Готическая архитектура Чехии.Часть 2 |
Гуляя по Праге, можно увидеть церкви, замки, дворцы, мосты, площади, дома горожан абсолютно всех архитектурных стилей. Но ни один из архитектурных стилей — помимо барокко — не оставил в Праге столько памятников, как готика
В конце XIII — XIV веке Чешское королевство стало одним из самых экономически и культурно развитых государств Европы.
В период правления первых королей династии Люксембургов в Чехии наивысшего подъёма достигают города, бурно развиваются ремёсла и торговля. Основание Пражского университета в 1348 году стало ярким свидетельством развития средневековой чешской науки и образования.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупи , ранее Костёл Благовещения Девы Марии на Слупи ( — двухнефный православный храм в Праге в районе Нове-Место. Построен в 1360—1375 годах в готическом стиле при монастыре ордена сервитов. Его современный вид в значительной степени можно отнести к неоготическому. С 1995 года относится к Пражской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии. |
Прогрессивные, жизнеутверждающие тенденции развития чешского искусства проявились в том числе и в чешской архитектуре. Обширные материальные ресурсы, сосредоточенные в руках чешских королей позволили широко использовать опыт других государств Европы, прежде всего Франции и Германии, благодаря чему готическая архитектура Чехии очень скоро достигла высокого уровня, получив свой неповторимый национальный характер.
Базилика Святого Георгия, слева от неё первый двор монастыря
30-е годы XIV века стали временем наивысшего расцвета чешских городов, который обусловил быстрое развитие светских гуманистических тенденций в чешском искусстве. Именно в этот период настал расцвет чешской готической культуры, прежде всего, готической архитектуры. Чешское искусство, преодолевая своё отставание от западноевропейского, становится частью европейского художественного развития, начав формировать свой собственный художественный стиль
Monastery in town Kladruby in Tachov District
Неоднозначное значение для развития чешской архитектуры и искусства Чехии вообще имело правление короля Яна Люксембургского (1310—1346). С одной стороны, конфликт короля Яна с чешской знатью привёл к тому, что он фактически самоустранился он управления внутренней политикой Чешского королевства и сосредоточился на увеличении своих владений в других странах, что, в свою очередь, отвлекало ресурсы королевства на внешние войны и никак не стимулировало увеличение затрат королевской казны не только на возведение каких-либо новых архитектурных объектов, но и на поддержание уже существующих.
Premonstratensian monastery Teplá, west Bohemia
В период правления короля Яна королевский дворец на Пражском граде ветшал в запустении, почти все королевские замки и крепости были заложены. Инициаторами строительства новых архитектурных сооружений по-прежнему оставались монастыри и поддерживавшие их представители чешской знати.С другой стороны, благодаря ориентированной на Запад политике Яна Люксембургского в период его правления происходит активное сближение чешского искусства с западноевропейским, особенно с искусством Франции и Италии, где большую часть своего времени проводил король Ян.
Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха— готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского.(отдельный пост)
Костёл Святого Стефана (Штепана) — католический приходской храм в готическом стиле, возведённый чешским королём Карелом I Люксембургским в середине XIV века. Костёл расположен на пересечении улиц Штепанска и На Рыбничку в пражском районе Нове-Место (Прага 2). Памятник культуры Чешской Республики. |
Несмотря на то, что в 1-й трети XIV века главенствующую роль в чешском искусстве продолжали играть монастыри, готическое искусство продолжало активно развиваться. В этот период готика пришла и прочно укоренилась в чешской скульптуре и живописи, которые теперь сблизились с архитектурой по стилистическим признакам, став частью господствовавшего в Европе «постклассического» готического стиля.
Костел святого Мартина в стене
Костёл святого Йиндржиха
Этот стиль несколько отличался от «классической» европейской готики XIII века: создаваемые образы стали менее эмоционально окрашенными и содержательными, начинает преобладать сухость форм и стремление к их дематериализации, архитектурные и скульптурные мотивы приобретают стандартизированный вид, в качестве основного средства выразительности используется линия. Для Франции это стало началом оскудения и измельчания её монументальной соборной архитектуры, иначе говоря, классическая французская готика сделала определённый шаг назад.
Костел девы Марии Снежной
Однако для чешской архитектуры, которая «не успела» войти в период готической «классики», овладение постклассическим готическим стилем стало подлинным прорывом на пути сближения с западноевропейским искусством и давало чешской архитектуре возможность окончательно избавиться от элементов романской стилистики.
Костёл Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе — типичный трёхнефный храм периода высокой готики в Чехии (высокие межоконные пилоны храма с внешней стороны усилены простыми контрфорсами), около 1330 года
Собор Святой Варвары — самый известный архитектурный памятник Кутной-Горы, второй по величине и значимости готический храм Чехии, построенный в стиле поздней (владиславской) готики. Относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе.
С архитектурной точки зрения это готический собор базиликального типа. Причина его строительства является совершенно уникальной.
Он был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а с самого начала построен, как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой.
Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние, хотя Кутна Гора была королевским городом. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги. С 1995 года собор в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Kutná Hora, St. Barbara Church
Saint Barbora cathedral tower, Kutná Hora
Kostel sv. Barbory (Kutná Hora), Barborská
Заметной тенденцией, возникшей в чешской архитектуре в конце XIII века, стало последовательное возрастание динамизации внутреннего пространства готических сооружений: увеличиваются размеры оконных проёмов, стены избавляются от романской тяжеловесности и активизируются вертикальной без горизонтальных цезур тягой. Форма самих тяг, рёбер сводов и консолей, столбов и колонн трансформируется из выпуклой в вогнутую, что ещё более точно определяет направление их линий.
Kostel sv. Barbory (Kutná Hora)
Экстерьер зданий украшается готическими элементами, такими как пинакли, фиалы, вимперги, создающими ощущение стремления конструкции вверх, к небесам. Впервые эти тенденции проявляются в уже конструкции храма Седлецкого монастыря цистерцианцев и капитульного зала Златокорунского монастыря конца XIII века, а в полной мере воплощаются в архитектуре костёла Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе (около 1330 года) и капитульного зала Сазавского монастыря бенедиктинцев (около 1340 года)[
Основным и наиболее распространённым архитектурно-строительным типом стал трехнефный храм с более широким центральным и более узкими боковыми нефами. Эта конструкция усиливала впечатление пространственной мощи главного нефа, сближая базиликальный тип чешских готических сооружений с типом зального храма (например, трехнефный костёл Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе).
Применение трансепта в храмовом архитектурном типе распространения не получило, что придавало чешским готическим строениям ещё более строгий, величавый и целостный облик. Популярностью пользовались архитектурные типы небольшого двухнефного костёла, зальной капеллы и светского помещения в готическом стиле.
Последние два типа включали в себя сложный каркасный свод с опорой на центральный столб-устой. В XIV веке в Чехии ещё не получило большого распространения применение продуманной системы вынесенных наружу опор, поэтому в большинстве готических сооружений нагрузка переносилась на мощные межоконные пилоны с примыкавшими к стене с внешней стороны простыми контрфорсами, что дополнительно придавало внешнему виду этих зданий суровости и мужественности.
Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя в Седлецком монастыре цистерцианцев — первое сооружение готического соборного типа на территории Чехии и Моравии (1320 год)
Архитектурный тип готического собора был принесён в Чехию в самом начале периода высокой готики монахами ордена цистерцианцев, однако этот тип по указанным выше причинам был впервые воплощён здесь не в форме городского собора, как во Франции, а в форме монастырского костёла.
В Седлецком монастыре цистерцианцев близ Кутна-Горы в период с 1290 по 1320 годы был воздвигнут величественный готический храм, ныне известный как собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя. Готический стиль этого храма представляет собой комбинацию северофранцузской готической соборной архитектуры с немецкими готическими элементами. План и грандиозное внутреннее пространство храма отражает традиционный пафос французского готического собора: высота центрального из пяти его нефов составила 30 метров, его трансепт состоит из трёх нефов, а хор окружён обходом и венцом капелл. Седлецкий храм стал первым сооружением соборного типа и величайшим по размерам сакральным строением на территории Чехии и Моравии начала XIV века
Храм Девы Марии перед Тыном — доминанта Староместской площади Праги, главный приходской храм района Старе-Место. Строительство собора началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в 1511 году. В начале XV века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костёлом Праги. В 1621 году собор перешёл к иезуитам. В это время у главной статуи была изъята золотая чаша, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает».
В основании собора — романские и раннеготические фундаменты. Ещё в XI веке здесь стоял небольшой романский костёл. В XIII веке вместо него была поставлена готическая постройка. В XIV веке было начато строительство храма вновь. Он стал главным храмом Старе-Места. Авторство приписывается Матьё Аррасскому и более молодому Петру Парлеру. Стиль Парлера наглядно виден в кружевах окон главного нефа и западном окне. Готическая архитектура идеально гармонирует с отделкой, которая появилась в последующих веках. Значительная часть интерьера оформлена в стиле барокко.
Алтарь в стиле барокко был выполнен в 1649 году художником Карелом Шкретой.В соборе похоронен великий астроном Тихо Браге. |
М.Янссен.История чешской архитектуры.-Париж:Монпелье,2011,570с.
Дворник, Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 800 с.
Искусство средних веков // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М.: Государственное издательство «Искусство», 1960. — Т. II Книга первая. — С. 432—444. — 508 с.
Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века. — М.: Искусство, 1978. — 267 с. — (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета (1350—1420). — М.: Наука, 1998. — 222 с
Серия сообщений "Чехия и Словакия":
Рубрики: | ПУТЕШЕСТВОВАТЬ БУДЕМ?/ЕВРОПА |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |