Всемирное наследие ЮНЕСКО: достопримечательности Мальты |
Ма́льта, Респу́блика Ма́льта — островное государство в Средиземном море.
Название происходит от древнефиникийского malat («гавань», «убежище»).
Мальта, расположенная в центре морских путей из Европы в Азию и Африку, издавна привлекала завоевателей. В VIII веке до н. э. Мальту начинают колонизировать финикийцы и почти одновременно — греки. С IV века до н. э. по XIII век н. э. её попеременно захватывали карфагеняне, римляне, Византия, арабы, норманны, испанцы.
В 1530 году император Карл V предоставил Мальту духовно-рыцарскому ордену иоаннитов, получившему с тех пор название Мальтийского ордена. В 1798 году Мальту захватила французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, направлявшаяся в Египет. Наполеон упразднил власть ордена на острове. 5 сентября 1800 года англичане, в свою очередь, заняли столицу Мальты Валетту своими войсками и подняли там британский флаг. Военным губернатором острова стал англичанин Александр Болл. По условиям Парижского мира 1814 года Мальта отошла Великобритании. Англичане превратили её в свою колонию и военно-морскую базу.
В 1964 году Мальта получила независимость от Великобритании, а с 1974 года провозглашена республика, однако вплоть до 1979 года, когда на Мальте была ликвидирована последняя английская военно-морская база, главой государства по-прежнему считалась английская королева.
Валле́тта, Ла-Валетта (мальт. Belt Valletta, англ. Valletta) — столица республики Мальта, экономический и политический центр государства. Названа в честь рыцаря, флотоводца, магистра ордена иоаннитов Жана Паризо де ла Валетта, основавшего и защитившего от турок город.
Валлетта располагается на северо-восточном побережье острова Мальта, на скалистом полуострове между двумя естественными бухтами Средиземного моря: Марсамускетто и Гранд-Харбор. Часть улиц города поднимается по склонам горы Скиберрас.
отразили нападение турецких войск, которые вёл Сулейман Великолепный. Победа досталась жителям Мальты достаточно дорого, приведя магистра к решению создать хорошо укреплённый город, который в будущем поможет противостоять натиску врагов.
Великий магистр лично заложил первый камень нового города 28 марта 1566 года. Щедрые пожертвования позволили вести строительные работы очень быстро. Строительством руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли, разработавший план Валлетты и получивший впервые за всю историю градостроительства в Европе возможность делать всё в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Были сооружены специальные системы для отвода сточных вод и удаления мусора из города, что позволило вести работы не накапливая строительных отходов. Планировка улиц была спроектирована таким образом, что морской бриз, проникая везде, очищал воздух создавая эффект кондиционирования.
Базилика Св.Винсента
Сразу же был создан существующий по сей день специальный Департамент городского планирования, который жестко регламентировал все, что относилось к застройке. Департаментом было предписано ставить дома вдоль одной линии, украшать их по углам скульптурами, а во дворе устраивать колодец для сбора дождевой воды, запрещалось разводить сады перед фасадами.
Одновременно с возведением жилья и общественных зданий создавались инженерные оборонительные сооружения вокруг столицы. За пять лет эти работы были закончены, в том числе выкопали широкий ров, отделивший Валлетту от основной части острова. Длина рва составила 1000 метров, глубина 18 метров, а ширина — 20 метров.
С 1570 года строительство города продолжил ученик Лапарелли Джероламо Кассар. Под его руководством в Валлетте были построены дворцы и церкви. В Валлетте развивалась торговля, ремесла и искусство. Украшению Валлетты способствовало то, что, избавившись от угрозы турецких завоевателей, мальтийские рыцари вскоре стали заботиться о комфорте собственного проживания и занялись постройкой роскошных особняков и дворцов.
В 1798 году рыцари, утратившие боевой дух и дисциплину, не смогли, да и не захотели дать отпор войскам Наполеона. Напротив, многие из них оказали императору восторженный прием, так как имели французские корни. Подобное поведение рыцарей помогло Валлетте избежать разрушений и сохранить свой первозданный облик.
В 1800 году Валлетта вместе со всем островом перешла в руки англичан и оставалась под их властью до 1974 года. Во время Второй мировой войны город подвергся серьезным разрушениям из-за налетов немецкой авиации. С 1974 года Валлетта стала официальной столицей Республики Мальта, получившей независимость.
Памятник Мануэлю Димеху
Центральная улица города — улица Республики, получившая свое название в 1974 году (ранее она называлась Страда Сан-Джорджио, а при англичанах Страда Реале или Кигзвэй), проходит через центр и делит город пополам, заканчиваясь у Форта Святого Элмо, который был одним из главных защитных фортов Валлетты.
Форт Святого Элмо
В наши дни в форте расположен военный музей. Застройка улицы Республики представляет собой яркий образец южноевропейского стиля.
площадь Свободы
Оберж-де-Кастий
Городские ворота приводят на площадь Свободы, где справа располагается башня Сент-Джеймс Кавальер, следом за ней находится рыцарское подворье Оберж-де-Кастий, являющееся резиденцией премьер-министра Мальты
Напротив площади Свободы находится Палаццо Феррерия — один из красивейших дворцов, возведенных в стиле итальянской классики, в котором ранее размещалась оружейная палата рыцарей. Чуть дальше можно увидеть здание королевской оперы.
Руины Королевского Оперного Театра в Валлетте
Оберж де Прованс
Здание Оберж де Прованс, построенное в 1574 году во время английского правления являлось центром общественной жизни Мальты и называлось Юнион-клуб. Сейчас здесь располагается Национальный музей археологии.
Экспозиция музея
Колокол осады
Улица Республики пересекает несколько площадей: Площадь Великой осады, площадь Республики и Дворцовую площадь, где находится дворец Великого магистра, который строился в период с 1570 по 1580 годы. В настоящее время в этом здании размещается резиденция президента и парламента Республики Мальты. Часть залов дворца открыта для посещения туристами.
На Дворец Великого Магистра в Валетте приходится чуть ли не целый квартал. Дворец был возведен в XVI веке по проекту архитектора Джироламо Кассара, который спроектировал на Мальте многие здания. Изначально Дворец выполнял функцию резиденции магистров, позже — британского губернатора. В наши дни здесь заседает парламент и находится резиденция президента. Парадные залы привлекают в первую очередь фризами с эпизодами из истории Ордена Госпитальеров (впоследствии — Мальтийский Орден).
Здесь похоронен Великий магистр,основатель Валетты
Здесь выставлены картины Ван Лоо, Батони, Рибенса, в посольском зале особую ценность представляет портрет Екатерины Второй кисти Левицкого, который императрица презентовала доблестным мальтийским рыцарям. Тем, кого интересует военная амуниция и оружие, понравится богатая экспозиция Оружейной палаты дворца
В Валлетте располагается единственный во всей стране университет, основанный в 1769 году и получивший мировое признание за качество преподавания медицинских наук. Также там расположен первый англиканский собор на острове — Собор Святого Павла.
Собор находится в центре города на площади, названной в честь того же святого. Фасад здания с виду очень скромен, зато внутри взору туристов предстает богатое убранство залов: грандиозные своды, собранный из мраморных надгробий пол, под которым упокоены тела четырех сотен рыцарей. В соборе похоронены все Великие Магистры, за исключением одного — немца фон Гоипеша, который сдал Мальту французам. Во дворе собора — тоже крупное захоронение: здесь нашли последнее пристанище 256 рыцарей, погибших в ходе Великой осады. В капелле размещена великолепная работа Караваджо «Усечение головы Иоанна Крестителя»
Из прочих достопримечательностей стоит отметить Каса-Росса-Пиккола, один из последних не перестроенных дворцов на Мальте, и церковь иезуитов, одну из старых церквей
Хал-Сафлиени — мегалитическое подземное святилище (гипогей) в городе Паола на острове Мальта. В туристических справочниках трудно произносимое мальтийское название обычно заменяется английским — Хайподжиум (англ. Hypogeum).Представляет собой 34 помещения, выдолбленных в толще известняка. Памятник Всемирного наследия с 1980 года
Гипогей — древнейший подземный храм в мире — был случайно обнаружен строителями при проведении канализации в 1902 году. Первоначально находка не получила огласки обнаружившие гипогей строители, хотя быстро поняли, что имеют дело с древним сооружением, использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил, который первым и начал раскопки. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных. На стенах были открыты геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях.
Несмотря на сходство в устройстве с расположенными на поверхности мегалитическими храмами Мальты, предполагают, что в гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитатели Мальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. Таким образом общая площадь подземного комплекса составила 480 квадратных метров, в древние времена здесь могло быть похоронено 6-7 тысяч человек.
В числе интересных помещений следует отметить так называемую «Комнату оракула» (звуки, произнесённые низким мужским голосом, резонируют по всему помещению гипогея, а все другие остаются не слышными в соседних комнатах) и самую нижнюю комнату, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола.
Помещения Гипогея
Уровни Гипогея
Помещение Гипогея
Современный вход в Гипогей
Точный адрес памятника: Паола, улица Хал-Сафлиени.
В 1992—1996 годах гипогей находился на реставрации и был закрыт для посещения. В настоящее время в него допускается не более 80 туристов в сутки, что требует от них заблаговременного заказа экскурсии.
После реконструкции гипогей был оборудован современным фойе с видеозалом и кафе, металлическими лестницами, перегородками и системой освещения. Вход более чем в половину помещений для туристов сейчас закрыт. Фотографировать в гипогее по неясным причинам строго запрещено даже без вспышки.
Стоимость входа - 20 евро. Однако, летом все билеты букируются на месяц вперед, и единственная возможность попасть в Гипогей - приобрести за 25 евро last minuite ticket в кассе Музея Изящных Искусств (Museum of Fine Arts) в г. Валетта, строго в 9 ч. утра[6].
Джгантия, мальт. Ġgantija, букв. «башня гигантов» — мегалитический храмовый комплекс эпохи неолита на острове Гоцо у побережья Мальты. Является наиболее ранним из мегалитических храмов Мальты и одним из древнейших известных сооружений в мире. Состоит из двух гигантских храмов, сооружённых в эпоху неолита (около 3600-2500 гг. до н. э.). Мегалитические храмы Мальты, в состав которых входит и Джгантия, относятся к памятникам Всемирного наследия.
По-видимому, храмы относились к культу плодородия, судя по многочисленным статуэткам, обнаруженным в окрестностях комплекса. Согласно местному фольклору, храмы соорудила раса гигантов, которая использовала их как место для поклонения
Комплекс Джгантия находятся на оконечности плато Шаара (Xagħra). Он состоит из двух храмов, направленных лицом к юго-востоку. Храмы расположены вплотную друг к другу и окружены стеной. Южный храм — более древний и более крупный, датируется около 3600 г. до н. э. Он сохранился лучше, чем северный. План храма включает пять крупных апсид (полукруглых частей), со следами штукатурки, которая когда-то покрывала неровную стену.
Он построен с использованием циклопического стиля каменной кладки: огромные камни удерживаются на месте лишь за счёт собственного весаФорма храмов была типичной для Мальты — в виде клеверного листа. Храм был сооружён без использования металлических орудий и до появления колеса. В окрестностях храма обнаружены небольшие сферические камни, которые, как предполагается, использовались как шарикоподшипники для транспортировки крупных каменных блоков для сооружения храма.
Джгантия, как и другие мегалитические сооружения на Мальте, направлен на юго-восток. Высота южного храма достигает 6 метров. На входе установлен крупный каменный блок с углублением, которое, как предполагается, использовалось для ритуального омовения перед входом в святилище. В пяти апсидах обнаружены различные алтари; по наличию костей животных можно догадаться, что там совершались жертвоприношения.
Участок, на котором стоят оба храма, окружает ограда, состоящая из вертикально стоящих камней, причём некоторые из них достигают 5,5 м в длину и весят до 50 тонн.
Местные жители и путешественники знали о существовании храма уже давно. В конце XVIII века, задолго до начала раскопок в этих местах, Жан-Пьер Оуэль составил достаточно точный план. В 1827 г. полковник Джон Отто Байер, заместитель губернатора Гоцо, приказал очистить местность от «мусора».При этом, к сожалению последующих исследователей, с места была вывезена оригинальная почва, которая наверняка содержала ценные археологические материалы. К счастью, за год-два до вывоза «мусора» немецкий художник Брохторфф зарисовал памятник, поэтому современным исследователям известно, как он выглядел до «очистки».
После раскопок в 1827 г. состояние руин стало ухудшаться. Участок находился в частной собственности до 1933 года, когда правительство экспроприировало его. Департамент музеев провёл основательные археологические работы в 1933, 1936, 1949, 1956-57 и 1958-59 годах с целью очистки, сохранения и изучения руин и окружающей местности.
Храм Джгантия был внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1980 году. В 1992 ЮНЕСКО принял решение включить в список пять других мегалитических храмов на островах Мальта и Гоцо, и вместо Джгантии в списке ЮНЕСКО теперь указаны Мегалитические храмы Мальты.
Мнайдра, мальт. Mnajdra — мегалитический храмовый комплекс, обнаруженный на южном побережье острова Мальта в Средиземном море.
Мнайдра расположена примерно в 0,5 км от другого известного мегалитического храма, Хаджар-Ким. Мнайдра сооружена примерно в 4 тысячелетии до н. э. Раскопки храмов в Мнайдре проводились под руководством Дж. Вэнса в 1840 г., всего через год после открытия Хаджар-Кима. В 1871 году Джеймс Фергюссон составил первый план сооружений в Мнайдре, который содержал большое количество ошибок.
В 1901 г. д-р Альберт Майр составил первый точный план, основанный на его собственных исследованиях. В 1910 г. д-р Томас Эшби провёл дополнительные раскопки и собрал важные артефакты. При раскопках в 1949 г. были обнаружены две небольших статуи, две больших чаши, орудия и один большой круглый камень, который, вероятно, использовался для перемещения блоков храма.
В 1992 ЮНЕСКО включила Мегалитические храмы Мальты, в том числе Мнайдру, в список Всемирного наследия
Интерьер мегалитического храма Мнайдра
Мнайдра состоит из блоков кораллового известняка — гораздо более твёрдого, чем глобигериновый известняк, использованный для сооружения храма Хаджар-Ким. Мнайдра выложена методом ступенчатой кладки из небольших камней, а также содержит балочно-стоечные конструкции из крупных плит известняка.
Планировка Мнайдры в виде клеверного листа выглядит более правильной, чем у храма Хаджар-Ким, и напоминает более ранний комплекс Джгантия. Доисторическое сооружение состоит из 3-х стоящих вплотную друг к другу, но не соединённых переходами храмов: верхнего, среднего и нижнего.
Верхний храм — древнейшее сооружения комплекса Мнайдра, датируется периодом Джгантия (3600-3200 гг. до н. э.).Он представляет собой трёхапсидное здание, дверной проход которого выглядит в виде отверстия, вырубленного в крупной известняковой плите, установленной вертикально; такой же тип конструкций характерен и для других мегалитических порталов Мальты. Этот храм первоначально, по-видимому, имел сводчатый потолок, однако в настоящее время сохранилось лишь основание потолка на вершинах стен. Камни, служащие к качестве опорных столбов, были украшены отверстиями, просверленными в виде горизонтальных рядов на внутренней поверхности.
Средний храм был сооружен в поздний Таршиенский период (3150 — 2500 гг. до н. э.) и является самым молодым из зданий комплекса Мнайдра. Он состоит из каменных плит, на вершинах которых расположены горизонтальные ряды камней.
Нижний храм, сооружённый в ранний Таршиенский период, является наиболее впечатляющим из всех мальтийских мегалитических храмов. Перед ним были расположены просторный передний двор с каменными скамьями, входной коридор, образованный горизонтальными плитами, одна из которых сохранилась, а также останки крыши, вероятно, раньше имевшей купол. Храм украшен спиралевидными вырезанными узорами и зубцами, в плитах вырезаны окна.
Самый нижний из храмов имеет астрономическую ориентировку и предположительно использовался с астрономическими или календарными целями. Во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет просвечивает через главный портал и освещает основную ось здания. Во время солнцестояния солнечный свет освещает края мегалитов слева и справа от портала.
Несмотря на отсутствие письменных источников, которые могли бы рассказать о назначении сооружений, археологи сделали выводы о назначении храмов, исходя из обнаруженных в них церемониальных объектов: жертвенных кремневых ножей и отверстий для канатов, видимо, для удержания жертвенных животных (поскольку там же обнаружены различные кости животных). Эти сооружения не использовались как гробницы, поскольку человеческих останков в них не обнаружено. В храмах обнаружена каменная мебель, например, скамейки и столы.
Храмовый комплекс Скорба — мегалитические руины на северной оконечности региона Зеббие (fr:Żebbieħ) на Мальте, дающий представление о наиболее раннем периоде местной культуры эпохи неолита. Раскопки Скорбы произошли лишь в начале 1960-х годов, сравнительно поздно по сравнению с другими мегалитическими храмами Мальты, из которых некоторые изучались уже с начала XIX века. Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе мегалитических храмов Мальты.
Храм плохо сохранился, в особенности по сравнению с такими, как Хаджар-Ким и Таршиен. С другой стороны, исключительно важны находки, сделанные в окрестностях Скорбы
Примерно за 12 веков до сооружения храма на его месте возникла деревня. Её наиболее древнее из раскопанных сооружений — стена длиной 11 метров к западу от первого входа в храм. Среди находок у этой стены — артефакты, относящиеся к древнейшим поселенцам острова, эпохи Гхар-Далам, включая остатки угля, которые датируются 4850 г. до н. э.
Когда известный мальтийский археолог Теми Заммит проводил раскопки близлежащего храма Та' Хаджрат, на месте Скорбы из земли выступал единственный вертикальный камень. Археологи игнорировали этот курган до тех пор, пока Дэвид Трамп не провёл здесь раскопки в 1960 и 1963 годы.
Руины Скорбы, раскопанные археологами, представляют собой серию вертикальных мегалитов (ортостатов) (высота одного из них достигает 3,4 метра), нижнюю часть основания храма, плиты мостовой с отверстиями для возлияний во входом портале и мощёный пол трёхапсидного храма. Такая трёхапсидная форма была характерна для стадии Джгантия мальтийской хронологии. Большая часть первых двух апсид и весь фасад были уничтожены до основания.
Северная стена находится в лучшем состоянии. Первоначально вход в храм начинался со двора, но позднее, на стадии Таршиен мальтийской хронологии, ворота в храм были закрыты, а алтари расположены в углах образовавшейся конструкции. [1] К востоку от данного храма на стадии Таршиен мальтийской хронологии был сооружён ещё один памятник с четырьмя апсидами и центральной нишей
Керамика
Керамика, найденная в окрестностях Скорбы, делится на две категории: стадия «серая Скорба» (4500-4400 гг. до н. э., соответствует сицилийской керамике Серра д'Альто) и стадия «красная Скорба» (4400-4100 гг. до н. э., соответствует сицилийской керамике Диана). По типам керамики названы два хронологических периода доисторической Мальты.
Таршиен, ˈtarʃiɛn, или Таршиенский храмовый комплекс — археологический комплекс у г. Таршин на Мальте, датируется около 2800 г. до н. э. Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с 5-ю другими мегалитическими храмами Мальты.
Крупные каменные блоки были обнаружены в 1914 г. местными крестьянами при вспашке поля. После случайного открытия близлежащего подземного святилища в 1913 г. владелец земли, где были обнаружены блоки, предположил, что они тоже могут иметь археологическую ценность. Он связался с директором Национального музея Темистоклесом Заммитом, который начал раскопки и обнаружил центральную часть храмового комплекса.
Таршиен состоит из трёх отдельных, но соединённых друг с другом храмовых сооружений. Главный вход был реконструирован в 1956 г., когда весь храм подвергся реставрации. Тогда же многие из камней с резными узорами, обнаруженные вокруг Таршиена, были перемещены в помещения Археологического музея Ла-Валлетты для защиты от разрушения. Первый храм датируется примерно 3100 г. до н. э. Из всех храмов Мальты он украшен самыми изысканными каменными рельефами. Средний храм датируется примерно 3000 г. до н. э., и в отличие от всех прочих храмов Мальты, имеет три апсиды вместо двух. Восточный храм датируется около 3100 г. до н. э. Далее на востоке видны руины ещё одного, небольшого и более древнего храма, который датируется около 3250 г. до н. э.
Особый интерес представляют каменные рельефы Таршиена, изображающие домашних животных, а также алтари и ширмы, украшенные спиральными фигурами и другими узорами. Между Центральным и Южным храмами находится камера размером в толщину стены с рельефом, изображающим быка и свиноматку Рельеф с изображением коз и баранов на таршиенском храме.
Материалы раскопок показывают, что Таршиен интенсивно использовался для ритуалов, возможно, включавших жертвоприношения животных. В передней части алтаря третьего храма Таршиена обнаружено отверстие, плотно забитое камнем. После его расчистки археологи нашли большое количество костей и рогов животных, а также кремниевый нож для жертвоприношений. Интересно отметить, что по Таршиену можно судить о методе сооружения мегалитов: рядом с южным храмом сохранились импровизированные «салазки» для перекатывания камней. Кроме того, в центре Южного храма сохранились свидетельства кремации, что говорит о повторном использовании храма в качестве кремационного кладбища в эпоху бронзового века
По названию храма Таршиен назван археологический период («таршиенский период», или «таршиенская фаза») доисторического периода Мальты, когда сицилийская культура Капо-Грациано обладала значительным сходством с мальтийской, либо даже была её местным вариантом.
Храм Та’ Хаджрат, мальт. Ta' Ħaġrat у деревни Мджарр на Мальте включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с рядом других мегалитических храмов Мальты. Является одним из древнейших святилищ на Земле.[2] Состоит из двух храмов. Большой храм Та' Хаджрат относится к фазе Джгантия (3600-3200 гг. до н. э.); малый храм — к фазе Сафлиени (3300 — 3000 гг. до н. э.)..
Фасад храма и его портал были реконструированы в 1937 году.
Та' Хаджрат находится на западной оконечности деревни Мджарр, примерно в километре от храмового комплекса Скорба. Фасад Та’ Хаджрата по своим характеристикам напоминает другой мальтийский храм, Скорба
Храмовый комплекс
Многочисленная керамика, найденная в ходе раскопок, свидетельствует, что на месте храма ранее существовала деревня. Эта ранняя керамика относится к фазе Мджарр мальтийской истории (3800-3600 гг. до н. э
Та’ Хаджрат сделан из кораллового известняка — самого древнего из доступных строительных материалов на Мальте. Комплекс состоит из двух прилегающих храмов, которые оба имеют достаточно неформальную планировку по сравнению с прочими мегалитическими храмами Мальты эпохи неолита. Меньший храм примыкает к более крупному с северной стороны.
Модель храма
Из находок на территории храма наибольший интерес представляет модель храма, выполненная из кораллового известняка
Хаджар-Им, мальт. Ħaġar Qim, букв. «стоячие камни (для) поклонения» — мегалитический храмовый комплекс на острове Мальта. Относится к фазе Джгантия мальтийской древней истории (3600-3200 гг. до н. э.).
Является наиболее крупным из мегалитических храмов Мальты, что обусловлено его неоднократным за время своего существования расширением за счёт дополнительных сооружений и пристроек.
Строители Хаджар-Има использовали коралловый известняк. Поскольку данный материал достаточно мягок, храм сильно пострадал от эрозии за тысячелетия своего существования
На фасаде храма расположен трилитный (выполненный из 3 плит) вход, наружная скамейка и ортостаты. Перед храмом расположен широкий двор с оградительной стеной. Проход ведёт в середину здания. Такая конструкция напоминает планировку и других мегалитических храмов Мальты. Отдельный вход ведёт в четыре отдельных пристройки, построенные вместо северо-западного апсида.
Рубрики: | фильмы/документальные искусство и архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |