Художник Павел Пеньковский. Счастье с оттенком грусти Художник Павел Пеньковский ши...
Художник Рудольф Хачатрян (1937-2007) - (0)Королева!..Армянский художник Рудольф Хачатрян (1937-2007) Шикарная женщина, больше чем с...
Художник Ольга Олеговна Гордиенок - (0)Любовь приходит к нам не навсегда ... Художник Ольга Олеговна Гордиенок Любовь приход...
Керамические вазы Альберта Роберта Валентайна - (0)Великолепные ботанические работы американского художника Альберта Роберта Валентайна.Керамические ва...
Художник Дэвид Уолкер (David Walker) - (0)Я устала любить... Художник Дэвид Уолкер (David Walker) Я прошу, уходи… И не с...
Цмок, Зюзя и другие герои белорусской мифологии |
Сначала не было ничего - только черная вода, из которой торчал огромный валун. И был бог Перун, ему стало скучно и он начал метать молнии в валун. Примерно так появилось все сущее. Что-то это напоминает.
Мифы о Беларуси
Белорусская мифология входит в славянскую семью мифологий. Перун, Овсяник, Жижель и другие персонажи известны не только белорусам, но и русским, украинцам или полякам.
Язычество было традиционной религией наших предков, которые поклонялись духам леса и поля, огню и другим силам природы. Они верили в приметы, задабривали богов и духов медом или зерном, а перед долгой дорогой садились на порог и просили помощи у предков.
Этнографы отмечают, что этот обычай - один из самых древних и связан с традицией захоронения умерших “под порогом” дома. Их тела спускали в подвал или погреб, отчего и произошли фамильные склепы.
Вся жизнь древнего белоруса была окружена мифами и легендами. Они передавали, как сейчас принято говорить, из уст в уста - сначала в виде правдивых историй о богах, затем в сказках и поданиях.
С приходом христианства многие из них были забыты, некоторые просто изменились - и теперь качества языческих богов начали приписывать христианским святым. Но глубинная вера во что-то высшее, необъяснимое осталась.
Пантеон белорусских богов
Главным богом у древних белорусов был Перун. Именно он стрельнул молнией в камень - и появилась земля, растения, животные и люди.
Перун упоминается и в летописях, где он то и дело насылает громы и молнии. В честь бога-громовержца устанавливались истуканы, каменные идолы - после крещения их чаще всего разбивали и топили в реке либо обтесывали до формы креста.
Перун
Бог солнца носил имя Ярило, также часто выделяли бога летнего (самого жаркого солнца) и тепла - Купалу. В его честь устраивали народный праздник в самую короткую ночь - время перехода от лета к зиме. С высокой горы скатывали колесо - символ солнца, прыгали через костер и искали таинственный цветок в лесу. И сегодня у белорусов есть праздник Купалье, который сместился на 6 июля.
Светлому началу противостояло темное - богиня Мара. Ее называли богиней смерти и рождения, она как будто стояла на границе двух миров, принимала младенцев и провожала умерших в вечное путешествие.
В дальнейшем Мару начали считать просто привидением, духом умершего.
Мара
Еще один важный бог для белорусов - Велес. Он “отвечал” за скот, охоту и вообще за богатство. Велес был покровителем сказителей - их можно сравнить с современными бродячими артистами, которые ходили по селам и рассказывали былины.
Велес
Интересно, что Велеса часто представляли в виде змея, поклонялись его мудрости и силе. Также этнографы описывают народный праздник - Велесовы дни, которые ежегодно отмечали с 1 по 6 января. В это время было принято колядовать, отгонять злых духов весельем и гадать на будущий урожай.
Богиней урожая, олицетворением щедрости земли была Тётя (Тётка). Ее представляли в образе дородной женщины, на полях в ее честь появлялись соломенные фигуры, их часто обвязывали платком и дарили символические подарки.
Теперь понятной становится старая поговорка “Голод - не тетка”. В первоначальном варианте “Голод - не Тётя”.
Богиню весны и любви звали Лёля. Молодую богиню иногда называли дочерью Лады (также богиня любви и брака), у нее был свой праздник - лельник. В конце апреля незамужние девушки плели венки, водили хороводы и гадали на суженого.
Лёля
Зюзя - так звали бога мороза и холода. Его представляли древним старичком, который ходит босиком и своим ледяным дыханием замораживает реки и дома.
Кстати, сегодня Зюзю можно встретить в Беларуси - под Поставами у него даже есть резиденция. Зюзя Поозерский, так зовут сказочного персонажа, участвует в костюмированных представлениях вместе с лесными духами.
Зюзя
У огня, чью силу и мощь ценили древние белорусы, был свой бог - Жижель (Жижаль). Наши предки верили, что именно Жижель принес людям огонь, и его дар необходимо беречь. Бога огня также считали покровителем кузнецов, для него в кузне всегда был припасен кусочек хлеба и кружка меда.
Жижель
Почти за каждую сторону жизни белоруса отвечал свой “маленький” бог. Домашний очаг охранял Домовик, в поле жил Овсяник, в воде - Водяник и русалки.
А откуда пошла сказка про Змея Горыныча, похищавшего девушек и сжигающего деревни огнем? Из мифов, конечно. Только в белорусской мифологии это был Цмок - грозный, но мудрый змей.
Цмок
И это лишь малая часть персонажей, которые окружали наших предков. Со всеми белорусы жили в ладу, умели находить общий язык и задабривать подарками.
Рубрики: | Беларусь |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |