Вес слова
Эпоха постиндустриального или информационного общества и массовой культуры приводит к тому, что культура превращается в свой антипод – бескультурье. Возникает шаблонность и стереотипность мышления, приводящая кпотере индивидуальности. Большие объёмы информации не успевают «перевариваться» сознанием. Происходит процесс, подобный тому, что на физическом плане вызывает в организме запоры: большие количества концентрированной пищи не успевают перевариваться и накапливаются в толстом кишечнике, находясь там годами и «окаменевая». Подобные залежи являются материальной основой для более, чем 90% болезней.
Недостаток информации не позволяет человеку нормально развиваться. А избыток хотя и разноплановой, но в то же время неупорядоченной информации – это уже не благо, а вред для сознания. Аналогично тому,как простая вода, но подаваемая под большим напором, разрушает даже камни, так и несущиеся с большой скоростью бесконечные потоки информации размывают наши сознания. То, что давало бы жизнь при небольшой скорости течения, начинает её забирать, если мчится с бешеннойскоростью.
В духовном мире в первую очередь ценится не количество, а качество. Качество же подразумевает сосредоточение (собирание всей энергии среды в одну точку) сознания на совершаемом им действии до тех пор, пока не накопится должного количества света и делаемое не засияет, так сказать, всеми цветами радуги. А для совершения такой работы сознание должно быть разнопланово развитым, а не специализированным. Больший победой Врага рода человеческого и его тёмных соратников можно считать разделение труда при мануфактурах, на которое пошли жаждущие сверхприбылей.
Институт мастерства стал попираться институтом профессионализма. А ведь мастер – это обладатель целостного сознания, который и в своё творение вкладывает все необходимые компоненты, для того, чтобы оно получалось не просто вещью, а живой вещью. Не случайно великие мастера свои творения наделяли индивидуальными, персональными именами, подобно тому, как даётся имя человеку или животному, которое живёт возле человека. Великие творцы музыкальных инструментов называли созданные своими руками скрипки именами. В трилогии выдающего знатока древних языков Джона Р. Р. Толкина «Властелин Колец» встречаются имена предметов оружия, в которые мастера вложили много сил и умения: копьё Гил-Гэлада Айглос, меч Элендила Нарсил, меч Эола Ангуирел, меч Тингола Аранрут, меч Белега Англахель, меч Турина Гуртанг (перекован с Англахела), меч Арагорна Андрил (перекован с Нарсила), меч Бильбо и Фродо Шершень (в другом варианте перевода – Жало) и т.д.
Любое качество должно вызреть в спокойной обстановке. В это время растёт и сознание совершающего действие, с которым происходит алхимический процесс «Великого Делания», заканчивающийся прозрением данного сознания. Это же касается и работы сознания над получаемой им информацией. Именно поэтому так вредны для души те «частушки» (часто-, быстроговоримые сообщения), которые мы постоянно слышим по телевидению и радио. У человека от них происходит своеобразное раздвоение личности: сознание, не успевая реагировать на получаемые с такой скоростью сообщения, отказывается их воспринимать, ощущая на себе энергетический прессинг; подсознание всё воспринимает, а затем из него незаметно, когда сознание отвлечено чем-то другим, всплывают заложенные психопрограммы…
Большое количество слов приводит к их обезличиванию и обесцениванию. Теряется вес слова, возрастает темп общения, ускоряется ритм жизни. Многословие речи начинает восприниматься как повседневный фон. Люди всё меньше размышляют над чем-либо и всё больше превращаются в бездумных потребителей, готовых поглощать всё, что в них вкладывается. В результате человек уже начинает бояться тишины. Многие жители США, например, постоянно находясь в шумной урбанистической обстановке, без неё чувствуют себя во время отдыха на курортах настолько дискомфортно, что некоторые из них даже берут с собой аудиозаписи этого шума их повседневности. Такая зависимость просто ужасна.
Подобно тому, как музыка состоит не только из нот, но и пауз между ними, так и слова нуждаются в тишине вокруг себя. И именно в тишине раскрывается душа, не отвлекаемая посторонними звуками, подобно тому, как цветок раскрывается не во время бури, а после неё, когда в природе воцаряется спокойствие.Только тишина позволяет адекватно отражать действительность в своём сознании, внимать[1] окружающей жизни и внутренним процессам души, порождая «космические» мысли, то есть мысли, обладающие космическими масштабами, охватывающие измерения, выходящие за пределы повседневной деятельности обывателя. В это время и происходит полноценное размышление, ведущее затем к росту сознания. Именно благодаря своей способности мыслить (которой помогают слова) человек и может называться человеком.Согласно учению Агни Йоги, человек есть сознание (чело), идущее через времена (века), живущее в Вечности. Человек есть тот уровень сознания, на котором оно начинает себя осознавать, на котором появляется так называемая рефлексия – способность посмотреть на себя «со стороны», быть одновременно и внутри совершаемого действия, и снаружи[2].
Самоосознание отличается способностью к самостоятельному мышлению, а духовный этап развития человека начинается с момента его задумывания над такими вопросами: «Кто я?», «Откуда я?», «Зачем я живу?», «Какой смысл существования этого мира?». Безмыслие же приводит к хаосу.
Инструментом для мышления является мозг, а инструментом для выражения процесса мышления является язык, слово в широком понимании. Каждое слово является космическим кодом, который есть одновременно и формой для выражения мысли, и её содержанием, сутью. Иначе говоря, слово – это своеобразная матрица, служащая основой для материализации лежащей в его основе идеи. Именно идея является движущей силой эволюции. Слово же – это ключ oт замка к воротам Духовного Мира, Царствия Небесного. В материальном мире божественное выражается вещами, порождёнными словамижителей Мира Горнего. Светозвуковые вибрации Мира Огненного (высшие 3 слоя мира ментального), уплотняясь, образуют мир вещей, некогда названный Асса. Не случайно ст.сл. «вещь», берущее, начало от лат. «vох», имело одновременно значения «голос, звук, слово» и «предмет, вещь». «Вещать» – первоначально, вероятно, означало «говорить то, что произойдёт, осуществится, овеществится». Факт материализации идеи посредством её оформления через слово передают и другие лексемы: однокоренные слова рус. «речь» и укр. «piч» («вещь»); др.pyc. «глагол» («речь; действие»); лат. verbum(«слово; глагол»); ст.сл. «деяти» («говорить») и ст.сл. «деяти ся» («происходить, делаться»); заимствование «гораздить» («придумывать, делать, строить») и готск. razda(«язык») и так далее.
Уделяя должное внимание каждому слову, человек становится более сознательным. Чем больше он задумывается над значением слова, тем глубже его понимает, тем ближе становится к своему истинному Дому – Миру Духа. Это позволяет быть уже не случайно движущейся по воле волн щепкой, aсамоознающим творцом, сотрудником Иерархии Света. Углубление понимания слов приводит к утончению сознания, более интенсивной жизнедеятельности. Каждое слово начинает иметь космический вес и позволяет более бережно и рационально использовать имеющуюся у данного сознания энергию, более широко мыслить. В каждом слове начинает открываться бездна пространства, которую начинает обживать входящее в неё сознание. В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть момент, когда Воланд (образ Дьявола) в московской квартире устраивает «бал». На самом деле бал происходил не столько в квартире, как в сознании Воланда, обладающем огромным объёмом.
Человек, внимательный к словам, придающий им большое значение, значительно расширяет и углубляет сферу своей деятельности. Те же самые слова в устах разных людей имеют разную силу. Эта сила зависит от того, каким уровнем и объёмом сознания обладает каждый из этих людей, какую предварительную работу он проделал со «Словом». То же самое слово в устах человека, думающего лишь о потребностях своего брюха, обладает значительно меньшей наполненностью и энергетикой, чем,скажем, в устах того, кто заботиться о членах своей семьи. Ещё мощнее энергетика этого слова в устах того, кто печётся об улучшении жизни в его городе. Несравненно выше его энергетика у человека, думающего о налаживании жизни страны, а тем более – у того, кто прикладывает силы в гармонизацию отношений между народами, между людьми и другими представителями планеты, а со временем – и во всё возрастающей в своих размерах части Космоса, охватываемой его сознанием. Такой человек становится космополитом в лучшем значении этого слова.
Таким образом, чем глубже понимание слов, тем значительней и последствия их использования. Концентрация внимания на каждом слове, интонации, паузе прерывает сон, в котором практически всё время находится большинство людей и делает их людей уже настоящими духовными существами, небожителями. Не случайно говорил Александр Пушкин: «Определяйте значения слов... и вы избавите свет от половины его заблуждений». Придавать значение, вес слову – путь к спасению человеческой души из Ада, выход её из-под власти Князя мира сего.
г. Бердянск, 17.10.1997, пт. – Переяслав-Хмельницкий, 09.03.2009, пн.
[1] По сути, внимать – это слушать, а точнее слышать: не случайно в украинском лексемы «почуття» («чувство») и «чути»(«слышать») – общего происхождения. Болг. «внимавам» – «быть внимательным, сосредотачивать внимание; действовать осторожно».
[2] Рефлексия имеет несколько степеней. Человек, осознающий то, о чём он мыслит, получает способность лучше понимать и в некоторой степени даже управлять процессом мышления. Со временем это ему помогает начать изучать и себя как составную часть Вселенной, видеть себя на разных уровнях бытия, то есть проникать своим сознанием в различные глубины своей души и видеть в них связь с другими измерениями Космоса. Индивид начинает осознавать, почему он именно такой, а не другой, почему на то или иное он реагирует так, а не иначе и почему, собственно, он вообще реагирует. Всматриваясь в себя всё более и более пристально, человек начинает всё лучше и лучше понимать свою природу как микрокосмоса, а также и природу окружающего его макрокосмоса, находит всё новые и новые точки соприкосновения между этими двумя мирами-бесконечностями. Другими словами, именно рефлексия с её разными степенями помогает человеку осознанно находить и овладевать сотнями взаимосвязей между его внутренними измерениями и измерениями «вовне». Хотя такое разделение со временем, наверное, становится в некоторой степени условным. Ведь, как учил Иисус Христос, «какой мерой мы меряем, такой и нам отмеряется», то есть в такие измерения мы и попадаем и с ними роднимся, соединяясь с Живой Бесконечностью и растворяясь в Ней, но при этом не теряя своей индивидуальности.