-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Булгакова_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.02.2011
Записей: 10614
Комментариев: 18166
Написано: 39895


СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Пятница, 31 Августа 2018 г. 05:14 + в цитатник

Баба -Яга

 

Художник Виктор Корольков

 

Светящиеся черепа   

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха её невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:   

- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей подёнщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.   

- Когда же идти? - спросила девушка.   

- Прямо сейчас! - ответила мачеха и вытолкала её из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.   

А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идёт, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.   

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придёт.   

Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слёзы. А девушка наша была добрая и жалостливая.   

- О чём ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.   

- Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под берёзонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!   

Тут и остальные черепа заплакали, кто был весёлым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником ... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.   

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под берёзой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дёрном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.   

- Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. - Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку - она тебе путь укажет.   

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь!   

Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы. 

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он её в жены. Жили они долго и счастливо.

 

А.Ремизов. Проливной дождь  

Баба-Яга собирается хлебы печь.   

Задумала старая жениться - взять в мужья рогатого чёрта - Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.   

Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберётся она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеётся, наестся, всё перемутит, всех перепугает, - такая уж нежить.   

А как ей весело: старик Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!   

Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.   

- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, ходит у печи.   

- Бабушка, чего же ты плачешь?   

- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьёт Верховой.   

- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слёзы так и льются - полна капель натекает.   

- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнётся - и дождь перестанет.

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

По другому поверью, Смерть передаёт усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету.   

При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются лёгкими, как сами души.   

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.   

Но всё-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовётся "костяная нога".   

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.   

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями. Яга-похитительница крадёт детей, иногда бросая их, уже мёртвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.   

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, чёрные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.   

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.   

Почитание всех её свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: "Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит". Речь идёт о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Рубрики:  СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 31 Августа 2018 г. 08:15 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку