Шалью в России традиционно называли большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом. Шаль сегодня — тканое или вязаное полотно большого размера разной формы: прямоугольник, квадрат, треугольник.
Для вязания шали вам потребуется 700 гр шерстяной пряжи и крючок №3.
Полотно шали состоит из отдельных квадратных мотивов в центре которых находится объемный цветок. Свяжите мотивы по схеме, соединяя их между собой в последнем ряду за «пико». Обвяжите готовое полотно по периметру тесьмой из 5 столбиков с накидом. Сделайте кисти.
Немного из истории шали.
На рубеже ХVII-ХХ веков в моду вошли шали из шерсти кашмины — подпушка высокогорных коз. Их начали производить в Кашмире с XV веке. В Европу они попали благодаря колонизаторам – англичанам. Франция шла своим путем Наполеон Бонапарт, уделяя много внимания развитию текстильной промышленности, запретил ввоз товаров из Англии. Поэтому во Франции шали появились только после «египетских» походов императора. Позже его экономист Терно наладил производство шалей во Франции. Они превосходили кашмирские элегантностью рисунка, тонкостью выработки. Мода на шали была не случайной. Они прекрасно дополняли модные в то время платья в стиле «ампир» из тончайшей кисеи с завышенной талией, большим декольте, с короткими рукавами, что мало подходило для стран с холодным климатом. Модницы, подражая нарядам древних гречанок, мерзли в них, болели и умирали. Врачи просили отменить моду, вызвавшую такую большую смертность. Но дамы не желая отказываться от таких обольстительных нарядов, сами нашли выход — они стали греться с помощью шалей. Большие прямоугольные платки были эстетически привлекательны, легки теплы. Они спасали мерзнувших дам в холодное время года, украшали в теплое. Шали были для разных случаев: для выхода в свет, для бальных танцев, для визитов, для дома. Многоцветные, с изящным рисунком полотна, они были украшением любого наряда. У любимой жены Наполеона Жозефины было 400 разнообразных шалей.
В России восточные шали были сначала привозные. Но уже в самом начале XIX века наладилось местное производство. Процесс ткачества был очень трудоемким и длительным от полутора до двух лет. Такие шали были доступны лишь знати 10-12 тысяч рублей были состоянием. Для расширения и удешевления производства искали новые виды сырья. Им стал тонкий козий пух. Шали, производимые в мастерских помещика Колокольцова ткали без изнанки методом двустороннего ткачества. Помещица Елисеева сумела заменить шерсть тибетских коз шерстью сайгаков. Такие шали стоили 200 рублей — годовая зарплата рабочего фабрики, производящей их. Дешевле были Купавинские шали, производимые на фабриках князя Юсупова, их носили только купчихи.
Умению носить шали уделяли много внимания. Было время, когда умению носить шали учили в женских учебных заведениях и выпускницы танцевали в них перед высокопоставленными гостями, демонстрируя изящество и грациозность. Очень большие шали (в три человеческих роста) носили, обертывая один конец вокруг руки, другой спускался до земли. В углы вшивались золотые шарики, которые своей тяжестью удерживали шаль в нужном положении. Иногда шарики вплетали в кисти.
Источник: журнал Мод.