Чарующая музыка арфы |
Много веков насчитывает история арфы - одного из древнейших
музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой
цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.
Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил,
что она издает нежный мелодичный звук.
Он проверил свое впечатление, и звук
понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву,
покороче, -- и получилось уже два музыкальных звука различной высоты.
Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое
открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и
новые; но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его
держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в
Древнем Египте, Финикии и Ассирии. в Древней Греции и Риме. В Средние
века арфа получила огромное распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты,
которые исполняли свои сказания -- саги -- под аккомпанемент маленькой
переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб
Ирландии. Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом.
На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...
так говорили поэты.
Арфу богато украшали -- золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как
правило, женщины. "Волшебным инструментом" называли арфу поэты,
восхищенные ее нежными звуками.
В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из "порядочного
общества" должна уметь играть на арфе. Лев Толстой в "Войне и мире"
рассказывает, как играла на арфе Наташа
Ростова. Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из
инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих
средневековых предков. У нее сорок пять -- сорок семь струн, натянутых на
треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой.
При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на
арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы.
Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно
создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы,
имитировать звучание народных струнных инструментов.
Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в "Вальсе цветов" из
"Щелкунчика", в сцене из "Лебединого озера" и Адажио из "Спящей
красавицы" Чайковского. Для арфы написана вариация в "Раймонде"
Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали
концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как
концертного сольного инструмента. Переложения для нее делают
выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности,
замечательная советская арфистка Вера Дулова.
www.bibliotekar.ru/slovar-muzika/16.htm
Глинка. Вариации на тему Моцарта
Играет
российская арфистка - Варвара Иванова
Родилась в семье музыкантов в1987г. Начала заниматься на арфе в пятилетнем возрасте, а уже в 7 лет исполнила концерт для арфы с оркестром Георга Фридриха Генделя в Большом зале Московской консерватории в сопровождении Камерного оркестра «Kremlin». Окончила Музыкальную школу академического училища при Московской консерватории и училище музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена. Завоевала несколько первых премий на международных конкурсах в младшей возрастной группе, а в 2003 г. была удостоена первой премии Международного конкурса арфистов в Израиле. На протяжении ряда лет была стипендиатом Фонда Мстислава Ростроповича.
В 2001 г. совершила первое гастрольное турне по Германии с Камерным оркестром «Kremlin». Лондонский дебют Ивановой в июне 2003 года в Вигмор-холле вызвал лестный отзыв критика Эдуарда Джонсона, назвавшего Иванову «одной из очень немногих арфисток, способных и чаровать, и вселять трепет». Далее Иванова концертировала в различных странах, принимала участие в благотворительных концертах в России.
W. Posse. Карнавал в Венеции.
Шопен. Фантазия-экспромт.
Вальтер-Кюне. Фантазия на тему оперы "Евгений Онегин" Чайковского.
Oblivion by Piazzola.
Серия сообщений "ИНСТРУМЕНТЫ":
Часть 1 - Великолепие органов в католических храмах
Часть 2 - Чарующая музыка арфы
Часть 3 - Инструментальные хиты востока: Магический дудук
Часть 4 - История музыкальных инструментов.Гитара
...
Часть 29 - "Весенняя" прелюдия Сергея Рахманинова
Часть 30 - Мечты и звуки: Роберт Муг и его синтезаторы
Часть 31 - "Ночная Музыка" от королевы блокфлейты
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |