-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Малахитовая_Шкатулка_2

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.02.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1981


Развитие младенцев и младенок. Психологический ликбез.

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 23:36 + в цитатник
Цитата сообщения Dr_Grig Развитие младенцев и младенок. Психологический ликбез.

Продолжим наш психологический ликбез.

Сейчас меня интересуют различные теории развития, взгляды различных психологических школ и специалистов на то, как развивается человек, как формируется его психика. Ведь это же жутко интересно, как растет маленький человечек, как из красного кричащего комочка всего за несколько месяцев «вылупляется» маленький человечек, как он учится улыбаться и узнавать окружающих, как осваивает свое тело и учится управлять им, как внутри него зарождается и формируется и становится заметным «ядро собственной личности».
Я смотрю на свою маленькую трехмесячную дочку, и каждый раз, приходя домой с работы, удивляюсь. Она обязательно учится чему-то новому. Учится улыбаться и фиксировать взгляд на маме, показывать язык в ответ тому, кто показал ей, и ловить игрушки, висящие у нее над кроватью.
Конечно, не существует единой теории развития, единой концепции, которая была бы всеобъемлющей и описывала бы все.
О некоторых я уже упоминал и рассказывал. Например, об этапах «Психосексуального развития», как их представлял З.Фрейд. (http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=11108&keywordid=632728), и о теории Мелани Кляйн про «Хорошую и плохую грудь». (http://www.liveinternet.ru/users/dr_grig/post105238621/).

Сегодня будем говорить о Маргарет Малер, одном из наиболее ярких представителей направления «Объектных отношений» в психоанализе. Точнее, поговорим о «Теории сепарации-индивидуации».
Маргарет Малер изучала отношения между матерью и ребенком и процессы, которые происходят в развитии маленького человека и то, как меняются его взаимоотношения с мамой в первые месяцы и годы жизни.

Малер внесла фундаментальный вклад в психоаналитическое понимание эволюции объектных отношений. Сформулировав представления о процессе сепарации-индивидуации, Малер выдвинула целостную теорию доэдиповых объектных отношений, которая согласуется с теорией инстинктивных влечений и с теорией возникновения психической структуры, разрабатываемой Эго-психологией

Она изучала отношения симбиоза - глубокой связи, при которой ребенок ощущает свое единство и неразделимостьость с мамой, и процессы -сепарации – разделения, обретения самостоятельности, независимости -индивидуации. Человеку необходимо, у человека есть потребность в том, чтобы быть самостоятельным, отдельным и независимым существом, но в то же время существует потребность в объекте – других людях, отношениях, привязанностях. Эти две потребности - нужда (потребность) в объекте и потребность в сепарации-индивидуации, как считает Малер, являются одним из существенных мотивационных элементов человеческой психики.
Маргарет Малер и ее коллеги понимали раннее детство как процесс разделения (сепарации) и индивидуализации. В этом процессе, который стал фундаментом теории объектных отношений Малер, выделено две различных, но переплетенных между собой линии.
Сепарация – процесс, в ходе которого у младенца в психике формируется представление о себе как об отдельном, отличающемся от матери существе и создается чувство независимости. Имеется в виду не физическое и пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие внутреннего чувства и уверенности, что ты имеешь возможности функционировать независимо от матери.

Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные черты, способности и характеристики.
Оптимально две линии развития идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускорения той или другой линии развития.

Итак.


Аутистическая фаза (с момента рождения и примерно первый месяц жизни ребенка)
Не стоит зацикливаться на слове «аутизм». Подобрать удачное и приемлемое название-термин для этого периода дело сложное и неблагодарное. На этой фазе – сразу после рождения, у младенца ещё не сформировались психические представления ни о себе, ни об объекте (объект – человек, предмет, явление, процесс, нечто существующее в реальности независимо от сознания). Поэтому можно говорить о том, что психические представления в это время недифференцированны и называть эту фазу не Аутистической, а безобъектной или предобъектной.
Малер же назвала эту фазу нормальным аутизмом. Она опиралась на то, что младенец на этой фазе очень мало взаимодействует с внешним миром и почти не откликается (за исключением рефлексов) на внешние стимулы. Впоследствии она полагала, что термин «полуаутизм» для названия этой фазы подошел бы более.

Новорожденный на этой стадии описывается как биологическое существо с рефлекторными реакциями на стимулы. Он пока не может и не умеет различать свой собственный внутренний мир и мир внешний, внутренние и внешние стимулы и не разделяет, что происходит вокруг, а что внутри него самого. Младенец не выделяет себя из окружающего его мира. В аутической фазе способен воспринимать лишь немногое из того, что находится вне его организма. Кажется, что он живет, по большей части в мире внутренних стимулов и действует на чисто инстинктивном уровне. Перед ним стоит важная задача – достичь физиологического равновесия и постоянства, как говорят медики – гомеостаза, сделать так, чтобы все системы организма работали устойчиво и более-менее слаженно.

Малыш защищен от внешних стимулов "стимульным барьером", через который проникает далеко не все. Мамы хорошо знают что, примерно, до тех месяцев младенец спит, как «бревно» и его не будят громкие звуки.

В это период ребенок сигнализирует о том, что ему что-то нужно или его что-то беспокоит единственным доступным способом – он кричит. Крик – сигнал для мамы, что какие-то нужды ребенка надо удовлетворить. Забота со стороны матери охраняет его от избытка внутренних и сильных внешних стимулов, которые могли бы вызвать сильное перевозбуждение и практически «панику».
Мама, будто «внешняя часть младенца» помогает ему успокаиваться и справляться с внутренним возбуждением. Она помогает своему ребеночку постепенно перейти от исключительного сосредоточения на внутренних процессах организма к восприятию внешнего мира. Младенец и мать удивительно синхронизированы. Достаточно хорошая мать понимает, по какому поводу плачет ее малыш, болит ли у него животик или пришло время сменить подгузник, или он голоден. Молока приходит примерно столько, сколько хотел съесть младенец в прошлое кормление, да и появляется оно в тот момент, когда ребенок проголодался.
Мамочка прижимает к себе своего ребеночка, заглядывает ему в глазки, разговаривает с ним особенным ласковым голосом, гладит его, особым, свойственным только ей, образом прикасается к нему, поглаживает, целует, укачивает, помогает успокоиться. Взгляды, возбуждение и успокоение, голос и движение – исключительно индивидуальны. Всё это способы, которыми устанавливается, особая форма взаимоотношений между матерью и младенцем. И если мамочка «своим» способом попытается успокоить и укачать другого младенца, то у нее может не получиться. Ребенок как бы окружен и защищен материнской заботой.

На сегодня все. Продолжение следует.
Рубрики:  Психология.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку