***
Появление у восточных славян сначала свободолюбивой Рагнеды, а затем великой полоцкой просветительницы Евфросиньи не только дало мощный толчок развитию книжности и просвещения, но также заложило фундаментальные основы для создания институтов защиты прав человека, политической дипломатии, культурно-образовательных центров, где шло формирование национального самосознания.
![001 (510x498, 242Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944869_001.jpg)
От раннефеодальной Полоцкой державы, прародины белорусов, нас отделяют восемь столетий. Именно из ХII века, “яко луна солнечная”, пронизывает исторические пласты свет имени, без которого немыслимо представить культурный и духовный расцвет восточных славян. Это — Евфросинья Полоцкая (светское имя Предслава, 1102(?)-23.V.1173, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича), одна из самых просвещенных женщин своего времени.
![000 (600x632, 324Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944867_000.jpg)
ИЗ ИСТОРИИ ЖИЗНИ:
20 мая 1122 года дом полоцкого князя Святослава Всеславича был охвачен тревогой: пропала старшая дочь князя, юная красавица Предслава. Не смыкала глаз княгиня София, мать Предславы, горько рыдала маленькая княжна Гордислава, ничто не могло ее утешить. Не находил себе места князь Святослав Всеволодович. Ему не давали покоя воспоминания о последних событиях, предшествовавших исчезновению княжны...
С малых лет Предслава отличалась столь же необыкновенной красотой, сколь и удивительной одаренностью. Уже в раннем возрасте она обнаружила такую любовь к чтению, способность к иностранным языкам, склонность к сочинению собственных текстов и страсть к искусству, что поражала не только своих родителей, но и весь многочисленный род Всеславичей. Слава о прекрасной княжне простиралась далеко за пределы Полоцкого княжества.
Когда Предславе исполнилось двенадцать лет, множество молодых князей поспешило предложить ей руку и сердце. Но юная красавица отказывала всем женихам. Поначалу родители не решались принуждать ее к супружеству, хотя ранний брачный возраст в те времена был обычным на Руси. По единодушному мнению князей-братьев Всеславичей, Предслава своей несравненной красотой и гордым, независимым нравом очень была похожа на их прабабку Рогнеду Рогволодовну. Не желая, чтобы ее праправнучка повторила печальную участь Рогнеды-Гориславы, они считали: лучше подождать, пока благоразумная Предслава сама не выберет себе жениха.
Все изменилось, когда Предслава после очередного сватовства откровенно призналась отцу, что тяготится мирской жизнью, пренебрегает всеми земными благами, отказывается от супружества с кем бы то ни было из смертных мужей, а желает посвятить себя великим трудам, удалившись в монастырь. Удивленный Святослав Всеславич возразил дочери, сказав ей, что монастырская келья - это участь вдовы, а не молодой, знатной и прекрасной княжны. Тогда же Святослав Всеславич объявил Предславе свое решение обручить ее с достойнейшим из князей, хотя бы и против ее воли. Предслава не стала возражать отцу, но на следующий день тайно ушла из дома.
Три дня родственники-Всеславичи, дружинники и бояре разыскивали полоцкую княжну. 23 мая перед родителями Предславы предстал гонец, объявив, что их дочь находится у своей тетки Романии, настоятельницы женского монастыря. Когда князь Святослав и княгиня София прибыли в монастырь, то увидели свою дочь, облаченную в иноческий наряд, и узнали обо всем происшедшем.
Едва отец стал настаивать на ее замужестве, Предслава тайком покинула княжеские хоромы и укрылась в монастыре, где игуменьей была ее родная тетка, княгиня Романия. Предслава умоляла постричь ее в монахини, однако Романия не соглашалась. Видя молодость и красоту племянницы, она несколько дней уговаривала ее изменить свое решение.И лишь убедившись в твердости и осмысленности решения племянницы, велела постричь Предславу. При крещении прекрасная княжна была наречена именем Евфросиния, что в переводе с греческого языка означает «благоразумная».
Горько заплакали родители прекрасной полоцкой княжны. А юная Евфросиния утешала их, советуя не плакать, а радоваться тому, что они имеют дочь свою, «обрученную с Христом, бессмертным Женихом Небесным». Не догадывались князь Святослав и княгиня София, что добродетели и благодеяния их дочери Евфросинии Полоцкой будут почитать при жизни, а после смерти она будет причислена к лику святых.
![002 (511x700, 356Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944871_002.jpg)
Уникальны форма и содержание «Жития преподобной Евфросинии, княжны полоцкой» - памятника древнерусской литературы. В «Житии Евфросинии Полоцкой» нет сообщений о чудесах, знамениях, пророчествах, исцелениях. Оно описывает события реальные, невыдуманные, повествует о непрестанной деятельности неутомимой княжны-монахини. Здесь переписанные книги и созданная библиотека, основанные монастыри и открытая школа, воздвигнутые соборы и несравненные произведения ювелирного искусства.
Намереваясь по примеру киевской княжны Янки Всеволодовны основать в Полоцке свой монастырь и открыть в нем школу для девочек, Предслава-Евфросиния задумала прежде составить для него библиотеку. Вскоре после пострижения юная монахиня упросила полоцкого епископа Илию поселиться в специально устроенной для нее при Софийском соборе келье-«голубце», где «и начат книги писати своими руками».
Затем перешла к основанию храмов, монастырей и при них — первых скрипториумов, откуда книги передавались в новые, ею же созданные школы, где право на обучение предоставлялось всем, без учета сословного положения и пола.
![004 (700x419, 423Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944873_004.jpg)
Эти прогрессивные начинания подкреплялись введением программы таких необычных для того времени предметов, как природоведение, риторика.
![003 (516x520, 243Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944872_003.jpg)
Одна из первых женщин-политиков, искусный дипломат и миротворец, Евфросинья умела быть не только милосердной к страждущим, но также прекращать междоусобные княжеские войны.
![005 (700x525, 510Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944874_005.jpg)
Нельзя не сказать еще об одной стороне культурной жизни Полоцка во времена правления княжны-настоятельницы Евфросинии. Н. Серегина в 1988 году отыскала в древних списках неизвестный ранее музыкальный текст - певческий цикл о Евфросинии Полоцкой. Серегиной удалось доказать, что он относится к последней трети ХII столетия и, наверное, был создан в последние годы правления или сразу после кончины преподобной княжны Евфросинии.
Евфросиния Полоцкая прожила долгий по тем временам век. В конце своей жизни она решила отправиться в дальнее путешествие, чтобы увидеть своими глазами святые места Византии и Палестины. Быть может, ее не покидало предчувствие, что именно там ей суждено окончить свою жизнь. Когда родственники и окружающие узнали о намерении своей Евфросинии, они со слезами на глазах стали умолять ее не оставлять их и отечества своего. Евфросиния утешала всех, говоря, что хочет помолиться о родной земле и о своих соотечественниках в тех святых местах. Оставив подробный устав и управление двумя монастырями своей родной сестре Гордиславе-Евдокии, Евфросиния в сопровождении своего двоюродного брата Давида и другой сестры Звениславы-Евпраксии направилась сначала в Константинополь, где была с великими почестями принята византийским императором и патриархом. Из Константинополя Евфросиния проследовала в Палестину. В Иерусалиме Евфросиния Полоцкая вознесла молитвы у Гроба Господня и обошла все святые места в окрестностях Иерусалима.
Во время паломничества в Иерусалим Евфросиния тяжело заболела. Она не смогла последовать на Иордан, не смогла вернуться и в родной Полоцк. 23 мая 1173 года Евфросиния Полоцкая скончалась и была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого неподалеку от Иерусалима.
Родственники Евфросинии, Давид и Евпраксия, возвратившись в родную страну, поведали горожанам Полоцка о кончине и месте погребения княжны-настоятельницы. Тогда же было решено ежегодно праздновать в Полоцке память преподобной Евфросинии, игумении полоцкой, в 23-й день месяца мая.
В 1187 году Иерусалим был захвачен султаном Салах-ад-дином, который за выкуп отпустил православных русских монахов Феодосийского монастыря вместе с мощами преподобной Евфросинии, княжны полоцкой. В том же году они были перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Правивший в то время в Полоцке племянник Евфросинии добился провозглашения своей покойной тетки святой и установления повсеместного празднования дня преподобной Евфросинии Полоцкой...
В 1910 году по просьбе жителей Полоцка останки княжны Евфросинии, причисленной к лику святых, были перенесены в Спасский собор, где находятся и поныне.
![007 (435x700, 483Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944877_007.jpg)
Она стала символом морального обновления восточнославянского средневековья.
![006 (525x700, 450Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944876_006.jpg)
А здесь несколько фотографий из нашего спектакля
"КРЫЖ ВЕРЫ, альбо КОЛА ВЕЧНАСЦІ"
![000Р° (466x700, 178Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944868_000R.jpg)
Предслава...
![008 (700x466, 206Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944879_008.jpg)
Моление о Беларуси...
![009 (700x525, 244Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/944/129944880_009.JPG)
Поклон...
***
Подготовил Славка_Ядин
(продолжение следует)
|