте честно, учите ли вы ваших детей КАЧЕСТВЕННО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ОБРАЗЦЫ поведения или предоставляете ему возможность самостоятельно нарабатывать опыт реагирования на изменяющиеся ситуации? Требуете ли вы от него безоговорочного подчинения или не мешаете проявлению его природной свободной активности?
Человеческий детёныш обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Только тогда есть шанс на развитие самостоятельности, волевых качеств и радости от своей проявленности без страха ошибиться, когда взрослые не ограничивают свободу ребёнка по поиску путей реализации его потребностей. Потому обучайте знаниям и навыкам в игровой форме. И до тех пор делайте это, пока ребёнок не станет готов самостоятельно сесть за стол и, «как взрослый», начать целенаправленную учебную деятельность.
Детский разум способен впитывать знания, отсюда и способность к самообучению. С самого рождения без какого-либо специального воздействия со стороны взрослых, только впитывая особенности среды обитания, ребёнок постигает родной язык, осваивает свою крупную и мелкую моторику. И только к трём годам он требует от взрослых дополнительные сведения о мире, задавая свои бесконечные вопросы. Поэтому обучение с трёх лет идёт через ответы на вопросы. Что толку, если вы игнорируете любопытство ребёнка, раздражаясь на его бесконечные вопросы, а затем в момент, когда готовы ВЫ, а не РЕБЁНОК, сажаете его ЗАНИМАТЬСЯ. И делаете это, подчас, спохватившись, что ведь надо что-то успеть сделать и для ребёнка, вдруг не успеете. Вон соседская Маша/Глаша уже сколько умеет и знает! Стоп!!! Перестаньте сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Это раз. Научитесь отталкиваться от потребностей самого ребёнка, а не от своих страхов за него. Это два.
Если не удовлетворить природную тягу ребёнка к знаниям, то заложенное в нем любопытство начинает угасать под прессом требований, смысл которых он не понимает. Да, можно добиться от него результатов повиновения, исполнения определённых действий, угодных окружению, но инстинкт познания будет травмирован. Поэтому все занятия с ребёнком должны быть окрашены в положительные эмоции. Это так легко, зажечь любопытство ребёнка, ведь в его основе лежит инстинкт выживания. Вам лень напрягаться, разжигая любопытство ребёнка к развивающим играм? Тогда не обессудьте, если он сопротивляется навязанной игре, интереса к которой у него нет.
На своих семинарах я даю набор развивающих игр, нацеленных на развитие мышления, памяти, которые являются основой для успешного обучения. Если мышление вашего ребёнка не сформировано, то переход к целенаправленному обучению чтению, счёту и письму будет малоэффективен и будет активно отторгаться ребёнком.
|
Зачем нужен ребенок? |
Вероятность вырастить здорового и умного ребёнка пропорциональна усилиям, вложенным в его обучение и воспитание.
Умными и развитыми из числа тех, кто растёт «как трава в поле», становятся далеко не все. Только в двадцатом веке учёные узнали об особенностях развития мозга человека и поделились этими знаниями с широкой общественностью. Но очень немногие, готовясь стать родителями, с интересом изучают литературу, посвященную сенситивным периодам в жизни человека. Потому, заложенный от рождения потенциал, в ребёнке не раскрывается полностью, так как попадая в детские учреждения с 3-х лет, он бывает уже запущен. Даже опытным специалистам не удаётся устранить дефекты развития раннего возраста, возникшие из-за элементарной безграмотности матерей, их холодности, отстраненности и лености по отношению к своим детям.
Я недавно общалась с воспитателем детского московского сада. Она рассказала мне о печальной статистике недоразвитости большинства детей не по причине врождённых дефектов мозга или генетической составляющей, а из-за нежелания матерей заниматься своими детьми до трёх лет. Дети не имеют навыков владения столовыми приборами, пользования носовыми платками, пережёвывания твёрдой пищи. Они не способны самостоятельно раздеться и одеться, не умеют по картинке составить рассказ, не могут выполнить элементарных указаний к игре. И это далеко не полный перечень навыков, которые формируют мышление ребёнка и его готовность к обучению.
Большую роль в этом отставании играет незнание и недооценка значимости занятий с ребёнком в соответствии с его личными сенситивными периодами для его полноценного эмоционального, физического и интеллектуального развития. Даже, если мама и сидела с ребёнком первые три года, то свою роль ограничивала кругом забот его физиологических потребностей, без учёта его познавательных особенностей. Своё стремление быстрее избавиться от трудностей самого хлопотного и тяжёлого периода роста малыша (от года до трёх) она, как правило, оправдывала вопросами выживания или собственной реализации. Но честнее было бы именно в этот период выйти на работу, перепоручив заботу о ребёнке заботливому и любящему человеку, чем «сидение» с малышом превратить в профанацию своей материнской роли. Только тогда ей пришлось бы сразу же распрощаться с мыслью психологической связи с ребёнком. Печально, если даже в близком окружении матери не нашлось такого человека.
Конечно, ничего смертельного в том, что ребёнок вырастет с нарушениями в развитии нет. Просто ему будет гораздо сложнее адаптироваться к обществу, которое имеет стремительные темпы развития и социальных связей и научного и информационного потенциала. Жаль, что потом такие родители стремятся обвинить в этом общество, государство, систему образования. Жаль, что такие истины иногда узнаются слишком поздно. Жаль, что за незнание расплачиваться прийдется не только родителям, но и их детям. А потом они завистливо взирают на тех, кто был не столь ленив, холоден и инертен, сопровождая свою эмоцию рассказами, как плохо закончили свою жизнь «одарённые дети».
Все дети от природы своей одарены щедро. Надо только осознанно и с любовью подойти к такому важному событию, как рождение и взросление собственных детей. И прежде, чем зачать ребёнка, ответьте на вопрос: «Готовы ли вы быть осознанными и любящими родителями и для чего вам нужен ребёнок?».
|
План вопросов, которые собираюсь освещать на семинарах |
В процессе обсуждения возможна корректировка.
1. Подготовка детей к школе и к самообразованию с рождения.
— в чём отличие от ортодоксальной системы;
— плюсы и минусы обучения детей в семье, а не в школе;
— самым маленьким (с чего начать).
2. Суть самообразования: информирование, освоение и применение.
3. Практические навыки работы с информацией.
— работа с текстом, учебным материалом;
— понимание и усвоение информации;
— приёмы конспектирования - карты памяти;
— способы извлечения нужных сведений из потока информации - умение вычленить главную мысль;
— алгоритм помещения полученной информации в краткосрочную и долгосрочную память;
— применение полученных знаний - сдача аттестаций (как подготовиться к аттестации без стресса).
4. Этапы формирования навыков, которые необходимы для успешного поддержания процесса самообразования.
— внутренняя мотивация;
— выработка волевых качеств;
— поиск источников вдохновения: самоопределение, механизмы поиска и подключения;
— выработка личной ответственности;
— формирование цели и практика её визуализации.
5. Как помочь ребёнку выбрать профессию на основе его внутренней природы, интересов и талантов.
6. Навыки планирования учебного процесса и умения рассчитывать свои силы и возможности. Организация режима сна и отдыха для поддержания высокой работоспособности (по возрастам).
7. Индивидуальный образовательный маршрут.
8. Социализация и социальная компетенция.
— суть социализации: метод «кнута и пряника» - его последствия; «за» и «против»;
— суть социальной компетенции; «за» и «против»;
— способы выработки социальной компетенции личности.
9. Если ребёнок уже посещал школу, но по каким-то причинам начинает обучение дома.
— подводные камни перехода на самообразование;
— как диагностировать навыки, мешающие успешному процессу самообразования;
— причины неудач;
— какие выходы можно найти для решения проблем.
10. Что делать, если переход на самообразование оказался для вашего ребёнка неудачным опытом?
11. Причины, которые вынуждают родителей делать свой выбор в пользу школы, а не в пользу самообразования.
12. Законодательная база по самообразованию.
13. Практика взаимодействия с чиновниками от образования при отстаивании законного права вашего ребенка на самообразование.
|
ВОПРОС: «Как сделать так, чтобы без насилия, выучить к аттестации тот школьный предмет, который не вдохновляет?» |
ОТВЕТ: Внутренняя мотивация основана на вдохновении, которое рождает желание исполнить ту работу, которая является обязательной, но не входит в круг интересов ребёнка. Есть два пути решения этой проблемы.
Эти способы подходят на первых порах, пока в ребёнке, ещё в недостаточной мере, выработались волевые качества. Подходит и тем, кто переводит детей на домашнее обучение в младших классах средней школы.
1. ИСКУССТВЕННЫЙ СПОСОБ. Предлагать ребёнку прочитанный материал пропускать через себя: он становится героем истории. При этом запоминание основано на эмоциях. Помните, что даже для маленького человека важен прежде всего он сам. Помещая себя внутрь истории и проигрывая ситуационно все её элементы, ребёнок становится главным действующим лицом, управляющим всеми элементами сюжетной линии. Так я с Лизой проигрывала параграфы истории и географии.
Она до сих пор хорошо помнит рыцарский период, так как была принцессой, убегала от врагов через потайные ходы донжонов, участвовала в рыцарских турнирах, критиковала свод рыцарских правил, была настолько храброй, что принимала участие в рыцарских походах, стойко перенося тяготы дальних странствий, видела ужасы войны и жалела порабощаемые народы. Воображение давало ощущение прямого проживания, что рождало в душе радость. Я это видела по глазам дочери. Так, даже в немилом изначально предмете, мы совместно искали источники вдохновения. А дочка приобретала навыки самомотивации.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ. Вместе с ребёнком выбрать интересные для него учебники, совершив вместе с ним поход в магазин. Благо такая возможность свободного выбора учебного материала у детей, обучающихся дома, существует. Учителю не важно, где почерпнул свои знания ребёнок. Главное, чтобы он предъявил свои знания в нужном объеме, соответствующем ступени. Можно вместе с ним выбрать интернет-ресурсы, где в интересной форме подаётся учебный материал. Так ребёнок получает дополнительный, очень важный навык - поиск нужной и интересной информации. И ещё: он чувствует ваш интерес к его жизни. Так в нём развивается неравнодушие к вам самим, к вашей жизни, вашим интересам. И, возможно, такое расширение образовательных горизонтов натолкнёт ребёнка на интересную профессию, которую он изберёт самостоятельно, руководствуясь тем вдохновением, которое пережил, изучая то, что вначале ему показалось неинтересным. Так Лиза, одно время, увлеклась проблемами экологии. Но затем нашла темы гораздо более интересные для себя.
|
ВОПРОС: «Как правильно организовать обучение, как заинтересовать ребенка непонятными школьными предметами?» |
ОТВЕТ: Ускорение можно получить, освоив программу начальной школы в сроки, приемлемые для вашего ребёнка: за год-два-три.
Приходите в школу, к которой хотите прикрепиться, и составляете беседу с директором о возможности поступления ребёнка в тот класс, который уже определили для себя (нижеуказанными тестами или иными). Потом проходите тестирование. Учитесь в любой приемлемой для вас школе и в удобной для вас форме: числитесь в классе, но приходите только на общие контрольные (например, четвертные). Если чувствуете, что ребёнок может к концу года освоить ещё один класс, то заявляете об этом директору. Только помните, что к концу четвёртого класса ребёнок будет предъявлять знания за начальную школу в полном объёме.
Начальные классы школы включают в себя такие основные дисциплины: чтение (родная речь), русский язык, математика и природоведение. С вашими умениями и навыками вы легко сможете сдать тесты, где предъявите уже готовые знания. Что-то придётся подучить. Открываете тесты О.И. Волошина (русский язык), М.Ф. Александров, О.И. Волошина (математика), либо просите программу у учителя той школы, к которой вы приписаны, и смотрите, какие навыки у ребёнка отсутствуют, чтобы их восполнить. Отрабатывать их можно на любом материале (учебники, решебники) и затем сдаёте тесты.
Подобным же образом поступаете и с природоведением. Определяете, какой объем знаний требуется, и постигаете науку любым интересным для ребёнка способом: детские книги о природе, детские видео ресурсы по данной тематике, походы в музеи и зоопарк. Затем обязательно обсуждаете с ним изученное, сверяясь с теми вопросами, которые вам встретятся в тестах. Чтение (родная речь) отрабатываете на интересных для ребёнка книгах с обязательным обсуждением: главная мысль - звучит как вопрос: «О чём рассказ?». Чтобы это не выглядело как опрос, что воспринимается ребёнком, как скучное занятие, вы предлагаете ему самому прочесть текст. А затем, вы выступаете в роли интересующегося. Ребёнку становится интересно «просветить» любопытную маму))) По ходу рассказа ребёнка вы выясняете его отношение к героям: характеры, кто нравится-не нравится и почему… Так ребёнок на интересном ему материале научится работать с текстом, анализируя его и пересказывая. Прийдя в школу для сдачи этого предмета, он уже будет готов продемонстрировать эти навыки на тех текстах, которые предложит учитель.
Если вам удалось сформировать у ребёнка устойчивый интерес к чему-либо, если он посещает интересные для него секции, кружки, студии, музыкальную школу, то он приучается быстро и качественно делать те задания, которые ему надо сдавать, но неинтересно постигать (это уже в средней школе). Он из опыта усваивает, что делая быстро и качественно обязательное для сдачи, но не интересное ему, он высвобождает себе время для любимых занятий. Так формируется волевой стержень.
Такое ускорение особенно полезно для мальчиков: у них появляется фора в год-два-три для поступления в ВУЗ перед призывным возрастом.
|
ВОПРОС: «Как заставить ребёнка любить читать?» |
ОТВЕТ: Заставить любить невозможно! Можно заставить читать. Но это будет насилием, которое приведёт к отторжению того, что навязывается. Наслаждение получить из-под палки не возможно. НАУЧИТЬ ЛЮБИТЬ не возможно. Если вам самим нечто кажется ценным, то это вовсе не означает, что эту ценность должны все именно так воспринимать. Если ребёнку к прочтению предлагать интересные истории и вместе с ним им сопереживать, то он сам потом научится искать те из них, которые его увлекут. Те книги, которые меня захватывали целиком в моём детстве, Лизе не понравились, и я не настаивала на том, что она обязательно должна их прочитать. Я научила её выбирать интересные для себя книги. Мы приходили в библиотеку или в Буквоед и бродили вдоль полок, перелистывая книги, читая аннотации, открывая их наугад. Если внимание цеплялось за текст, вдохновляло сюжетом или красотой написания, то мы брали книгу домой.
|
ВОПРОС: «Каков был ваш путь до школы и в начальной школе?» |
Лиза не посещала ясли и детский сад, но с двух лет ходила в динамическую группу хореографического центра Татьяны Тимофеевой, что в Москве.
В 6 лет Лиза поступила в 1 класс музыкальной школы и на подготовительное отделение московской Академии балета. Последнее было окончательной победой над осложнением, полученным в результате вакцинации в младенческом возрасте. Так же, она посещала художественную студию и группу лепки из глины, мастер-классы З.К. Церетели. Танцы, рисование и лепка развивали крупную и мелкую моторику, подготовили руку к письму.
В 3 года и 8 месяцев дочка пошла в развивающую группу домашней школы Ляпенковой Надежды Григорьевны. В 4 года Лиза начала самостоятельно читать и к 6 годам стала «запойной» читательницей. В 4 года я записала её в детскую библиотеку: походы туда были праздником и, порой, затягивались на несколько часов - Лизу невозможно было оторвать от книжных полок. Те книги, которые Лиза читала и которые были мне не знакомы, я прочитывала сама, чтобы потом обсудить с ней перипетии героев: делали мы это на прогулке, в дороге, когда застревали в пробках. Методика Зайцева (кубики Зайцева) выводит детей на раннее осмысленное чтение и формируют грамотность. Кубики Зайцева закладывают основы правописания: знания ударных и безударных слогов, твердых и звонких согласных, правила переноса и порч. Надежда Григорьевна привила вкус к русскому языку, помогая распознавать и формировать Лизины литературные предпочтения. Рассуждения и обсуждения текстов помогали формировать грамотную разговорную речь. Сочинение сказок, историй закладывали основы литературного языка. Грамотный подбор литературы воспитывал в ней литературный вкус. Я рано приучила не оставлять ни одного вопроса без ответа: как только возникал вопрос, мы с дочкой искали на него ответ, но прежде рассуждали логически, как может быть. Я не стеснялась говорить «не знаю», но будучи сама по себе любопытным человеком, с удовольствием включалась в игру по раскрытию «тайн». Рано приучила её пользоваться орфографическим словарём. Так к 8 годам Лиза превратилась в «маленького корректора»: стала замечать опечатки в книгах, а их в детской литературе, к сожалению, сейчас немало. Она увлеклась «коллекционированием» ошибок в объявлениях, рекламе, афишах… Она же правит мои тексты до сих пор))) И если у меня встретите ошибки по пунктуации, то это означает, что Лиза не имела возможности их проверить)))
В 6 лет Лиза бегло читала, писала печатными буквами, но отказывалась писать прописью. Я не торопила её, потому что в школу решили идти в 7 лет. Весной 2007 года мы выбрали школу, прошли тестирование и были зачислены в 3 класс. Накануне сентября Лиза самостоятельно за месяц освоила письмо, так как уже осознанно почувствовала желание стать школьницей. Так в 7 лет и 8 месяцев она пошла в 3 класс. И сразу же обнаружилось, что в отличие от одноклассников, которым было уже 8-9 лет и которые с 6-7 лет учились писать, Лиза имела красивый, устойчивый почерк. С первых же дней я заметила, что занятия фонетикой мешают Лизе писать грамотно. Я поговорила с директором школы и он разрешил нам до конца года писать тесты и работы по русскому языку без раздела по фонетике, согласившись с моими аргументами, что раннее введение фонетики не способствуют установлению грамотного письма. В конце учебного года, когда Лиза стала уже ученицей 4 класса (8 лет), дочка написала контрольные работы по русскому языку (школьные, районные, городские и федеральные) в полном объёме и единственная не совершила ошибок в фонетическом разборе слов. Так я получила лишнее подтверждение, что изучение фонетики с первых классов школы сбивают природную грамотность детей, являющихся носителями языка. В дальнейшем, обучая и других детей, я находила раз за разом тому подтверждение.
Правила Лизой не заучивались, а выводились логически. Прежде чем прочитать правило, мы вместе его выводили после прочтения примеров его использования. Такая возможность у нас была именно потому, что Лиза не посещала школу, где всё делается ровным счётом наоборот. Детям вначале рассказывают правила и только затем разбирают примеры или, когда у ребёнка ещё не оформился интерес в виде вопросов, уже дают готовые ответы. Кроме того, на следующий же день проверяют ещё не отработанные навыки, выставляя оценки - так отбивается тяга знать. Я заметила, что правила русского языка не способствуют грамотности, поэтому у нас теория и практика существовали отдельно (особенно в средней школе). Я рано научила её работать с текстом: выделять основную мысль, видеть построение аргументации, делать выводы. Этому, как нельзя лучше, способствует технология интеллект-карт. Но это уже другая история, которую буду освещать в отдельной статье.
|
ВОПРОС: «Как вы обучались дома, с чем столкнулись, с какими проблемами юридическими, техническими?» |
|
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ |
Я не устаю повторять: родителям, что не надо разбираться в тонкостях закона об образовании, чтобы обучать своих детей вне школьной системы. Достаточно знать, что у вас такое право есть.
Идете в отдел образования и обращаетесь к инспектору, курирующему ваш район. Он поможет подобрать для вас школу с директором, лояльно относящемуся к такой форме обучения.
Инспектор - это именно тот специалист, который помогает практическому исполнению закона. И за это он получают свою зарплату. А за выявление нарушений закона ещё и премией награждается. Так что, не становитесь в позицию борьбы со школой. Это ни к чему хорошему не приведет. А действуя через инспекторов, вы избегаете открытой войны с системой и строите здоровые отношения с учителями.
Или можете поступить так, как поступила я. Выбрав школу, которая территориально и по уровню педагогического состава меня полностью устраивала, я пришла к директору и услышала то же самое, что можете услышать и вы - отказ. Затем я пошла к инспектору и сообщила об отказе. Инспектор позвонил в школу и сообщил директору, что если в уставе школы не прописаны все формы обучения, содержащиеся в федеральном законе, то школа, тем самым, нарушает этот закон и может лишиться государственной аккредитации. Ни одна школа после такого общения с инспектором отдела образования не осмелится не переписать устав школы и отказать в приеме ребёнка на СО.
То, как вы договоритесь со школой, и то, в какой форме будут проходить ваши аттестации, как и то, будет ли ваш ребенок прикреплен к школе или нет, зависит не столько от закона, сколько от вашего умения договариваться с людьми и отсутствия лично у вас страха перед школой.
На аттестациях своего ребёнка вы можете присутствовать, а значит имеете возможность оградить его от предвзятости школьных учителей. Это будет и для вас самих неплохим тренингом по выработке коммуникативных навыков. Не сдать аттестации здоровый ребенок может только в том случае, если он систематически не занимался, и его обучение дома было подчинено хаосу и носило авральный характер.
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ |
Если с детства научить ребёнка рисовать интеллект-карты, то с их помощью можно развить структурное мышление, способное обрабатывать большие потоки информации. Мозг приобретает способность вычленять из этих информационных потоков то главное, что необходимо для решения конкретных жизненных задач, стоящих перед человеком. Навык, чрезвычайно важный для реалий 21 века.
Привожу пример интеллект-карты, созданной мной для курса, посвященного развитию мышления.
По этой карте я могу развернуть лекцию до полутора часов, останавливаясь и расширяя любой из блоков этой карты. Я не теряю время на поиски удобного контекста в текстовом файле, чтобы внести в него необходимые изменения. На карте повествование зафиксировано настолько наглядно, что требуется несколько минут, чтобы сделать любую правку.
Такую карту легко «читать» её создателю или слушателю моего курса, но её невозможно понять человеку непосвященному. Вот, почему такие карты бесполезно издавать.
Я учу родителей и детей работать с текстами так, чтобы, вычленив их структуру, зафиксировать информацию, содержащуюся в тексте, графически. Это не просто дисциплинирует мозг, но ещё и даёт возможность в полном объеме запомнить то, что было прочитано. И легко воспроизвести это даже через десятки лет.
|