-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
16:33 17.10.2016
Фотографий: 1

 -Цитатник

Художник Hong Leung - (0)

Художник Hong Leung . Художник Hong Cheolung родился 14 мая, 1933, в Кантоне...

Кордильерский палочник - (0)

Кордильерский палочник: Инфернальное насекомое, распыляющее яд. Поздравьте нас, похоже, мы наш...

Художник Петр Козлов - (0)

БЫТОВУХА ...... Петр Козлов Натюрморт со старой книгой праздни...

Мир детства в акварелях и рисунках Екатерины Бабок - (0)

Мир детства в акварелях и рисунках Екатерины Бабок Екатерина Бабок - белорусский художник-иллю...

Художник Ренате Дартуа (Renate Dartois) - (0)

Я ничего у жизни не просила! Художник Ренате Дартуа (Renate Dartois) Я ничего у жизни н...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_Ушакова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

умею слушать

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Camelot_Club Romantic_Country

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2011
Записей: 25840
Комментариев: 202395
Написано: 378565


Риштанская керамика, Узбекистан

Суббота, 19 Февраля 2022 г. 08:01 + в цитатник

На нашей планете найдется множество уголков, жители которых десятилетиями (или даже веками) занимаются творчеством, изготовлением определенного рода изделий, которые могут иметь как утилитарную, так и художественную ценность. К ним можно отнести уникальные по своим характеристикам стекло и хрусталь из Богемии и с острова Мурано, финифть из Ростова, посуду с бело-голубыми узорами из Гжели. Не менее известна и керамика, изготавливаемая руками мастеров из расположившегося в Ферганской долине (Узбекистан) небольшого городка Риштан.

Исторические сведения


Свидетельства этих исторических событий были найдены археологами, проводившими здесь раскопки. Так в 1938 году были найдены остатки жилых, ремесленных зданий, основанных еще до наступления нашей эры. В 1998-1999 годах ученые обнаружили не только печи для производства керамики, но и запасы меди, железа, изделия из глины, бронзы, стекла. Остатки разрушенной ирригационной системы, канализации, относящихся к IX-XII векам, имели керамическую облицовку.В древности через него пролегал Великий Шелковый Путь, что вероятно и сыграло знаковую роль в его судьбе. Купеческие караваны, двигавшиеся из Китая, Индии, Персии, Ближнего Востока останавливались здесь, обменивались товарами. Это способствовало развитию собственного производства различных товаров, в том числе керамики, ведь сырье для нее буквально лежало «под ногами».

Первоначально в гончарных мастерских ремесленных кварталах Риштана (Дахбед, Кузагарон, Кулолон, Чиннигарон) только копировались китайские селадоны, которые имели очень высокую стоимость. Это китайские гончарные изделия, покрытые бледной серо-зеленой глазурью. Некоторые исследователи считают, что само название «селадон» произошло от слияния двух слов sila и dhara, что в переводе с санскрита означает камень и зеленый соответственно.

Риштанские мастера (кузагары) подражали китайским умельцам, тщательно выписывая непонятные им иероглифы. Но постепенно они разработали собственную уникальную технологию, свой самобытный стиль, который до сих пор передается из поколения в поколение, от выдающихся умельцев к ученикам, которые начинают обучение гончарному ремеслу с детства, с 10-12 лет.

Почему ими был выбран для своего фаянса голубой (бирюзовый) цвет, который называют еще мусульманская синька? Возможно, потому что завозимый из Китая фарфор эпохи Минг расписывался краской, получаемой из кобальта. А может, потому что бирюза и украшения из нее всегда пользовались в Средней Азии повышенным спросом.

Ассортимент риштанских изделий


Сегодня риштанская керамическая посуда представляет высокую историческую, художественную ценность. Благодаря своей оригинальности, большому разнообразию форм, разновидностей изделий, она пользуется спросом не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. В ассортименте создаваемых мастерами шедевров:На стыке двух культур, при их взаимном проникновении, благодаря творческой фантазии гончаров-умельцев сложилась особая, не похожая ни на одну другую риштанская школа гончарства. И если в соседних керамических центрах интерес к производству фарфора постепенно угас, то здесь, в небольшом городке, раскинувшемся на склонах Чаткальского хребта, производство продолжало развиваться. В 1900 году керамика из Риштана была представлена на Парижской Всемирной выставке, где успешно конкурировала с майоликой и другими сортами европейского фаянса и фарфора.

  • блюда для плова – ляганы;
  • кувшины для хранения масла, зерна (хумы), для воды (кузача), для омовения перед молитвой (офтоба), для кислого молока (кошкулок);
  • миски для шурпы (супа) – косы, шокосы;
  • пиалы;
  • маслобойки;
  • сосуды урдак, в виде фантастических птиц.

В процессе творчества, многие мастера поют, читают молитвы, что способствует насыщению их изделий положительной энергией. Поэтому они используются в качестве амулетов, оберегов, ритуальных предметов. Например, Даст шу – пологая чаша, возвышающаяся на пустотелом поддоне, предназначенном для слива воды, представляет собой оригинальный сосуд, применяемый для омовения рук. Такие изделия изготавливаются исключительно в Риштане.

Секреты риштанской керамики


Все, что могло потребоваться древним мастерам в процессе работы над своими керамическими шедеврами, они находили в окрестностях своего поселения, за исключением кобальта и ляпис-глазури. Именно этим объясняется развитие гончарного ремесла именно в Риштане, ведь даже название городка берет свои корни в древне согдийском языке: Руши (Раш, Руш) переводится, как «красная земля». Здесь находится богатое месторождение гончарной глины красного цвета хоки-сурх.Разработанная еще древними мастерами технология производства изделий с тех давних пор практически не изменилась. Она передается из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внукам. Как и много веков назад непосредственно гончарным промыслом, изготовлением посуды, занимаются только мужчины, ведь это очень тяжелый труд, требующий значительных физических усилий. Но и женщины не стоят в стороне: их задача – раскраска, роспись готовых изделий.

Но особая глина – не единственный «секрет» риштанских мастеров керамики. Есть у них и другие «тайны».

Узор

Посуда узбекских гончаров легко узнаваема благодаря живописным узорам. Именно растительный орнамент играет одну из основных ролей в приобретении посудой магических свойств. Керамика Риштан, каждый завиток росписи которой имеет свой сакральный смысл, является оберегами, талисманами, способствуют улучшению пищеварения (если изделия используются в качестве посуды для принятия пищи). Миндаль в рисунке несет владельцу счастье, удачу, наличие граната – здоровье, долголетие, и так далее.

Цвет

Сразу после изготовления посуда имеет неприглядный, черный цвет. Но после того как изделия подвергнутся обжигу, они приобретают удивительные оттенки, характерные только для гончарных изделий этого региона Узбекистана: белый, голубой, синий, бирюзовый. Во многом именно по этой гамме знатоки и определяют риштанскую керамику.

Глазурь


Киркбугин растет только в естественных условиях, при этом, каждый кустик находится на значительном удалении друг от друга. Поэтому заготовка сырья для глазури, которая проходит в сентябре, требует значительных усилий и времени. В процессе сбора важно не повредить корни кустарника, чтобы они дали на следующий год богатый урожай зеленой массы, ведь для получения глазури требуется огромное количество травы. Кроме того, мало собрать листья и стебли растения, их еще нужно правильно высушить, а затем сжечь при соблюдении определенных температурных условий.Мастера наносят на свои изделия особую глазурь – ишкор. Основным элементом, из которого ее приготавливают являются зола, пепел, получаемые при сжигании травы киркбугин (чоройнак), произрастающей в предгорьях Чаткальского хребта. Это очень свободолюбивое растение, которое не желает жить рядом с людьми. За многие века садоводы неоднократно пытались «приручить» ее, высевая в садах, на открытых и закрытых участках, но безуспешно.

В полученную золу добавляют тщательно измельченные минералы, белые камни, доставаемые из протекающей здесь речки, которые и определяют окончательный цвет глазури ишкор:

  • при отсутствии добавок она имеет белый цвет;
  • добавление кобальта обеспечивает получение синей, лазурной, бирюзовой гаммы;
  • цвета зеленого спектра получают добавлением меди;
  • для желтых оттенков используют железо;
  • для коричневых – марганец.

Добавляют в состав для глазури и кварц, хром, железистую глину, олово. Последний элемент обычно добавляют только в том случае, если глазурь предназначена для производства отделочных материалов (плитки). Применяют олово и при изготовлении глазури для посуды, но в этом случае важно строго соблюдать пропорции, чтобы не нанести вреда здоровью потребителю.

Ишкоровая глазурь под яркими лучами солнца не создает бликов – это одно из ее отличительных свойств. Она не только придает изделиям привлекательный вид, но и способствует увеличению их прочности.

Риштанская керамика производит удивительные звуки, характерные только для высококачественного фарфора, керамики. Люди всегда ценили ее красоту, живописность и использовали в качестве подарочных изделий, предметов интерьера. А кушать из такой посуды – настоящее блаженство. Горячее в ней долго остается горячим, а холодные напитки, пища не нагреваются. Узбекские повара, что чем чаще она используется, например, ляганы (блюда для плова), тем ярче становится ее раскраска.

Текст отсюда

 

Рубрики:  Ремёсла мира/народные промыслы
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 65 пользователям