Камнерезные, но почти живые рябины. Старинная русская легенда рассказывает, что рябина п...
Геофизическая пещера в Крыму на Ай-Петри - (0)Геофизическая пещера в Крыму Геофизическая пещера в Крыму на Ай-Петри — редкий природно-...
«Качели» Жана-Онорэ Фрагонара - (0)«Качели» Жана-Онорэ Фрагонара ...
Художник Maria Szantho (1897-1998) - (0)Ах, эти женщины!...Венгерская художница Maria Szantho (1897-1998) Ах, эти женщины! Ох, эт...
Флорентийский скульптор Фердинандо Вичи/Ferdinando Vichi - (0)Флорентийский скульптор Фердинандо Вичи/Ferdinando Vichi Фердинандо Вич...
Невьянская икона |
В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Её творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.
Первые мастера - старец Григорий (Г. Коскин), инок Гурий (Г.А. Перетрутов), отец Паисий (П.Ф. Заверткин) - работали в скитах и окрестностях Невьянска. Покровительство горнозаводчиков позволило создать мастерские в городе. Навыки иконописания передавались из поколения в поколение. Расцвета школа достигла в конце XVIII - первой пол. XIX в., когда работали семьи Богатыревых, Чернобровиных, Анисимовых, несколько позднее - Филатовых, Романовых, Калашниковых и др.
Понятие "невьянская школа", употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рождённые в самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерские и в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.
Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примеры более органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем, сделанная "под старину" палехская, пусть и предназначенная для нововерческой церкви.
Невьянским иконам свойственны звучность и чистота цвета, письмо по золоту (в дорогих иконах), широкое использование техники "цвечения золота", одежды, прописанные золотым ассистом (см. P.S.), роспись их крупными цветами, бутонами, травным орнаментом, сложные складки одежд.
Особенно заметно новаторство невьянских мастеров в пейзаже, включавшем элементы реального изобр. ур. природы.
P.S. - Ассист - в иконописи лучи и блики, написанные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос и тому подобного. Символизирует присутствие божественного света.
https://otvet.mail.ru/question/23284546
https://obiskusstve.com/59682720644598062/nevyanskaya-ikona/
Серия сообщений "иконописные школы":
Часть 1 - Невьянская икона
Часть 2 - ПСКОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ
Часть 3 - Фрески и граффити церкви Спаса на Нередице - шедевра древнерусской архитектуры
...
Часть 6 - Андрей Рублёв. Первый русский художник и целая эпоха в русской истории
Часть 7 - Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют
Часть 8 - Ключевые образы Московской Руси
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |