-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в и-ЮЛьская

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.02.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 8871


Без заголовка

Суббота, 24 Января 2015 г. 11:04 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Почему подруга французской королевы эмигрировала в Россию? Судьба Л. Виже-Лебрен

Ей была предопределена интереснейшая судьба: дружба с монархами, восхищение поклонников и многолетние странствия. Во многом благодаря её талантливой кисти мы знаем в лицо тех, кто вершил на рубеже XVIII и XIX веков историю и в бурлящей революциями Европе, и в далекой России.

Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет

16 апреля 1755 года в столице Франции, Париже родилась девочка Мари Элизабет Луиза Виже. Родителями этой в последствии знаменитой художницы были посредственный художник – отец, написанные им портреты, так и не прославили его и парикмахер – мать, которая изготавливала парики, модные в те времена. Дитя взяла у каждого из родителей самое лучшее, от отца способности и неувядающую любовь к искусству, а у матери – красоту.

У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Правда, была одна особенность: кукол ей заменяли карандаши, краски и кисти, вызывая недовольство монахинь монастыря, в котором она воспитывалась с десяти лет. Но отец потакал увлечению дочери. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки, которую он всячески баловал.

Возможно, отец Мари-Луизы и не обладал великим талантом, однако не отбил у дочери, «своей отеческой заботой», тягу к искусству, а наоборот привил навыки, которые впоследствии привели девочку к славе.

Отец очень гордился успехами дочери и предрекал ей известность и успех на выбранном поприще. Заботливые родители Мари-Луизы отправили ее в монастырскую школу, где она не проявляла интереса к истории и грамматике.

Девочка была увлечена только рисованием. Об этом свидетельствуют рисунки на полях книг. В 9 лет (по некоторым источникам в 12 и 13 лет) умер ее отец, от роковой случайности. Он подавился рыбной костью (по другим данным — от тяжелой болезни).


Портрет брата Этьена Виже

Девочка осталась без отца и учителя но, несмотря на эту потерю, она продолжала учиться рисованию и живописи. Копировала произведения живописи в луврской галерее и консультировалась у таких метров как Жан Батист Греза, Габриэль Франсуаза Дуайне, Жозефа Верне. Брала уроки у господина Габриэля Бриара, в мастерскую, которого ее пристроили друзья отца.

По некоторым источникам уже к 15 годам у начинающей художницы была своя мастерская, которая была закрыта из-за отсутствия патента. К сожалению Мари-Луиза так и не получила надлежащего ее таланту образования, ей пришлось зарабатывать самой.

Талантливая художница уже к столь ранним годам имела известность и ее мастерскую, по сути закрытую только формально, посещали знаменитые люди тех лет. В 19 лет Мария Элизабет Луиза превратилась в настоящую красавицу и стала членом академии Святого Луки (объединение парижских живописцев).

Мать нашей героини, после смерти мужа через год вновь вышла замуж. Супругом ее стал ювелир Эбер (по другим источникам, Жан-Франсуа Ле Севр), услугами которого пользовался королевский двор. Напряженные отношения в семье заставляли Мари-Луизу работать «не покладая рук».


Marie-Louise Elisabeth Vigée-Lebrun.

Красивая внешность юной падчерицы привлекали супруга матери и та, воспользовавшись своей властью и желанием дочери покинуть «отчий дом», в 1775 году, 7 августа (по другим источникам в 1776 году) выдала ее замуж за торговца картинами по совместительству гравера и живописца.

Чтобы более не останавливаться на таком персонаже как Жан-Батист Лебрен, скажу сразу, что брак это был неудачным.

Дела торговца к моменту женитьбы были расстроенными, торговля не приносила прибыли и ловкач, просто «свесив лапки» стал жить за счет таланта и трудолюбия своей жены. Этот «пустой» человек имел одну страсть, которая приковала его к себе, не отпуская ни на минуту. Жан-Батис был игроком. И этим все сказано.

Таким образом он проигрывал все, что жена зарабатывала, а когда доходы жены не могли окупить «увлечение» мужа, то накапливались долги. Таким образом Лебрен бессовестно «грабил» молодую жену, предоставив ее самой себе, тем самым давая ей полную свободу действий.

Единственное счастье, которое он сумел принести ей — это дочь Жанна Луиза Жули, которая родилась в 1780 году. Мари-Луиза обожала дитя и боготворила, свидетельством этому является автопортреты художницы с дочерью.


Автопортрет с дочерью Жюли


Автопортрет с дочерью Жюли

Счастье в браке женщине заменила работа. Совершенствование способностей и общение с образованными, чаще всего, светскими людьми. Благодаря чему художница имела широкую практику среди аристократов и влиятельных людей.

Связи мужа помогли Мари-Луизе и тем самым усилили ее популярность в среде французской знати.

В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы. В среде французской аристократии стало престижно иметь портреты, написанные Луизой Виже-Лебрен. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны.


Мария-Антуанетта в 1778.


The court attire worn by Marie Antoinette in this 1778


Marie Antoinette (1755-93) Queen of France, 1779


Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции, и её дети.


Le Brun Paintings, 1781


Marie Antoinette in a Muslin dress, 1783


Портрет королевы Марии-Антуанетты


Portrait of Madame Grand, 1783


Елизавета Французская.

В 1783 году художница Виже-Лебрен была избрана академиком Королевской Академии живописи и скульптуры, и поводом послужила живописное полотно «Мир приносит благоденствие».

Но есть мнение, что на самом деле на решение Академии повлияла королева, так как госпожу Виже-Лебрен не хотели принимать в академики из-за ее мужа, торговца картинами.


После принятия в Академию — она признанный во Франции художник и у нее есть право выставлять свои произведения в Версале.

Королева продолжает проявлять милость к портретистке и одаривает ее своим вниманием и дружбой. Обе девы были ровесницами, красавицами и обе были молоды, любили петь дуэтом и музицировать, гулять и путешествовать. Не далеко, не покидая Париж.


Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя сыновьями. 1787г.

Но это не все. Королева своей властью присвоила Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен титул первой личной портретистки королевы. Не все, к сожалению, было столь радужно в жизни нашей героини, если конечно откинуть в сторону неудачный брак. Зависть, следовавшая за талантливой художницей, порождала много слухов и клеветы. Воображение недругов превращало малые траты в расточительность, целомудрие в порочность, талан в зазнайство, известность в выскочку, дружбу в любовные романы.

Нередко недоброжелательство к королевской любимице превращается в откровенную травлю. Не мешает этому и десятилетняя дружба с королевой, наоборот только способствует.


Portrait Of A Lady 1789


Madame Perregaux. 1789г

Все изменилось летом 1789 года. Восставший Париж штурмом взял Бастилию, на площадях столицы под восторженные вопли толпы начали свою кровавую работу гильотины. К тому моменту, когда голова Марии-Антуанетты скатилась к ногам палача, Луиза с дочерью уже была далеко от бурлящего Парижа. Для неё начался долгий двенадцатилетний путь эмигрантки по европейским столицам. Драгоценности и имущество она оставила на попечение мужа, который естественно все спустил в кротчайший срок.


Автопортрет с палитрой, 1790 Галерея Уффици, Флоренция


Портрет Скавронской 1790


Портрет маркизы Габриэллы Ролан. 1791г.


Принцесса Мария-Жозефа Эстерхази в образе Ариадны. 1793


Портрет принцессы Каролины Лихтенштейн в образе Ириды. 1793

Слава бежала впереди прекрасной художницы и просто обворожительной женщины, которую с удовольствием принимали и в королевских дворцах, и в аристократических салонах. Объехав многие страны Европы, в 1795 году Виже-Лебрен добралась до Петербурга, в котором задержалась почти на 7 лет. Здесь вышла замуж её дочь, здесь были написаны более 50 портретов, ставших украшением лучших российских музеев, здесь она стала почетным вольным общником Императорской Академии художеств.


Портрет Анны Питт в виде Гебы


Граф Моритц Христиан Фриз. 1796г.


Портрет дочерей императора Павла I, великих княжон Александры и Елены. 1796 г.

Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Не сложились отношения с Екатериной II. Императрица не всегда заслуженно критиковала работы художницы, а про портрет своих внучек, великих княжон, даже сказала, что они похожи на мопсов, греющихся на солнце. Похоже, стареющая императрица просто испытывала небольшую ревность: элегантная француженка постоянно окружена толпами поклонников, а на её полотнах женщины всегда прекрасны. По-человечески Екатерину можно понять, даже волшебная кисть художницы не в состоянии вернуть молодость, а быть красивой хочется в любом возрасте, тем более, что последнему фавориту всего двадцать с небольшим лет.


Портрет молодой женщины. 1797г.

Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы. А с Елизаветой Алексеевной, супругой великого князя Александра Павловича, будущего императора, у Луизы отношения стали почти близкими. Она написала несколько её портретов и даже разработала для великой княгини новые модели платьев.


Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1798 г.


Портрет княгини Белозерский, 1798.


Портрет графини Варвары Головиной. 1798г


портрет дочери Джули Лебрен, как Флора - 1799


Портрет барона Григория Александровича Строганова


Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном


Anna Sergeevna Stroganov

В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Однако теплый прием не помешал иностранке рассказывать позже, что придворные русские дамы оставляют драгоценности на подоконниках распахнутых окон дворцов в полной уверенности, что от воров их оберегают Николай-угодник и Дева Мария.


Автопортрет. 1800г


Портрет графа Григория Ивановича Чернышева с маской в руке


Женский портрет


Портрет князя Александра Борисовича Куракина


Anna Ivanovna Tolstaya


Портрет Терезы, графиня Кински


Portrait of Count Pavel Shuvalov


Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского. 1800 г.

Неспешная петербургская жизнь нравилась художнице. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. Её наблюдения, особенно высшего света, точны, а описания подробны и правдивы, пока не касаются тех сторон жизни, которые она могла видеть только мельком. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность. Её заявления, что в Петербурге не увидишь пьяных, а простой народ трудолюбив, мягок нравом и не склонен к воровству, наверное, не совсем объективны, но приятны, так как исходят из уст иностранки. Буквально восторг у неё вызывает открытость и хлебосольность русского дворянства, возможность месяцами пользоваться радушным гостеприимством, не тратя собственных средств.

Луизу все сильнее беспокоили семейные проблемы. Подросшая дочь против воли матери вышла замуж за Гаэтана Бернара Нигриса - всего лишь секретаря директора Российских императорских театров. В знак протеста художница уехала из страны.

В 1802 году Луиза вернулась в Париж, но пробыла там недолго, снова отправившись путешествовать по европейским столицам.


Джузеппина Грассини в роли Заиры. 1804г.

Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Виже-Лебрен еще долго писала портреты, но постепенно стала отказываться от заказов, а потом и вовсе отошла от живописи, благо средств для безбедной жизни хватало. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше.





По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.

Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года, но остались её прекрасные полотна, с которых на нас смотрят люди давно ушедшего времени, и увлекательные воспоминания, позволяющие лучше понять ту удивительную эпоху.

Автор: Владимир Рогоза
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15626/
© Shkolazhizni.ru
Рубрики:  СТРАНЫ И ЛЮДИ/Франция
СТРАНЫ И ЛЮДИ/Интересные люди
ИСКУССТВО/Живопись, графика, батик
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку