Я плохая – ты хороший... Художник Жанна Мари (Jeanne Marie) Я плохая – ты хороший...
Художник Игорь Ропяник - (0)РОДНЫЕ ПЕНАТЫ ............ Игорь Ропяник ...
Художник Юрий Пантюхин - (0)Художник Юрий Пантюхин . Художник родился в городе Киров в 1938 году. Юрий Пантюхин о...
ЧЁРНАЯ ПАННА НЯСВІЖА (Барбара Радзівіл) "СМЕРТЬ И ЛЮБОВЬ" - (0)ЧОРНАЯ ПАННА НЯСВІЖА (Барбара Радзівіл) "СМЕРТЬ И ЛЮБОВЬ" Барбара Радзивилл стала смыслом...
Франтишка Урсула Радзивилл - (0)ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖЕНЩИНЫ БЕЛАРУСИ (Франтишка Урсула Радзивилл) Франтишка Урсула Радзивилл (...
Музей-мастерская Н.Н. Пушкаря. Филиал Мозырского объединённого краеведческого музея в Полесье |
Не будучи коренным белорусом, Николай Никитович, стал одним из выдающихся людей нашей страны и награждён целым рядом званий и национальных наград - Заслуженный деятель искусств БССР, член Белорусского союза художников, участник более трехсот областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.
Судьба этого человека удивительна. Родился Николай Никитович 8 мая 1919 года в Белгородской области. Оставшись сиротой в совсем юном возрасте, он становится беспризорником и попадает в знаменитую трудовую колонию Антона Макаренко, и это становится первым этапом становления его творческого пути. Антон Семёнович обнаруживает у маленького Коли талант к рисованию и предлагает ему нарисовать портрет Максима Горького. Когда знаменитый писатель приезжает навестить колонию, портрет преподносят ему в качестве подарка от учеников. Поражённый мастерством, с которым исполнен его портрет, Горький просит познакомить его с художником. Николая приводят к писателю, и тот предлагает ему помощь в поступлении в знаменитое Харьковское художественное училище. Николай с радостью соглашается и вскоре с рекомендательным письмом от самого Максима Горького в кармане уезжает в Харьков.
После окончания училища в 1937 году Николай Никитович несколько лет до самой войны работает в школе учителем рисования, а затем его призывают на службу в армию, где он служит в танковых войсках. В первые месяцы Великой Отечественной войны он был ранен, контужен и попал в плен. До окончания войны находился в трудовых концлагерях на территории Германии. После освобождения будущий художник возвращается на родину, где его ждал новый удар судьбы - арест по статье «Измена Родине» и осуждение на 15 лет заключения уже в советских концентрационных лагерях. «В жестокую сталинскую эпоху под репрессии попадали и люди, пережившие немецкий плен, – рассказывает (младший научный сотрудник) Екатерина Медведева. – Считалось, что советские пленные должны были предпочесть смерть принудительному труду на благо врага. Почти 70 % фашистских пленных, подавляющую часть которых составляли женщины и дети-подростки, после возвращения в советский союз были подвергнуты обструкции общества и репрессированы. Не избежал этой судьбы и Николай Никитович».
После смерти Сталина в 1954 году Николай Пушкарь был освобождён и 6 июня 1962 года реабилитирован коллегией Верховного суда СССР, как невиновный в предъявленных ему обвинениях. Художник переезжает в Калининград и здесь происходит судьбоносный перелом в его творчестве. Заглянув как-то раз в мастерскую местного художника-керамиста, он был потрясён зрелищем того, как бесформенный комок обыкновенной глины в чутких руках мастера способен приобрести самые причудливые формы. Николай Никитович берёт кусок глины домой и работает с ней всю ночь напролёт. Утром он приносит в мастерскую своего будущего коллеги получившуюся у него фигурку рыбака. Керамисту очень понравилась его работа, её обожгли в печи, а спустя некоторое время фигурка попадает на тематическую выставку в Польше.
В Калининграде Николай Никитович обретает и личное счастье. Вместе со своей женой, Анной Михайловной, уроженкой белорусского Полесья, он часто приезжает в город Мозырь, и очарованный сказочной, полной жизни красотой этого старинного города, в 1966 году переезжает сюда на постоянное место жительства. Здесь он работает художником-оформителем на заводе мелиоративных машин, а вечерами во дворе собственного дома творит из глины новые образы, нащупывая свой собственный художественный стиль. Постепенно его работы приобретают известность, у его творчества появляются поклонники и последователи, со временем Николай Никитович становится членом союза художников и городские власти выделяют ему место для творческой мастерской. Этот старый заброшенный дом, который художник вместе со своим учеником и родственниками отремонтировал своими руками, и стал впоследствии музеем, названным его именем.
В поисках исконно полесского фольклора Николай Пушкарь много ездил по окрестным деревням, но основным источником вдохновения для него стал местный рынок, где он высматривал колоритные полесские образы и воплощал их в глине. Любимейшим героем раннего периода его творчества становится 90-летний старик-гончар, который, несмотря на преклонный возраст, бойко пританцовывая и пересыпая свою речь прибаутками, предлагал местным жительницам свой товар. Его образ, по личному мнению самого художника, максимально точно воплощает характерные черты, присущие коренным жителям (полещукам), такие как искромётное чувство юмора, умение наслаждаться жизнью, несмотря на ее тяготы, и природный артистизм.
«Эти черты настолько перекликаются с характером самого Николая Никитовича, - говорит младший научный сотрудник музея, Екатерина Медведева, - что совершенно неудивительно, что ему удалось так точно воплотить их в создаваемых скульптурах. Он до конца жизни сохранил бурлящую энергию и фантазийный взгляд на мир, характерные для жителей нашего края. Он часто говорил, что «Самая яркая черта мудрости – постоянная веселость» и никогда не изменял этому правилу».
Произведения Николая Пушкаря настолько полны жизни и энергии, что иногда казалось, что вот сейчас глиняная гармошка заиграет залихватскую мелодию и забавные терракотовые статуэтки, пустятся в пляс или запоют. «Дедуля Мозырь и красавица Припять», «Дедовский метод воспитания», «Стрижка под горшок», « Бриллиантовая свадьба», «Сваты», «Ярило», «Домашняя баталия», «Полесская красавица», «Зазывание весны» - названия и образы скульптур и панно, мгновенно рождают ощущение, что все они являются героями чудесных и забавных историй, которые в детстве рассказывали наши бабушки, укладывая нас спать. Ученики и близкие Николая Никитовича вспоминают, что он мог любую ситуацию превратить в сказку. Ярким примером, они считают историю про кошку, которую художник приютил в своей мастерской. Кошка настолько привязалась к своему хозяину, что сопровождала его на работу, в прогулках по городу и неизменно присутствовала на его занятиях с детьми. Николай Пушкарь, представлял её детям как свою «учёную секретаршу» и уверял их, что она помогает ему в работе и будет заменять его на уроках, если он заболеет и не сможет прийти.
Несмотря на нелёгкую, полную трагических событий жизнь, Николай Пушкарь, сумел не только не озлобиться на судьбу, но и сохранить детскую доверчивость, лукавство и умение радоваться каждому дню. Работы Николая Пушкаря - это удивительный мир народных образов с живыми чертами и добрым юмором, которые переносят нас в сердце исконного полесского быта.
Именно это делает его работы уникальными. К большому сожалению, в истерзанной бесконечными войнами Беларуси, сохранились только небольшие фрагменты исконно белорусского фольклора. Волшебные сказания, обрядовые песни, легенды и предания, передающиеся из поколения в поколение устами стариков и составляющие духовную и культурную историю белорусского народа, были массово утеряны, в бесконечных военных баталиях, проходивших на территории нашей страны. Яркий национальный колорит произведений Николая Пушкаря превращает маленькие керамические фигурки в истинные произведения искусства, в которых сохранена красота души белорусского народа, его мудрость, душевность, чуткость, талант и трудолюбие. «Задача каждого творца, - говорил Николай Пушкарь,– выделить что-то интересное из нашей жизни, чтобы показать это людям. Жизнь наша складывается из множества мелочей – смешных и трагических. Часто мы не замечаем этого. Когда писатель пишет небольшой рассказ, то он, как через увеличительное стекло, исследует какой-то конкретный эпизод в наибольшем его проявлении. Вот так приблизительно делаю и я. Говорят, что смех продлевает жизнь. Безгранично был бы счастлив, чтобы в этом, хотя бы немножко, помогла моя глина…»
Сегодня творческие традиции, заложенные Николаем Никитовичем, продолжают жить и развиваться в продукции Мозырской фабрики художественных изделий. Они любимы и узнаваемы далеко за пределами нашей республики. При музее и сейчас работает творческая мастерская, в которой можно освоить искусство малых скульптур под руководством последователей творчества этого замечательного художника. Визит в музей-мастерскую Н.Н. Пушкаря – это отличная возможность прикоснуться к самому сердцу белорусского Полесья и почувствовать гордость и удовольствие от ощущения своей принадлежности к его удивительной и искромётной культуре.
Рубрики: | Беларусь Музеи мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |