ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖЕНЩИНЫ БЕЛАРУСИ (Франтишка Урсула Радзивилл) Франтишка Урсула Радзивилл (...
Почему эскимо? - (0)ПОЧЕМУ МОРОЖЕНОЕ "ЭСКИМО" ТАК НАЗЫВАЕТСЯ? Что такое эскимо, и что мы о нем знаем, не считая тог...
Резьба по раковинам Шанкха – атрибут Вишну - (0)Резьба по раковинам Шанкха – атрибут Вишну Один из самых древних видов декоративно-прикладного...
На прогулке с другом - (0)На прогулке с другом 1. . 3. 4. 5. 6. ...
Фотографии финалистов конкурса 2024 Comedy Wildlife Photography Awards - (0)Уморительные фотографии финалистов конкурса 2024 Comedy Wildlife Photography Awards Готовы зар...
Пиво в живописи |
«…Так пусть же до конца времен
Не высыхает дно
В бочонке, где клокочет Джон
Ячменное Зерно!»
Роберт Бёрнс «Джон ячменное зерно». Перевод С. Маршака
(«John Barleycorn» («Джон Ячменное Зерно») - английская народная песня, в которой показана полная страданий и приключений жизнь очеловеченного Ячменного Зерна, названного фигурально Джоном, на разных стадиях выращивания ячменя, жатвы его колосьев, переработки зерна, вплоть до окончания пивоварения).
Эта статуя Короля Гамбринуса стоит возле проезжей части башни Беккера в Санкт-Ингберте, Германия. Гамбринус - сказочный фламандский персонаж, которому приписывают изобретение способа варки пива в Западной Европе. Родиной его считается город Брюгге в Бельгии. Этот традиционный легендарный европейский культовый герой признаётся иконой пива, пивоварения, веселья, и жизнелюбия. Традиционные песни, стихи и рассказы описывают его то, как короля, то герцога или графа Фландрии и Брабанта. Его обычно изображают толстым, обрюзгшим, бородатым, держащего в руках кружку и иногда со стоящим рядом с ним бочонком пива. Имя Гамбринус с тех пор стали синонимом, традиционным наименованием пивных кабачков, баров, ресторанов и прочих заведений по всему христианскому миру, кроме мусульманских стран. И даже стало маркой чешского пива
С давних пор все заведения для продажи и распития пива продолжают приобретать наименование «Гамбринус». Например, с период с 1997 по 2009 открыто более 250 Гамбринус - пабов по всей Испании. Они есть в Японии и других странах, но мы больше знаем всё об Одесском кабачке-пивной от А.И. Куприна. А теперь на его стене есть подарок от чешских пивоваров в виде весёлого Швейка с кнедликом в руке и верхом на «жерле пушки» в виде бочонка с пивом. Ибо Швейк и пиво – понятия неразлучные.
Как показали «раскопки» в интернете в поисках живописи о любителях пива поодиночке и в компаниях собутыльников, которым напиться тоже можно и соответственно выглядеть, то таких картин оказалось не меньше, чем натюрмортов с изображением самого напитка. Натюрморты с другими напитками рисуют художники значительно реже, ибо им важнее показать, к чему приводит злоупотребление алкоголем своим результатом и образами пьяниц, хотя и пиво может вскружить голову, «запудрить мозги» и показать весёлую компанию во всей красе. Но антураж с пивом, включая набор типичных и привычных продуктов к нему, всегда понятнее и ближе простому народу, чем индивидуальное изысканное пьянство или вакханалии.
Там, где люди собираются вместе и пьют пиво, всегда царит веселье. Роберт Бернс утверждает:
Блажен король,
Но кружка с пивом -
Любого сделает
счастливым.
И это показывает на своей картине современный художник Раиб Рашидович Насибулин:
«Пивной король» («Веселое застолье»), 2006.
А другой тоже современный польский художник А. Козельский нарисовал шуточную картину, как иллюстрацию к известной песенки из фильма Леонида Гайдая "Не может быть" на слова Л.Дербенева, с музыкой А. Зацепина:
«В жизни давно я понял
Кроется гибель где,
В пиве никто не тонет,
Тонут всегда в воде.
Губит людей не пиво,
Губит людей вода…»
Как бы предупреждая любителей и поклонников этого вкусного, но коварного напитка об опасности передозировки, избыточного его употребления…
И как это показал А. И. Куприн в своём рассказе «Гамбринус», описав яркую и жизнеутверждающую картину жизни завсегдатаев подвального, без окон, со скользкими ступеньками в «преисподнюю», одесского притона, где царит пивной дух, переплетаются судьбы посетителей, и где постоянно звучит скрипка еврея Сашки. То трезвого, то пьяного, но всегда востребованного и безотказного… Со слов А.И. Куприна это был: - «кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек».
Понятно, что пива для состояния опьянения надо выпить значительно больше, нежели абсента, виски, водки и даже вина, о чём свидетельствуют размеры пивных кружек и количество пива, изображаемого обычно на натюрмортах, с типичными сопутствующими закусками в виде раков, солёной рыбки, сушёной, вяленой и свежей, других солений и закусок.
А коли пьёшь без предела и всегда, то пропив всё становишься бомжем и нищим.
Так и случилось с пьянчужкой Джеком, запечатлённым в отличном скульптурном памятнике в Ванкувере (Statue of Gassy Jack, Gastown, Vancouver, British Columbia, Canada), на котором Джек стоит на пивной бочке в ветхой одежде и помятой шляпе...
Статуя "Гасси" Джек, Гастауна.
К этой скульптуре наш автор и поэт Адольф Берлин предложил двустишие, соответствующее облику прототипа, котороое я и пернёс из комментария автора в текст и заодно скопировал памятник:
Как мудро говорят в простом народе:
хильнул с утра – и целый день свободен.***
Размеру пивных кружек посвятил свою зарисовку художник Вильгельм Леман-Леонхард (1877-1954) картиной «Антикварные пивные кружки».
Рассматривающий кружку посетитель, как-будто по привычке оценивает её ёмкость, а хозяйка с кувшином, подбоченившись, ждёт заказа, не сомневаясь, что порция будет достаточной.
«Посетители в фермерской гостиной», Карл Остер Сетцер (1850-1914). (Carl Oster Setzer, «Die Besucherin in der Bauernstube». Этот австрийский художник также показал сцену в гостинице. Обнадёживающая улыбка на лице молодой женщины и уговоры старшей под пиво, возможно, оправдают надежды и нетерпение мужчин понятны.
И ещё одна, третья картина, угощения клиентов гостиницы. Под картиной имеется текст с приветственным призывом: - «Не попить ли нам пивка из настоящих немецких антикварных кружек и полюбоваться живописью?». Я не понял, о какой живописи идёт речь, но полюбоваться красивым нарядом хозяйки или кельнерши вполне можно.
Герман Фольц. «Буфетччица приносит пиво в счастливый день».1872. (Hermann Volz (1814 - 1894) «Schankmagd bringt Bier an den Stammtisch»).
Эстонский художник на полотне демонстрирует новый фартук-платье официантки и прочие аксессуары. Возможно это и рекламный проект. Во всяком случае, жену одного из присутствующих этот наряд заинтересовал, пока мужчины разбирались с пивными кружками…
Перед тем, как вернуться к изображениям пивоварения и потребления пива в древности хочу гостеприимно предложить читателям отдохнуть и отведать виртуальный завтрак с ветчиной и пивом, изображённый на этом вкусном натюрморте.
«Натюрморт с селёдкой" «Fish Still Life» . Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в., ученика Флориса ван Дейка.
В своих излюбленных натюрмортах голландский художник Питер Клас обращался преимущественно к популярному в Голландии сюжету аппетитных и вкусных "завтраков" в виде накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, составленных в кажущемся беспорядке. Однако каждый из предметов расположен так, что можно заметить его мельчайшие детали. Чаще всего на столе стоял бокал с вином, но мне удалось найти прекрасный рисунок со скромным завтраком под пиво.
На натюрморте показан высокий толстостенный рифленый с симметричным рисунком по его окружности стакан, наполненный из бочки свежим прохладным пивом с ещё не осевшей пеной по его краям, рядом с блюдом свеженарезанной селёдки и булочкой.
А теперь, «перекусив», вернёмся к хронологии изображений пивоварения и постараемся более или менее точно следовать ей…
Пиво в Древнем Египте варили уже в 2800 году до н.э. Настенная живопись 2600-2190 гг. показывает процесс приготовления пива. Древние египтяне знали немало сортов пива: ячменное, темное, светлое, мягкое, ароматное, пшеничное. "Пиво - это жидкий хлеб" считали жители Египта. По некоторому оригинальному мнению, выращивание зерновых культур начиналось не ради хлеба, а ради пива. Надо отметить, что выпечка хлеба и пивоварение в Египте были из одной ремесленной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодового хлеба, поджаренного или подсушенного. Пиво в Египте было напитком бедняков и средних слоев. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. Пили пиво и дети, потому что вода в Ниле была полна бактерий, а в процессе брожения они погибали.
Клинопись. Изготовление пива.
Первооткрывателем благословенного напитка считался добрый бог возрождения Осирис. Пиво в Древнем Египте называлось пелузийским напитком, по имени города Пелузий в устье Нила. Именно в этом городе варилось лучшее пиво. Во время раскопок в Тель-эль-Амарне были обнаружены остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, построенному царицей Нефертити, наливающей на представленной клинописи пиво через нечто, похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Согласно легенде сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка.
Со времени Рамзеса II Великого пиво становится любимым напитком в Египте и Средиземноморье. В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Тем не менее, на чрезмерное употребление пива смотрели неодобрительно. На одной из каменных плит было высечено наставление: "Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв." Еще одна древняя пословица тех времен: "Пива напился - к месту прирос". Так что увлечение спиртным тоже не признак сегодняшнего дня. Им были подвержены и наши предки.
Египетский деревянная модель производства пива в древнем Египте, расположенный в музее розенкрейцеров Египта в Сан-Хосе, штат Калифорния. Туда вход разрешен только основателям музея — людям из ордена розенкрейцеров (древнее тайное общество типа масонов).
Пиво как популярный напиток из солода и хмеля появилось в XIII-XIV-м веках. До зарождения городов пиво варили в каждом доме сами хозяева, но со временем возникли сословия мастеров пивоваров, специализирующихся на изготовлении пива разных сортов. В Германии особую известность получили сорт пива под названием «бок» (перевод с немецкого - козёл ). Знаменитый английский «портер» появился в 1770 г. Пивоварение но Руси имеет давние традиции. Упоминания о «переваре» — достаточно крепком напитке, который готовили наши предки из пива и меда, встречаются уже в древних летописях.
Пиво, так способствующее росту живота у мужчин, является самым потребляемым алкогольным напитком в мире, а также третьим по популярности, в след за водой и чаем.
«Хоть глотку пьяную закрыл отвисший зоб, не возьмешь ли с собой ты бочку пива в гроб? И так же счастлив мнишь в будущем быть веке, как здесь у многих ты в приязни и опеке?» - ругался Василий Тредиаковский, испытывая зависть к Ломоносову…
«О, ты, столетняя крапива,
Нам расскажи про прежний пир,
Про вкус студенческого пива,
Про лязг студенческих рапир.
Писал Игорь Северянин, вспоминая переименование Дерпта, сохранившего лифляндский дух и по истечении ста лет со склонностью студентов, изрядно хлебнувших пива, выяснять отношения на дуэлях.
Как уменьшить "морду" предлагала Фаина Раневская: - «Я зaмeтилa, что eсли нe кушaть xлeб, сaxaр, жирноe мясо, нe пить пиво с рыбкой, - мордa стaновится мeньшe, но грустнee».
Пивовар на гравюре из книги Йоста Аманна Ständebuch (1568 г.)
Йост Амман (1539-1591) - швейцарско-немецкий художник, который известен ксилографиями для книг и созданием оригинальных и красочных игральных карточных колод с многочисленными и разнообразными рисунками с большой долей юмора. На представленной гравюре – работа бочкарей, готовящих тару для пива. Обращают на себя внимание чистота и порядок, но и не лёгкий ручной труд.
А. Цорн, «Фабрика пива» 1890 г.
В России другого уровня культуры производства по расфасовке тары…Обстановка. одежда работниц, тара, посуда для разливая весьма подозрительны в отношении антисанитарии. А об эстетики вообще лучше промолчать. Хочется надеяться, что хоть на качестве пива это не отражалось
***
Настала пора обратить внимание на ежегодно проводимый в Октябре праздник в городе Мюнхен - Октоберфест. Это, по сути, фольклорный фестиваль или самое большое народное гулянье в мире, посвящённый пиву.
Обращаюсь я к этому празднику ещё и потому что самые ранние живописные картины о пиве, его питие и пивоварении посвящены именно Октоберфесту.
В антикварной живописи ХХ века имеются любопытные полотна об этом фестивале.
Alexander Thielе. Девушки пьют пиво во время Октоберфеста в Мюнхене Германия.
На картине, написанной в духе постимпрессионизма, размыты изображённые детали, поэтому можно иметь лишь схематическое представление о событии из названия полотна. Похоже на хор или питие пива, разносимого официантками к расставленным среди деревьев на опушке леса или просеке, столикам, за которыми сидят гости фестиваля…
Кстати, аналогичная картина, выполненная в манере импрессионизма, хоть и не относится к Октоберфесту, но будет, мне кажется, здесь к месту, так как относится к распиванию пива на природе, как к отдыху или какому-нибудь празднеству. Помимо взрослых потребителей пива в чёрных костюмах видно много детей и женщин в светлом, свидетельство – семейных мероприятия.
Непринуждённая обстановка встречи людей в лесной пивной. Возможно это знакомая компания с семьями. Пивная посуда не прорисована, как и лица и фигуры собравшихся провести приятную встречу и попить пиво среди природы. Так что предположения и впечатления как всегда от художников- импрессионистов.
Любители пива ... Художник Zimmer Вильгельм Карл Август (1853-1937).
На картине любители пива решили совместить своё музицирование на импровизированной эстраде перед столиками с кружками пива, а зрители также получают тройное удовольствие от музыки, пива и окружающей природы.
С 2005 года существует и Музей пива и Октоберфеста (Bier- und Oktoberfestmuseum) на Штернеккерштрассе в Мюнхене размещающийся в старинном особняке XIV века.
Несколько фривольный экспонат музея:
По-видимому, это подарок от самого Гамбринуса, весёлого и задорного на картине. Стоит только милой девице повернуть ключик в нужном месте – и полная кружка пива у вас на столе… Такой же подарок, якобы, можно получить и от Маннекен Пис в Брюсселе в те дни, когда он «мочится» пивом…
Но вернёмся к художнику Эдуарду фон Грютцнеру с его чревоугодникам и «пивохлёбами».
Эдуард фон Грютцнер (Eduard Theodor Ritter von Grützner).
Это автопортрет художника в роли Фальстафа, которого он часто изображал, совмещая свою фантазию с образом толстого, добродушного, трусливого пьяницы, проводящий время в компании гуляк и любителей пива.
Автор многочисленных жанровых изображений жизни монахов. В 1870 году он открыл собственную студию в дачном домике в Мюнхене, где начал получать большое количество заказов. В 1880 году Эдуард Грютцнер был награждён рыцарским крестом первого класса Ордена Заслуг святого Михаила. В 1886 году принц-регент Баварии Леопольд Баварский удостоил художника звания профессора.
Эдуард фон Грютцнер (Eduard Theodor Ritter von Grützner). Пивовар.
Этот человек, судя по выражению его лица, истинный приверженец пива и любитель им полакомиться, даже заедая куском ржаного хлеба, отрезанного от лежащей на столе буханки рядом с солонкой и конфетой. Какое умиротворение и наслаждений на лице монаха изобразил художник. Посмотришь на эту улыбку, и самому прихлебнуть из кружки свежего пива захочется…
Э. Грюцнер. «Монах с кружкой пива».
А этот монах с непомерно раздутым животом от многолетнего потребления пива и не собирается ограничивать себя. Даже в размерах кружки, которую он бережно и нежно держит двумя руками, с благоговением глядя на тёмное вкусное пиво в ней… Его одутловатое лицо и мешки под сощуренными от удовольствия глазами - свидетели его пристрастия к пиву.
Э. Грюцнер, 1885. «Три монаха во время еды»
The Ale-House Door, 1790 г. Генри Синглтон - британский художник (1766-1839).
На картине Эль-Дом дверей в гостинице или в пабе. Крестьянин предпочитает или имеет возможность получить пинту пива у дверей паба. Он восхищён красивой хозяйкой в прекрасном наряде…
François Jaques: Peasants Enjoying Beer at Pub in Fribourg (Switz.) – (1923)
Франсуа Джейкс: «Крестьяне наслаждаются пивом в пабе в Фрибурге».
1 марта 1989: Продажа пива в Исландии легализовалась после 75-летнего запрета на его продажу.
А это наш русский паб:
Посиделки "В пивной".
На картине В.В. Маковского завсегдатай с газетой угощает случайно зашедшего или приглашённого для деловой встречи знакомого или сослуживца. Перед ним начатый стакан пива.
Ну как пройти мимо дореволюционной рекламы пива художника Э.И. Маркуса в русской пивной САНКТ-ПЕТЕРБУРГА! На картине есть всё для приглашения и возбуждения аппетита толстопузого джентльмена с лихо закрученными под Мопассана усами, с широкой довольной "мордой", блестящими глазками, жирными короткими пальцами, с не объёмным животом, в лихо сдвинутой шляпе, с бабочкой на шее, с тростью между ногами, в окружении аппетитной, тоже не истощённой девицы, запечённой индейки и свиными сосисками... Да ещё и личная кружка, возможно с его инициалами, как завсегдатая.
Eduard Kont.
Застольная беседа с заснувшей под хмельком собачкой. Лица хитрые, лукавые мужики явно навеселе. Пивные кружки и красные раки в блюде свидетели того, что беседа ещё продолжиться…
Эдуард Конт «Кружка пива в бане» - истинный кайф!
Эдуард Мане, "Две девушки, пьющие пиво". 1878 г.
Пока подруга пьёт, вторая вспоминает… Мане любил рисовать выпивающих и различные кафе или пивные рестораны.
Эдуард Мане. «За кружкой пива».1873
Ольга Васина. «Мужской разговор».
Скуден стол - пиво, вобла, лук, лимон и душа нараспашку...
Виктор Савин. «Натюрморт с пивом и раками» на рыбацкой лодке. Бочонок солидный. Хватило бы раков…
Самарская Елена «Ода пиву». Действительно, щедро представлено…
Горланов Михаил. - Это русское диво: вобла, раки и пиво!
«Пивной натюрморт с котом», Г. Литвиненко
Кончаловский Пётр, "Пиво и вобла», 1946
«Кружка пива», художник Вячеслав Шумилов
«Ода пиву» Тимура Шаова:
Колосится золотая нива,
Закрома набиты ячменем -
Родина меня напоит пивом,
Пенным материнским молоком.
Мысль изреченная банальна,
Но однако ж эта мысль важна (изрекаю):
Пить шмурдяк, дружище, аморально,
Пи-во пить почетно, старина!
Пусть тяжело, и жены смотрят криво,
Пусть снег, и дождь, и перманентный град -
Но мы с тобой пойдем, браток, на пиво!
На пиво, брат, на пиво, брат! вперед, на пиво, брат!
Мерзко все, безнравственно и лживо,
Декаданс, бордель, бардак, бедлам,
Из святынь осталось только пиво,
Кружка, как лампада, светит нам.
Пиво - это жидкое искусство!
Пенное барокко, рококо!..
Праздник вкуса, обонянья буйство –
Впрямь концерт для пива с балыком!
Нас не понять тинейджерам сопливым,
Их поколенье выбирает лимонад -
Но мы с тобой пойдем, браток, на пиво!
На пиво, брат, на пиво, брат! вперед, на пиво, брат!
Ехал как-то грека через реку,
Вынул рака да и с пивом съел...
Пиво остается с человеком,
Будь он грек, черкес или мингрел!
Подкаблучники пускай впадают в ересь,
Дескать, пенистое зелье вас убьет, -
Пенистое - не от слова пенис,
А от слова пена, дурачье!
Как осетры на нерест рвутся молчаливо,
Как журавли к зиме на юг летят -
Так нас с тобой инстинкт ведет на пиво!
На пиво, брат, на пиво, брат! вперед, на пиво, брат!
***
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |