История жизни и любви Анн и Серж Голон - авторов романов об Анжелике- маркизе ангелов ...
Бенджамин Мэтью Виктор (1979 г)..."Вирсавия" - (0)Бенджамин Мэтью Виктор (1979 г)..."Вирсавия".. ...
Художник Джорджина Спасевска (Gjorgina Spasevska) - (0)Я запомню тебя... Художник Джорджина Спасевска (Gjorgina Spasevska) Я запомню тебя чере...
МКАД – как менялась главная магистраль Москвы - (0)МКАД – как менялась главная магистраль Москвы *** 13-й километр МКАД, собирается пробка...
Смешные театральные курьёзы - (0)САМЫЕ СМЕШНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУРЬЁЗЫ Байка времен ефремовского "Современника". Алла Покровск...
Поездка в костёл Тела Господня и Святого Юрия в Кремянице. |
Вчера целью нашей поездки стал костёл Святого Юрия. Долго готовились... И вроде недалеко, а вот как-то всё не было дороги. Деревня Кремяница находится в Зельвенском районе Гродненской области. От нас в 30 километрах. Позавчера было решено: едем. Потом покажу вам белорусскую дорогу без асфальта и деревни, мимо которых пришлось проехать.
Вот там, вдалеке, цель нашей поездки - костёл Святого Юрия.
Как в любом селении Беларуси, недалеко от церкви (костёла) находится памятник воинам, павшим в Великой Отечественной войне, и Кремяница в этом ничем не отличается. А позади видна колокольня костёла.
Деревня расположилась на берегу небольшой речки Самаровки. Раньше эта речка называлась Кремяницей, потому что на дне есть много залежей кремния. Впрочем, кремния вокруг очень много, отсюда и пошло название деревни. Длина Самаровки – всего 14 км, и протекает она только в Зельвенском районе. Затем эта речушка впадает в Зельвянку, потом в Неман, и аж до Балтийского моря ...
Кремяница известна еще со второй половины XV века, и самым первым бесспорным владельцем этой деревни считается некто Рачка. У него был сын, которого звали Юндил. А у Юндила родился сын Николай, который был достаточно известным человеком в Великом княжестве Литовском. И в 1498 году Николай Юндилович у Александра Ягелончика подписал подтверждение, что он владеет имением Кремяница, которое принадлежало его отцу и деду. Умер Николай в 1527 году, а это имение еще долго принадлежало его наследникам.
Однажды красивая девушка Альжбета из этого рода вышла замуж за Николая Вольского, и с того момента все земли Кремяницы становятся собственностью шляхтичей Вольских. После их смерти имение перешло во владение их близкого родственника - еще одного Николая Вольского.
Благодаря набожным владельцам, в деревню Кремяницу были приглашены из Кракова монахи ордена латеранских каноников. Так назывались монахи католического ордена святого Августина, который появился в середине ХІ века при базилике Святого Яна в Риме. Они прибыли в Краков в 1399 году из Чехии по приглашению Ягайло, который выполнял пожелание королевы Ядвиги. Но на территории Беларуси каноники латеранские впервые появились именно в Кремянице в 1617 году.
Поднимаемся к костёлу по старинной, четырёхсотлетней дороге.
Слева - колокольня.
Вот такая дорожка. Всё прокляла из-за того, что поехала в ботинках на каблуках.
Парадные врата
Во внутреннем дворике - многочисленные захоронения. Обычно у костёлов находятся могилы ксёндзов и именитых людей.
Служба закончилась. Местные бабульки, выходя, с любопытством и бесцеремонностью нас разглядывали... Понятное дело - сразу видно пришлых.
Молодой, лет тридцати, ксёндз вышел, улыбнулся и молча удалился. Следом шла очень приятная улыбчивая монахиня. Увидав нас, она отложила замок в сторону и спросила: - Вы хотите посмотреть костёл?
Конечно я приложила всё своё обаяние, чтобы нас впустили, но она, видать, давно насмотрелась на туристов, - сама пошла включила свет и принялась рассказывать и показывать. Закончилось тем, мы с ней практически подружились.
Слава воспользовался редкой возможностью оказаться в пустом храме.
Николай Вольский в 1617 году построил для латеранских каноников костел, который и сохранился до наших дней. Он был освящен в честь Святого Юрия. Здесь были похоронены основатели – Николай Вольский и его жена Барбара. Благодаря тому, что костел не разрушался и не перестраивался, здесь сохранилось их надгробие в первоначальном виде. Барбара изображена в монашеском одеянии, а Николай – в рыцарских доспехах. То, что Вольский показан здесь в доспехах рыцаря, не случайно. Появление таких памятников, как считают искусствоведы, связано с тем патриотическим подъемом, который переживала Речь Посполитая на протяжении XVII века. На этот век пришлось только 32 мирных года. Это содействовало созданию культа воина, доблести и патриотизма. Композиция надгробия украшена колоннами, гербом, растительными узорами, поэтому искусствоведы считают, что автором композиции мог быть местный скульптор. Этот художественный прием считается оригинальным и не встречается больше ни в одном храме Беларуси.
Вот оно, смотрите:
Витражи, конечно, прошлого века, но очень красивы.
Вот он, святой Юрий, покровитель всех воинов. Все иконы оригинальные и собранные по окрестным деревушкам и костёлам.
А это действующий орган! Самый настоящий!
Сестра Марина.
Когда я спросила как её звать, она, улыбаясь, ответила: - сестра Марина. Я очень удивилась, а она сказала: - Я вас навсегда запомню. Обручальное колечко было надето у неё на правую руку. Слава потом объяснил, что скорее всего у неё было неудачное замужество, поэтому она и ушла в монашки. От всего сердца надеюсь, что она счастлива.
Здесь, в простом деревенском костёле, меня поразило обилие резьбы по мрамору. Всё-таки соглашусь с искусствоведами - здесь явно работали талантливые местные скульпторы.
А какое цветовое сочетание мрамора!
Исповедальня.
Наш осмотр заканчивается. Вот уже и свет потушен.
Это - при входе (выходе)
Ещё прошли по дворику костёла.
Слава держит альбом с фотографиями, который мы купили у сестры Марины.
Здесь живёт ксёндз
Это уже из машины. Едем домой.
Вместе с костелом был построен и монастырь, и этому монастырю Николай Вольский подарил две соседние деревни, а также земли вокруг костела и монастыря. Еще Николай Вольский поддерживал монастырь очень интересным образом. Он приказал, чтобы каждый человек с земли кремяницкой, который не приходил в костел на какой-нибудь праздник или в воскресенье, должен был монаху отдать одного вола. И эту традицию продолжал позже единственный сын Николая – Казимир Вольский. Он построил при костеле госпиталь для бедных и большую библиотеку. В 1783 году в ней насчитывалось 1055 редких книг, здесь же находилось множество рукописей XVII века.
Монастырь просуществовал до 1832 года. Его закрыли сразу после шляхетского восстания 1831 года, а самые редкие книги были вывезены в Петербург.
Имение Кремяница принадлежало Вольским до 1641 года, и в этом году его купила Александра Веселовская, жена великого маршалка Криштофа Веселовского. Они построили в Гродно монастырь бригиток, и в 1643 году все имение Кремяница подарили монахиням.
В Кремянице так получилось, что монастырь и костел принадлежали каноникам латеранским, а сама земля являлась собственностью монахинь-бригиток. Сами они тут не жили и всем управляли из Гродно.
Бригитки были очень строгими управляющими и запрещали своим крестьянам продавать волов, коров, овец другим имениям, а также запрещали девушкам выходить замуж за женихов из других деревень. Земельные владения сестер-бригиток росли очень быстро и скоро достигли земель Сапегов.
Деревни Кремяница коснулись и события 1863 года. За поддержку восстания Константина Калиновского местный ксендз Иосиф был арестован и осужден на ссылку в глубь России. А вернулся на родину он только 1883 году, когда ему было более 70 лет.
Во время советско-польской войны в 1920 году земли Кремяницы были заняты Красной армией. Здесь была создана подпольная польская организация, которая была названа Белогвардейско-шпионско-польской, но просуществовала она недолго. Члены организации были арестованы: некоторых ждал расстрел, а остальных – ссылка в Сибирь.
Напротив костела находится старое католическое кладбище. Оно достаточно большое, и по сегодняшний день на нем хоронят покойных.
Это автобусная остановка:
Вот и закончился мой рассказ о поездке в деревню Кремяницу.
Рассказать мне помог сайт: http://www.ctv.by/novosti-grodno-i-grodnenskoy-oblasti/derevnya-kremyanica-grodnenskoy-oblasti-unikalnoe-nadgrobie
Рубрики: | Беларусь Храмы мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |