-Цитатник

Мир детства в акварелях и рисунках Екатерины Бабок - (0)

Мир детства в акварелях и рисунках Екатерины Бабок Екатерина Бабок - белорусский художник-иллю...

Художник Ренате Дартуа (Renate Dartois) - (0)

Я ничего у жизни не просила! Художник Ренате Дартуа (Renate Dartois) Я ничего у жизни н...

Интересно - (0)

Искусство ...

Художник Yoon Young Jun - (0)

Портрет...Корейский художник Yoon Young Jun Я тебя нарисую  В оттенках зари, &nb...

Филигрань - (0)

Невероятная красота ФИЛИГРАНИ во все времена Считается, что техника филиграни пришла в централ...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
16:33 17.10.2016
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_Ушакова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

умею слушать

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Camelot_Club Romantic_Country

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2011
Записей: 25836
Комментариев: 202390
Написано: 378538


Тайна Тагильского подноса

Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 06:38 + в цитатник

В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая. Первые подносы начали изготавливать в 1-ой половине XVIII в. на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых. Из листового железа (в основном бракованного) производили посуду, в том числе и подносы, украшенные росписью и покрытые лаком. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский, и приближался к китайскому. Ранние Нижнетагильские подносы были массивны и имели прямоугольную форму.2 (700x466, 53Kb)

Свое умение старик передал сыновьям Вавиле и Федору. Они так же, как и отец, получили право от Демидова иметь собственные мастерские расписных железных изделий. В 1784 году братья Худояровы писали «ярких бабочек и птиц» на железных лакированных пластинах для дома Демидовых в Москве. За эту работу они были награждены кушаками, шапками и сукном на кафтаны, а их отец (ему уже было за шестьдесят) освобожден от заводских работ. Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова — Павел, Исаак и Степан, талантливые живописцы. Павлу принадлежит картина «Листобойный цех», редкое по тем временам изображение труда рабочих; Степан же стал профессиональным художником, учеником Брюллова; Исаак ввел в подносное дело особую яркую живописную манеру росписи — он был еще и садоводом. Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, знавший художника-садовода, писал: «Исаак Худояров, работы которого и сейчас можно встретить в старинных богатых домах, расписывал сундуки, железные шкатулки, подносы и даже писал целые картины на железных листах. Очень недурно у него выходили живые цветы и особенно женщины в старинных костюмах двадцатых-тридцатых годов».

Большие подносы заменяли скатерти и расписывались букетиками и веточками, разбросанными по красному, синему, зеленому и реже черному фону. Иногда поле подноса делилось на цветовые сегменты с особой росписью в каждом из них. Были и треугольные подносы для угловых столиков, и закусочные, и детские. Тагильские подносы, называемые также уральскими или сибирскими, увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в центральные губернии России, Среднюю Азию и Персию...

Так роспись подносов мало-помалу стала массовым производством, и это привело к развитию предпринимательства. Уже во второй половине XIX века стали делать уральские подносы из тонкого, «жидкого» железа, вводить трафареты, живопись заменять налепными гравюрами. Сократилось количество мастеров-«писак», и закрылась живописная школа. Потомки основателей династии Демидовых стали преимущественно жить в Италии и потеряли интерес к своим уральским художествам.

В то время когда в Нижнем Тагиле промысел постепенно стал хиреть, в Жостове под Москвой вместо подносов из «битой бумаги», как тогда называли папье-маше, также начали изготовлять подносы из металлического листа. Но дело это здесь отличалось от тагильского и росписью, и способом лаковой обработки. Для московских мастеров уральский принцип лакового дела так и остался «за семью печатями». Может, поэтому на рубеже нашего века как-то незаметно забылся и секрет знаменитого худояровского лака.

Когда в 20—30-х годах попытались восстановить уже исчезающий уральский промысел, расписчиц для обучения начали посылать в Жостово, где они переняли многослойную, технику живописи. Так и перешел опыт выделки металлических подносов с Урала в Жостово, а жостовская роспись — в Нижний Тагил.

А как же традиции уральской живописи? Как же тайна худояровского лака? Неужели им суждено бесследно исчезнуть?

Специалисты экспериментируют, ищут, но такой твердости и прочности, как у Худояровых, добиться пока не удается. Слышала я от стариков, что Худояровы покрывали подносы лаком в водяной бане. Может быть, в этом и состоял их секрет? Помните сказ Павла Бажова «Хрустальный лак»? За большие деньги пытались немецкие купцы выведать рецепт изготовления тагильского лака. Да одурачил их тагильский мастер — с помощью бани, кстати...

Крепко берегли уральские мастера тайну «хрустального» лака. Так крепко, что канула она в века. Но верю, не бесследно.

http://www.vokrugsveta.ru

3 (700x466, 80Kb)
245 (500x366, 21Kb)
50078381_228 (680x537, 85Kb)
23082004141515_P545 (557x462, 168Kb)
d09415f4a0d7 (400x270, 20Kb)
ce750770eb78a516b0358cfefe1 (700x525, 58Kb)
imgB.asp (700x525, 169Kb)
подн (650x613, 264Kb)
поднос (700x466, 54Kb)

Рубрики:  Искусство/живопись
Урал
Метки:  

Процитировано 2 раз

Одинокий_рейнджер   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 22:50 (ссылка)
Я в восторге! Это не подносы, а настоящие произведения искусства! На них нельзя ничего ставить ими можно только любоваться! И информация про них тоже очень интересная!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2013 г. 04:57ссылка
На них только резать ничего не нужно - лак не выдержит, а горячее они вполне терпят. У меня их 6 штук дома, берегу, конечно.
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2013 г. 08:53ссылка
Да я бы и ставить ничего не стал. Пусть бы только для красоты стояли.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку