Советские солдаты во время Великой Отечественной войны поражали не только тем, что были бесстрашны и самоотверженны, но и изобретательны. Вот пример.
Стояла зима 1944 года. Несколько партизан засели в засаде на дороге между Любанью и Уречьем. Они ждали взвод полицаев, но вместо взвода из-за поворота вышла рота. Вроде бы надо было уходить, но вместо этого партизаны по команде подняли к плечам свои карабины, на которых были закреплены толстые стволы. Это были ПРГШ – партизанские ружейные гранатометы Шавгулидзе. Выстрелы и рота врагов превращается в неорганизованную толпу в гуще которой рвутся гранаты.
Кто такой этот Шавгулидзе? Его звали Тенгиз и он служил лейтенантом в железнодорожных войсках. Осенью 1941 оказался в окружении, раненый угодил в плен. В июне 1942 смог бежать из плена и попал к партизанам, занимавшимся операциями в Минской области.
Зимой 42-43, когда у партизан было мало взрывчатки, он предложил пускать немецкие эшелоны под откос с помощью специального приспособления весом около 20 кг. Оно действовало по принципу одноразовой стрелки и крепилось к рельсам за несколько минут с помощью болтов. Паровоз наезжал на клин, колесо оказывалось на наклонной плоскости и проезжая по ней колеса оказывались не на внутренней, а на наружной стороне рельса, после чего эшелон отправлялся под откос.
В январе 43-го Тенгиз Шавгулидзе стал инструктором-подрывником в штабе партизанского соединения. Тут он придумал гранату, корпус которой был сделан из обрезка водопроводной трубы, запал – из бикфордова шнура, а также капсюля-детонатора. Причем такие самодельные гранаты по своей разрушительной силе были лучше штатных боеприпасов. Эти гранаты помогли в июне 43-го разгромить немецкие гарнизоны на нескольких станциях.
Ну а после гранат Тенгиз придумал гранатомет, который также изготавливался из подручных материалов. Небольшая мортирка, крепившаяся к винтовке или карабину, изготавливалась из гильзы 45-мм снаряда, а граната выбрасывалась благодаря выстрелу холостого патрона. Этого было достаточно, чтобы граната улетела на 300 метров.
После окончания войны Шавгулидзе приехал в Москву и занялся инженерной работой. Он был инженером, а потом начальником КБ приборов Московского метрополитена. На его счету 85 изобретений, сделанных уже в мирное время.
https://zen.yandex.ru/media/valerongrach/levsha-iz...riada-5a38ba594826779f2a1d9d8b