— Как Вы считаете, во что в первую очередь должен вложиться новичок, чтобы стать успешным во всех смыслах мастером? Какие инвестиции принесут наиболее ценные плоды; на чем точно не нужно экономить?
— Если говорить о финансовых инвестициях, то это в первую очередь материалы и инструменты. Покупайте сразу хорошие, не думайте, что вы сейчас купите абы что, а вот потом, когда заказов будет очень много, вы позволите себе качество. Нет, если качества не будет изначально, то и заказы будут от раза к разу. Конечно, потренироваться можно и на «старых наволочках», но такая вещь никогда не должна идти на продажу за любую цену, ну разве что наволочка кружевная и ей более 100 лет :)
А вот если говорить о вложениях времени, тут все намного сложнее. Для начала, пожалуй, надо нарастить опыт, иметь очень много практики, чтобы создать качественный ассортимент, когда к вам в магазин придут первые посетители. Впрочем, можно начать и плавно, с трех работ. Тогда не стоит ожидать, что покупки пойдут валом, одна-две в месяц. Зато это время можно будет потратить на создание ассортимента. И, да, не стоит скромничать, пряча от людей информацию о себе. Они имеют право знать, из чьих рук получат свою очень особенную вещь.
Что точно не стоит делать: писать всем и каждому, активно призывать что-то у вас купить, затаскивать в свой магазин. Никто не любит навязчивой рекламы.
— В работе Вы шьете, вышиваете, занимаетесь росписью, используете много различных материалов. Как Вы подходите к их выбору?
— Я не стесняюсь проконсультироваться у более опытных мастеров. Как правило, каждый известный в своей области мастер уже накопил достаточно опыта работы с теми или иными материалами, знает, как они могут себя повести, а еще он знает, где их можно приобрести чуть дешевле при том же уровне качества. Чаще всего этими знаниями делятся потому, что все понимают, что увеличение спроса на какой-либо вид материала сделает его поставки более частыми, а цену, соответственно, более доступной.
Исключение могут составить материалы уникальные: необычная, выделяющая мастера фурнитура или редкий единичный товар, например, антикварные кружева. Таких поставщиков постараются спрятать. Тут уже придется пустить в силу всё свое шпионское обаяние и потратить время на «изучение предмета».
— Правда ли, что самая Ваша первая брошь-птица была сделана для актрисы? Имя fly-fenix появилось после этого?
— Да, это так, я даже рассказывала об этом в своем блоге. Меня очень тронуло интервью Равшаны Курковой, которая приобрела в магазине одну из моих работ, хотела сделать из нее брошь, но у нее не поднялась рука воткнуть в эту милую игрушку булавку. Это было неожиданно и очень приятно (примерно как моя номинация на Работу года), я, конечно, сразу захотела ответить чем-то столь же приятным.
А вот мой ник (который, кстати, никак не переводится) появился задолго до этого, когда я еще впервые регистрировалась в интернете и даже ничего не знала о Ярмарке Мастеров. Я хотела быть «летящим фениксом», потому что творческий полет мысли и возрождение из пепла жизненных неприятностей было моим кредо. К сожалению, все нормальные «фениксы» были уже заняты, а свободен был только этот ))) Тем не менее, видимо тогда еще была предрешена моя птичья судьба :)
— Какое жизненное кредо нужно держать в голове, занимаясь хендмейдом? В чем кроется секрет успеха в этом деле?
— Я не представляю, что такое можно создать, чтобы сразу стать успешным в сфере хэндмэйда, но уверена, что это должно быть чем-то очень оригинальным, качественным и красивым, ведь это именно то, что изначально должно ассоциироваться со словами «ручная работа».
И еще один хороший совет дала мне на своем мастер-классе талантливейшая художница-кукольница Наталья Лопусова-Томская, когда я только начинала свою творческую деятельность: «Каждой работой ты должна что-то сказать». То есть у каждой работы должен быть смысл, некий посыл.
Этого не осознаешь сразу, но со временем начинаешь чувствовать и воспринимать свои работы как диалог с покупателем. Кому-то ближе великосветская беседа, кто-то любит романтические размышления, а кто-то дружеские посиделки, надо только понять, что тебе ближе, и начать разговор.