-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светлана_Берк

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Поиск_Пропавших_Без_Вести

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2011
Записей: 3831
Комментариев: 69
Написано: 3961


Без заголовка

Четверг, 23 Августа 2012 г. 20:39 + в цитатник
Цитата сообщения Саша-стар Без заголовка

Уход за меховыми изделиями - ремонт шуб своими руками



Сначала разберемся, что такое мех. Как известно, мехом называют выделанные шкурки домашних животных: овец, коз, кроликов, кошек и собак, имеющие достаточно красивый волосяной покров и пригодные для изготовления шуб, шапок, воротников и др.
Меховая овчина — основной вид сырья, из которого вырабатывают большую часть меховых изделий. Сырьем для меховой овчины являются шкуры тонкорунных, полутонкорунных и полугрубых пород овец. Относят к мехам также каракуль, каракульчу, яхобаб и смушку — шкурки каракульских, метисных и смушковых пород овец, полученные от неродившихся ягнят или от ягнят, забитых в возрасте до трех дней. Волосяной покров у таких шкурок образует раз­личного рода завитки, что придает меху дополнительную привлекательность. Шкурки с серой и коричневой окраской волоса обычно идут в дело в натуральном виде, остальные окрашивают в черный цвет.
Наряду с овчиной в меховой промышленности широко применяются шкурки кроликов, нутрий, кошек и собак, которые, кстати, легко и качественно удается не только выделывать в домашних условиях, но и шить из них красивые предметы одежды.

Понятно, что все меховые изделия со временем теряют свою первоначальную красоту: пачкаются, волос у них выцветает, кожевая ткань (мездра) теряет гибкость и эластичность. Кроме того, при длительном ношении меховых изделий волос у них часто свойлачивается, волосяной покров редеет, а в некоторых местах вообще вытирается. А еще при отсутствии должного ухода непоправимый вред таким изделиям наносит шубная моль. Поэтому уход за изделиями из меха — дело не­простое.
Мех требует внимания
Как и всякая другая одежда, меховые изделия должны содержаться в чистоте. Только тогда их волосяной покров будет мягким, рассыпчатым, блестящим. Поэтому меховые изделия необходимо время от времени очищать от пыли и грязи, проветривая и выколачивая их с изнанки гибким прутом. Лучше всего та­кую обработку осуществлять в мо­розные сухие дни.


Пятна от пота и жира на волосяном покрове меховых изделий выводят одним из следующих составов:

Удаление пятен на меховом изделий - Состав №1
нашатырный спирт 1 чайная ложка
поваренная соль 3 чайные ложки
вода 0,5 л.

Удаление пятен на меховом изделий - Состав №2
нашатырный спирт 1 часть (по объему)
денатурированный спирт 1 часть (по объему)
Подготовив состав, смачивают им матерчатый тампон (фланель, бязь) и протирают загрязненное место до исчезновения пятна. Затем волосяному покрову дают просохнуть. После чего расчесывают частым гребнем, стараясь делать это осторожно, чтобы не повредить спутанные волосы.
Жирные пятна на волосяном покрове удобно удалять чистой тряпкой (или даже щеткой), смоченной в бензине марок Б-70 или «Галоша ». К бензину лучше добавить немного стирального порошка (1 чайная лож­ка порошка на 1л. бензина). Только не забудьте в этом случае мех после проведенной обработки еще раз дополнительно протереть уже чистым бензином.
Профилактическую чистку крупных меховых изделий обычно осуществляют опилками из древесины твердых лиственных пород деревьев, например березы, дуба и бука. Для этой цели лучше всего подходят светлые и чистые опилки, которые перед употреблением обязательно сушат, а после этого просеивают, отделяя посторонние включения. Чистку опилками выполняют так. Небольшое количество опилок (1...2 стакана) смачивают бензином (тем же Б-70 или «Галоша »), наносят на тот или иной участок волосяного по­крова и тщательно втирают опилки в мех, в случае необходимости за­меняя старые опилки новыми. Обработав, таким образом, все изделие (сильно загрязненные места протирают 2...3 раза), опилки вытряхивают, выколачивая мех тонким гибким прутом, после чего проходят по меху расческой. (Не рекомендуется применять опилки хвойных пород деревьев, например сосны и ели, так как содержащаяся в них смола способна испортить волосяной покров меха.)
Отлично чистят мех пшеничные отруби, которые сначала нагревают в металлической посуде до тех пор, пока рука, которой при нагреве постоянно помешивают отруби, способ­на выдержать температуру отрубей. Далее горячими отрубями тщательно протирают все изделие, особое внимание, уделяя загрязненным местам, после чего отруби выколачивают и мех расчесывают.
Хорошей «освежающей» способностью обладает поролоновая крошка, которой обрабатывают как крупные, так и мелкие изделия.
Для чистки серого и коричневого каракуля, кроме упомянутых выше опилок и отрубей, применяют овсяную и ржаную муку. В этом случае мех просто натирают мукой, которую затем стряхивают, изделие выколачивают, а мех расчесывают.

Для белого меха лучшим чистящим средством является картофельный крахмал. Последний насыпают на меховое изделие и начинают тереть мех, как при стирке. Если изделие сильно загрязнено, берут крах­мал, замешанный на бензине. Гус­тую кашицу втирают в мех против волоса, протирая при этом мех по волосу. Высохший грязный крахмал стряхивают, а меховое изделие выколачивают. Для получения более высокого результата подобную обработку повторяют 2...3 раза. Затем мех тщательно расчесывают.
Хорошо очищенный мех становится сухим, воздушным, пушистым, легко рассыпается при дуновении на него, имеет равномерный нерезкий блеск. Кстати, для восстановления блеска меха размельчают в порошок ядра грецких орехов, завязывают порошок в сложенную вдвое - втрое марлю и полученным тампоном натирают мех по волосу, в результате чего мех приобретает красивый стойкий блеск. К такому же эффекту приводит обработка меха тампоном, смоченным глицерином.
Свойлачивание — один из распространенных дефектов прямо-волосных видов меха (кролик, овчина). Этот дефект проявляется в перепутывании волос друг с другом, в результате чего из волос образуются косицы, а затем и плотная войлок образная масса. Чем раньше удается заметить признаки свойлачивания, тем легче бороться с данным дефектом меха. При устранении свойлачивания соответствующий участок меха приходится осторожно расчесать металлической расческой. Обычно расчесывание начинают с кончиков волос, постепенно погружая рас­ческу до их корней.
Меховое изделие категорически воспрещается стирать, так как при этом под действием стирального порошка или мыла происходит вымывание жирующих и дубильных веществ из кожевой ткани, в результате коллагеновые волокна в ней обезжириваются, то есть лишаются «смазки». После сушки такой мех становится твердым, как картон. И, к сожалению, вернуть кожевой ткани мягкость, эластичность и гибкость уже не удается.
Однако, если кожевая ткань мехового изделия потеряла гибкость и тягучесть в процессе носки, а не в результате стирки, то восстановить эти свойства можно, пропитав нижний слой шкуры жировой эмульсией, составленной по одному из следующих рецептов:


Восстановление мехового изделия (Шубы) - Состав №1
Рыбий жир 100 г.
Мыло хозяйственное 100 г.
Нашатырный спирт 15...20 капель.
Вода 1 л.

Восстановление мехового изделия (Шубы) - Состав №2
Яичный желток 1 штука
Вазелин 1 столовая ложка
Глицерин 1 столовая ложка
Вода 150 мл.

Восстановление мехового изделия (Шубы) - Состав №3
Яичный желток 6 г
Касторовое масло 160 г.
Нашатырный спирт 28 мл.
Вода 250 мл.

Восстановление мехового изделия (Шубы) - Состав №4
Рыбий жир 50 г.
Олеиновая кислота 30 мл.
Нашатырный спирт 25 мл.
Вода 1 л.

В принципе жирование (жировка) меха разными составами осуществляется по одной и той же схеме. Поэтому рассмотрим процесс жирования нижнего слоя шкуры составом №1, приготовление которого отличается некоторой спецификой, так как входящее в жировую эмульсию хозяйственное мыло перед смешиванием с другими компонентами необходимо заранее растворить в горячей воде. Далее составляющие эмульсии перемешивают, взбалтывают и превращают в миксере в одно­родную массу, напоминающую по консистенции жидкую сметану. Правильно сделанная эмульсия белого или светло-кремового цвета, без резко­го неприятного запаха, при наложении тонкого слоя на кожевую ткань легко проникает в мездру (точнее — в дерму) и равномерно распределяется в коллагеновых волокнах, не образовывая пузырьков на кожевой ткани.
Эмульсию в мездру втирают с помощью тампона. Затем мех требуется хорошо помять и не очень сильно растянуть в разных направлениях. Данные операции разрыхляют кожевую ткань, что дает возможность эмульсии проникнуть в ткань и равномерно в ней распределиться Избыточную эмульсию удаляют, вытирая поверхность сухим тампоном. Затем изделие складывают пополам (мездра к мездре), выдерживают в таком положении 3...4 ч, после чего, развернув, сушат при комнатной температуре и еще раз разминают мездру, растягивая ее в разных направлениях. На этом жирование кожевой ткани заканчивается.
Если меховое изделие побывало под дождем или мокрым снегом,
то с него необходимо стряхнуть воду щеткой, смоченной спиртом или вод­кой, и повесить для просушки на плечиках подальше от печи и других нагревательных устройств. После просушки не забудьте расчесать мех по направлению волоса. Помните, что меховые изделия из каракуля, смушки и каракульчи не расчесывают. К злейшим врагам меховых изделий относится шубная моль. К счастью, моль не выносит ни низкой температуры, ни ярких лучей солнца. Поэтому, прежде чем убрать меховые изделия на лето в шкаф, их следует тщательно вытряхнуть, вычистить и высушить на солнце (хорошо бы в процессе хранения дополнительно выносить меховое изделия на солнце хотя бы 3...4 раза).
Для уничтожения бабочек моли годятся любые антимольные препараты, которые продаются в магазинах. Но не надо забывать и народные средства борьбы с молью: полынь, табак, пижму и другие растения, запах которых моли не по нраву. Так что в местах, где хранятся меховые изделия и шерстяные вещи, повесьте в мешочках эти растения и не забывайте менять их время от времени, чтобы их запах держался постоянно.
Ремонт меховых изделий
Понятно, что меховые изделия со временем стареют, швы расходятся, волосяной покров редеет, причем в некоторых местах волосяной покров вытирается вовсе, образуя плешины (последнее особенно характерно для кроличьих шкурок, которые в таблице износостойкости меха разных животных занимают последнее место). Понятно также, что любое изделие всегда может порваться. Поэтому далее рассмотрим, как исправить эти повреждения, чтобы восстановить первоначальную привлекательность мехового изделия.
На шве разорвались нитки.
Распоровшийся шов зашивают со стороны мездры. Главное здесь — правильно подобрать нитки. Так, для меха с толстой мездрой (овчина, собака) подойдут нитки №30 и №40, с тонкой мездрой (кролик, кошка, каракуль) — №40 и №60. При этом для меха с тонкой мездрой желательны нитки, которые по цвету совпадали бы с цветом меха. Перед началом работы соединяемые края шва складывают, убирая выбившиеся волоски на лицевую сторону внутрь меха, после чего стараются восстановить шов таким, каким он был. В большинстве случаев при шитье меховых изделии применяется машинный шов, для воссоздания которого придется пройтись иголкой по старым отверстиям шва сначала в одну сторону, а затем обратно. Применяются также швы зигзагообразный и встык (рис. 1, а, б и в).
Если к распоротому шву со стороны мездры доступ затруднен, то его зашивают с лицевой стороны, используя потайной шов (рис. 1. г), который формируют, поочередно прокалывая края распоротого шва со сто­роны волосяного покрова. После 3...4 стежков нитку стягивают, придерживая волос, затем снова выполняют несколько стежков, снова стягивают уже их и т. д. После окончания ра­боты швы разглаживают.

На отдельных участках мехового изделия сильно поредел волосяной покров
Чтобы исправить подобный порок, требуется вырезать поврежденное место и вместо него вшить вставку, качество меха которой должно соответствовать качеству меха изделия.

Скорняжные швы: л — машинный: б — зигзагообразный; а — встык; г — потайной; д — наметочный

Для удаления оголенного участка изделие кладут на ровную поверхность, булавками отмечают вырезаемый контур, следя за тем, чтобы рез проходил по неповрежденному месту. Для облегчения работы при вшивании вставок последним желательно иметь форму ромба или рыбки, что и определяет форму вырезаемого отверстия (рис.2, а и в).
Если же одна из сторон удаляемого участка проходит по границе шва, то отверстию придают форму клина или треугольника (рис. 2, б).
Далее на мездре, ориентируясь на булавки, чернильным карандашом или шариковой ручкой размечают контур отверстия и вырезают его острым ножом. Подбирают меховую вставку, совпадающую, как уже говорилось, с меховым изделием по цвету, блеску, высоте волосяного покрова, а также по плотности, гибкости и толщине кожевой ткани. Учитывая направление волоса, устанавливают вставку в вырезанное отверстие. Чтобы вставка держалась в отверстии, не сдвигаясь в процессе вшивания, ее временно крепят к меху изделия наметочным швом (см. рис. 1, д.), который впоследствии удаляют. Осталось подобрать подходящую нитку и укрепить вставку, применяя какой-либо скорняжный шов.
При аккуратно выполненной работе замененный участок меха окажется совсем незаметным.

Дыры и разрывы при наличии дыры, вокруг нее, как и вокруг заменяемого участка,
размечают отверстие в виде ромба ипи рыбки, вырезают это отверстие (со стороны мездры, понятно) и вшивают в него вставку, как было описано выше (см. рис. 2, а).
Разрывы в меховых изделиях устранять совсем легко. Если разрыв зашивают со стороны мездры, то применяют шов встык, а если со стороны волосяного покрова, то используют потайной шов, стараясь, чтобы в процессе работы волоски не попали в шов. После окончания работы шов заглаживают.
Мех потерял свою первоначальную окраску и приобрел неприятный рыжеватый оттенок
Для исправления данного дефекта мех необходимо подкрасить. В большинстве случаев у черного меха восстанавливают его окраску, а у коричневого меха или сохраняют его родной цвет или делают коричневый мех черным.

Контуры отверстий для вставок (а, б и в) и устранение разрывов в меховом изделии (г)

Рецептов красителей для мехов очень много. Здесь мы приведем несколько простых способов окраски меха с применением чернильных
орешков, которые обеспечивают интенсивную, с хорошим блеском, светостойкую окраску волосяного покрова.
Чернильные орешки (галлы) образуются на листьях дуба под влиянием развития в них личинок насекомых — орехотворок или тлей. Вначале это плотные, упругие сочные шарики размером около 10 мм, которые после выхода из них личинок становятся вялыми и сморщенными. Чернильные орешки, предназначенные для крашения, собирают до выхода личинок, после чего сушат. В орешках содержится до 50...70% таннидов, чем и объясняется их широкое применение не только для крашения меха в черный цвет, но и для дубления шкур. Орешки, пред­назначенные для крашения, подвергают особой термообработке — под­жариванию при температуре 220°С, в результате чего танниды в них переходят в пирогалловую кислоту, которая с солями железа (например, FeSO4) и дает черную окраску с синеватым оттенком. Термообработку проводят в стальном барабане (можно приспособить для этого цилиндрическое ведро), постоянно вращая его над горячими углями (рис.3).

Так поджаривают чернильные орешки: 1 — стальной барабан; 2 — раскаленные угли

Перед загрузкой в барабан орешки обрызгивают растительным маслом. Сначала орешки при вращении барабана перекатываются в нем, издавая довольно громкий шум, затем треск становится все тише, а когда он пропадает совсем — орешки готовы. Их высыпают из барабана, охлаждают и размельчают.Смачивают щетку в красителе и с ее помощью смазывают волосяной покров, протирая руками до самых корней. Дают изделию вылежаться в течение 4-6 часов. Затем волосяной покров промывают чистой водой и сушат. Удачи!

Напомним также, что перед крашением, любое меховое изделие подвергают обезжириванию, то есть удалению с волосяного покрова жира и загрязнений, которые препятствуют надежному проникновению красителя в толщу волоса. Обычно обезжиривание волосяного покрова проводят или с помощью кальцинированной соды (Na2C03), или гашеной извести, или 70%-ного спирта, или уксусной эссенции. Повышают качество окраски также предварительное прокаливание меха, то есть выдержка его при температуре 35...45°С, а также протравливание, которое увеличивает способность меха поглощать красители (впитывать их) и повышает устойчивость красящего состава к воздействию света и влаги.

Дубовые галлы (чернильные орешки)
На листьях дуба часто появляются шарики похожие на ягоды или орешки — галлы. Галлы на дубе появляются из-за насекомых — орехотворок. Они откладывают в ткань листа яйцо, а вещества выделяемые личинкой вызывают разрастание тканей, в результате чего образуется галл, а личинка получает безопасное убежище. Галлы отличаются в зависимости от вида насекомых послуживших причиной их образования.Галлы встречаются практически на всех растениях. Причиной их появления могут быть насекомые, так из-за елово-лиственичного хермеса появляются галлы на елях. Клещи вида Eriophyes tilaeа вызывают появление многочисленных красных бугорков на листьях липы. Приводить к образованию галлов могут также вирусы, бактерии, грибы, нематоды.

как работать с кроличьими шкурами ,как покрасить,как сделать похожими на нутрию,соболя,сурка ссылка http://fermer.ru/files/forum/2011/10/127792/vydelk...kov._s.p._bondarenko._2002.pdf

окраска кожи
Окраска растительными красками
Черный цвет: 1) на кожу наводят щеткой отвар кампешевого дерева или его экстракта*, дают просохнуть, на¬водят раствор (1 : 10) медного купороса, снова дают просох¬нуть и наводят опять отвар кампеша; 2) дешевый и простой способ окраски: 25 ч. истолченных чернильных орешков*, 50 ч. железных опилок и 1000—1200 ч. винного уксуса настаивают в течение нескольких дней, процеживают и красят этим на¬стоем кожи погружением или натиранием щеткой; 3) на одну среднюю кожу берут 150 г дерева синего сандала*, обливают водой и оставляют на сутки в покое. Потом настой кипятят в течение 2—3 ч, добавляя выкипевшую воду и давая снова вскипеть: из взятой первоначально воды должно остаться примерно 2/3. В полуостывшем отваре растворяют на каж¬дую среднюю кожу 50 г хромовых квасцов и полученной кра¬ской намазывают или обливают кожу, для чего подвешивают ее над корытом. Мелкие кожи просто погружают в раствор; 4) самая распространенная, дешевая и простая окраска с по¬мощью гематина*. Приготовляют два раствора: а) 10—15 ч. гематина и 1000 ч. воды; б) 3—4 ч. сернокислого железа, 2—3 ч. сернокислой меди и 1000 ч. воды. Щеткой наносят на кожу первый раствор, дают коже просохнуть и наносят второй рас¬твор, затем кожу просушивают на воздухе и жируют.
Желтый цвет. На одну среднюю кожу берут отвар корней куркумы* и желтника по 25 г на 1000 — 1500 мл воды и ува¬ривают до половины. Для более темных оттенков увеличива¬ют количество корней куркумы.
Коричневый цвет. На одну среднюю кожу приготовляют отвар из 50—60 ч. синего сандала в 500—600 ч. воды. Отвар делят на две части, причем в одной из них растворяют 3 ч. квасцов и 0,25 ч. железного купороса, а другую оставляют чистой. Чистым отваром мажут кожу два раза подряд, давая каждый раз просохнуть, после чего мажут 2—3 раза отваром с квасцами и железным купоросом.
Красный цвет. На одну среднюю шкуру берут 150 ч. крас¬ного сандала, 25 ч. бразильского (фернамбукового) дерева и 2000 ч. воды, кипятят 2—3 ч, постепенно подливая воду и да¬вая ей вскипеть; готового отвара должно получиться половин¬ное количество взятой первоначально воды. В полуостывшем отваре растворяют 50 ч. обыкновенных квасцов и этим рас¬твором красят кожу.
Окраска анилиновыми красителями
Производится она основными и кислотными кра¬сками. При окраске основными красками, чтобы раствор луч¬ше проник в кожу, ее перед окраской размачивают в воде, на¬гретой до 40°С, затем вымачивают в 1%-ном растворе уксус¬ной кислоты в течение 10—20 мин. При кислотных красках кожи вымачивают в течение 5—10 мин в 1%-ном растворе серной кислоты. Краски требуется очень немного ввиду ее большой крепости. Для черного цвета берут 2—3% краски, для темных тонов — 1—1,5%, средних тонов — 0,5—1 %. Все зависит от самой краски, продолжительности окрашивания, степени подготовки кожи и т.п. Для окраски в основные цвета достаточно иметь черную, коричневую и красную краски. Увеличивая или уменьшая процентное содержание их в рас-творе, смешивая между собой и прибавляя небольшие коли¬чества красок других цветов, можно получить различные ок¬раски и оттенки кожи. Необходимо отметить, что смешивать кислотные и основные краски нельзя.
Окрашенную и жированную кожу подвергают лощению для придания ей блеска с помощью так называемых лощилок, снабженных деревянным валиком.
Для нанесения на кожу узора (шагрень), что очень часто применяют, чтобы скрыть изъяны лицевой стороны, деревян¬ный валик лощилки заменяют медным валиком с каким-либо узором.
Для придания блеска и оживления окрашенные кожи гла¬зируют. Глазировка заключается в том, что на кожу тряпкой или кистью наносят хорошо взбитый белок яйца, смешанный с льняным маслом. Белок должен быть исключительно хоро¬шо взбит, иначе глазировка не только не удастся, но на коже образуются пятна и она сделается тусклой. Также применяют смесь из 10 ч. свежей бычьей крови, 4 ч. деревянного масла и 6 ч. молока. Составные части хорошо взбалтывают и наносят ровным слоем на кожу. Самым дешевым и простым способом придания блеска коже является втирание отвара льняного се¬мени (1:30).


Окраска мехов

Окраске подвергаются главным образом дешевые сорта мехов, которым придают вид дорогих, сообщая им тот или иной цвет или подцветку.
Для окраски необходимо сначала освободить мех от жира, находящегося не на поверхности, а в самой толще волоса, для чего нужна обработка мылом, поташом, обыкновенной содой, едким натром и т.д. Обезжиривание производят в плоских ко¬рытах или растягиванием на соответствующих величине меха рамах. Самым рациональным будет применение мыла, при¬чем лучше действуют мягкие калийные мыла, содержащие поташ, которой делает волос мягким, блестящим и неломким, чего не наблюдается при соде.
Для обезжиривания достаточен раствор 1 кг мыла в 3—4— 5 ведрах воды в зависимости от состояния меха. Шкурки сма¬чиваются этим раствором, нагретым, до 50° С. Тот же раствор усиленно втирается в мех рукой. Затем мех моют в воде воз¬можно тщательнее для удаления всяких следов мыла. Очень жирные шкурки можно обработать мылом 2—3 раза. Очи¬щенные мылом шкурки перед промыванием водой опускают¬ся на 5— 10 мин в 1 % -ный раствор соды.
Обезжиривание содой производится погружением меха на 2—3 ч в 1—2—3%-ный раствор соды и последующим промы¬ванием водой. Вместо соды можно применить поташ. С целью обезжиривания применяют еще растворы едкого калия или натра, но с ними приходится работать очень осто¬рожно, так как волос может скрутиться, сжечься. Поэтому нужно применять только очень слабые растворы — 20—25 г на ведро и температура раствора должна быть не выше 15°— 16° С.
Беление меха
Отбелка нужна для пожелтевших во время обработки белых мехов или если мех должен быть окрашен в светлые тона. Беление производится окуриванием серой или обработкой перекисью водорода, натрия или бария.
Для окуривания серой можно применить бочку или чан, на дно которого ставят железный сосуд с горячим углем и кладут несколько кусков серы, над сосудом укрепляют ре¬шетку с отверстиями для проникания газа. На веревочках или палках, расположенных над бочкой или чаном, подвеши¬вают мех, при этом выделяющийся от нагревания серы на го¬рячих углях сернистый газ обволакивает шкуры и белит их.
Перекись водорода применяется следующим образом: обыкновенная (3%-ная) продажная перекись водорода сме¬шивается с водой в той или иной пропорции (1 ч. перекиси во¬дорода на 4—6—8—12 ч. воды) в зависимости от густоты ок¬раски меха. Мех погружают в раствор на 1—2 ч, часто пере¬бирают его, чтобы все шкуры хорошо пропитались, и потом в течение нескольких часов сушат на воздухе. Если отбелка не совсем удалась, операцию повторяют. Так как перекись водо¬рода представляет собой слабую кислоту, то ее необходимо нейтрализовать, для чего перед погружением меха в раствор прибавляют немного нашатырного спирта для нейтрализа¬ции, что узнают, опуская в раствор красную лакмусовую бу¬мажку, которая должна окраситься в синий цвет. Перекись водорода представляет собой весьма нестойкий препарат, бы¬стро разлагающийся, а потому целесообразнее применение перекиси натрия.
Материалы для окраски мехов
Материалами являются искусственные (анилино¬вые) и естественные краски, а также ряд химических ве¬ществ, служащих для закрепления красок и дающих при не¬которых соединениях самостоятельное окрашивание.
Анилиновые краски. Из анилиновых красок самой распро¬страненной в скорняжном деле является группа урзолов. По¬следние имеют то преимущество перед другими применяемыми для этой цели красками, что дают самые разнообразные оттенки окраски. При других красителях это либо достигает¬ся с трудом, либо вовсе не получается. Кроме того, окраска происходит очень быстро.
Аналогичную с урзолом окраску дает и группа фурролов.
Кроме урзолов, фурролов и фурринов, далеко не всегда имеющихся на рынках, особенно в провинции, можно приме¬нять основные и кислотные анилиновые красители.
Краски лучше всего растворять в воде, к которой прибав¬лено 0,25—0,5% серной кислоты. Вода должна быть нагрета, но раствор перед употреблением должен быть профильтрован и охлажден.
Для окраски мехов из кислотных и основных красок при¬меняются главным образом серая, коричневая и черная. Краски же остальных цветов используются для придания разных оттенков. Только путем опыта можно достигнуть искусства придания оттенков, но при этом необходимо знать, что один оттенок иногда уничтожает другой: так, красный уничтожает зеленый, желтый — фиолетовый, оранжевый — синий, оранжевый — голубой и т.д. Желтый цвет с черным дает коричневый; красный с черным — крас¬но-коричневый; синий с черным — серо-синий; зеленый с черным — оливковый и т.д.
Для получения разных цветов и оттенков можно смеши¬вать кислотные краски с кислотными и основные с основны¬ми. Кислотные краски с основными смешивать нельзя.
Естественные краски. К ним относятся красители, добы¬ваемые из корней, древесины и листьев разных растений.
Чаще всего применяется синее дерево, дающее краску с солями тяжелых металлов. Кубическое кашу дает глубокую черную окраску лучше кампеша, без всякого оттенка. Чер¬нильные орешки, содержащие пирогалловую кислоту, дают с окисью железа и меди коричневую окраску, а с экстрактом синего дерева — черную. Большое применение для окраски в коричневый и черный цвет имеет еще ишак, или сумах, пред¬ставляющий -собой смесь листочков и черешков тростниково¬го растения, употребляется часто и для дубления кожи. В ка¬честве красителя применяются также красное дерево (фер¬намбук) и кверцитроновая кора, дающая желтый цвет. Кроме этих растительных красителей, есть еще много других.
Минеральные и другие вещества дают окраску только при взаимодействии и применяются более всего как протравы при окраске анилиновыми и естественными красителями. Сюда относятся: двухромокалиевая соль, железный и медный купо-росы, свинцовые препараты, глауберова соль, винный ка¬мень*, известь, нашатырь, перекись водорода и др.
Способы окраски мехов
Крашение мехов производится: 1) весь мех погру¬жается в ванну; 2) погружается только волос, без шкуры; 3) окрашивается только некоторая часть волоса.
При окраске погружением приходится считаться с тем, что шкура в горячей ванне может потерять мягкость, гибкость и уменьшиться. Во избежание этого необходимо растягивать мех на раме и в таком виде погружать его в раствор. Поэтому указанный способ применим лишь для маленьких шкур. Для больших он не пригоден по той причине, что нужно иметь слишком большую ванну и тратить много краски.
Более удобным способом является окрашивание только во¬лоса, что достигается смазыванием кистью или натиранием щеткой, причем мех также растягивается на раме или доске. Такая обработка длится до тех пор, пока мех не примет нуж¬ных окраски и оттенка.
При окраске только части волос мех также растягивают на раме, расчесыванием поднимают волос и погружают в теплую красильную ванну на половину или менее длины волос. Мех держат в ванне до того момента, пока концы во¬лоса не примут нужной окраски, после чего мех промывают и сушат.
Температура ванны для окраски каким бы то ни было спо¬собом не должна превышать 35—40° С, большая температура влечет за собой порчу меха.
Для приготовления краски можно пользоваться луженой, фарфоровой, глиняной или деревянной посудой.
Окраска, а равно беление и обезжиривание производятся в деревянных плоских чанах или корытах.
Для восприимчивости меха к окраске, выявления краски на волосе, придания меху разных оттенков и закрепления краски применяются смеси, называемые протравами. Анили¬новые краски могут окрашиваться без протравы. Некоторые из них, как урзолы и фурролы, проявляются на волокнах ли¬бо при помощи окислителей, как-то перекись водорода, пере¬кись натрия и др., либо при помощи протрав. В зависимости от той или иной протравы урзолы и фурролы дают различную степень окраски и оттенка. Указать точные рецепты для окраски анилиновыми или даже естественными красками почти невозможно, так как здесь сказываются свойство волоса, та или иная способность окрашивания самой краской, подготовка материала к краше¬нию и т.п. В каждом отдельном случае качество окраски зави¬сит от опытности и умения красильщика. Рецепты крашения дают лишь приблизительные цифры, и только практикой можно добиться хороших результатов. Большую роль играет при окраске вода. Жесткая вода сильно влияет на самое окра¬шивание и очень изменяет оттенок, поэтому необходимо употреблять дождевую, снеговую или перегнанную воду. Температура воды при производстве крашения, как это было указано и ранее, не должна превышать 35—40° С.
При крашении анилиновыми красками необходимо на¬чинать только со слабого раствора, так как если взять креп¬кий раствор, то концы волос сразу окрасятся, а часть волос у корней только начнет окрашиваться, вследствие чего мо¬жет получиться неравномерность окраски. Слабая же ван¬на постепенно увеличивающейся крепости дает равномер¬ную окраску. Для замедления впитывания волосом раство¬ра краски, а тем самым и для более равномерного окраши¬вания к основным анилиновым краскам добавляется сла¬бый раствор глауберовой или поваренной соли, а к кислот¬ным анилиновым краскам — глауберовая соль и очень не¬значительное количество серной кислоты. Степень окраски зависит от продолжительности нахождения меха в ванне: более длительное дает глубокое и полное окрашивание, ко¬роткое дает не только плохую окраску, но и сама краска плохо закрепляется.
Что касается протрав, то применяются хромовые, желез¬ные, медные, алюминиевые и другие протравы.
Как уже сказано было выше, анилиновые красители могут давать окраску и без протрав, а некоторые, как урзолы и фур-ролы, дают окраску путем окисления перекисью водорода. Крашение урзолом или фурролом состоит в том, что мех кла¬дут в раствор краски, к которому прибавляют небольшое ко¬личество перекиси водорода. Рекомендуется сначала окра¬сить мех урзолом или фурролом, дать краске хорошо впи¬таться в волос, а потом уже добавить в ванну окислитель. При одновременном прибавлении окислителя и краски последняя действительно не имеет времени проникнуть в волос, и окис¬ление происходит только на поверхности волоса. Окраска должна вестись при температуре 25 С. Для успешного применения урзола надо товар перед кра¬шением протравить в следующей ванне: 200—400 г хромпи¬ка*, 100—200 г винного камня, 30—40 г медного купороса и 100 л воды. Медный купорос к хромовой ванне прибавляется для устранения марания товара.
Для очень темных оттенков указанный способ непригоден. В этом случае рекомендуется окрашенные меха обрабатывать в течение 6—8 ч в ванне, содержащей 0,25—0,5 г медного ку¬пороса на 1 л воды.
Для подцвеченных мехов, т.е. таких, у которых окрашены только верхушки волоса, применяют, смотря по интенсивно¬сти оттенка, 5—10%-ный раствор медного купороса, который наносят на мех посредством щетки.

Для фурролов рекомендуется следующая протрава:
Для оттенков
светлых
средних
темных
черных

Воды, л
100
100
100
100

Хромпика, г
100
125
200
300

Винного камня, г
50
60
100
150

Особенно важное значение имеет протрава при окраске ес¬тественными красками, так как без протравы окраска или со¬всем не получается, или же не держится на волосе.
В зависимости от протравы естественные краски также дают разные оттенки. Так, кампеш дает с хромовой протравой чер¬ный цвет с коричневым оттенком, с медной — черный с синева¬тым оттенком, с железной — черный с голубоватым оттенком, с алюминиевой — черный с фиолетовым оттенком. То же самое получается и при других естественных красителях.
Окраска отдельных мехов
Окраска белых или беленых мехов в серый цвет разных оттенков. Кипятят в течение получаса 1 кг шмака в 20 л воды и прозрачный раствор сливают. Затем кипятят 2—3 ч 1—1,5 кг кампешевого дерева, положенного в мешочек, в 4— 6 л воды, дают отстояться, сливают с осадка и смешивают вместе оба раствора. Полученный раствор разбавляют 5—6 л воды и кладут туда меха на 12 ч, чтобы они были целиком по¬крыты раствором. Вынутые меха слегка подсушиваются на воздухе и кладутся на 1—2 ч в раствор 1—2 кг железного ку¬пороса на 30 л воды. Затем меха вынимают, отжимают, сма-чивают соленой водой и сушат. Изменяя соотношения между кампешем и железным ку¬поросом, можно получить все оттенки серого цвета.
Окраска белых или беленых мехов в коричневый цвет, светлый и темный. Приготовляют протраву из 500 г негаше¬ной извести, 120 г свинцового глета, 20 г свинцовых белил и 1,3 л воды. Смесь щеткой наносят на мех, который оставляют в покое на 3—4 ч, потом подвешивают, сушат и выколачива¬ют. В это время приготовляют краску. 500 г шмака и 65 г кверцитроновой коры кипятят в 1,5 л воды. Отдельно кипятят 25 г кампеша и 25 г фернамбука в 0,5 л воды. К отвару шмака прибавляют столько отвара кампеша и фернамбука, пока жидкость не получит коричневый цвет. После этого к краске прибавляют столько раствора (10%) железного купороса, по¬ка жидкость не будет иметь нужного темного или светлого от¬тенка. Всю смесь оставляют стоять сутки, потом щеткой или кистью наносят на меха, которые оставляют лежать в теплом месте 6 ч, затем подвешивают, сушат и выколачивают.
Окраска белых или беленых мехов так, чтобы волос был темный, а концы волос оставались белыми. 1,5 г индиго-кар¬мина, 5 г гумми-арабика*, 10 г пшеничного крахмала и 5 г лимонной кислоты тщательно смешивают в ступке, прибав¬ляют 130 г лимонного сока и 60 мл раствора едкого натра (5° Б), все тщательно смешивают и наносят на кончики волос. Затем мех сушат и, не отряхивая, кладут в раствор 500 г азот-но-кислого свинца в 6 л воды, где оставляют на 30—40 мин, пока мех не напитается раствором. Затем мех вынимают, да¬ют ему обтечь и немного подсохнуть. По высыхании, но не ранее высыхания кончиков волос меха погружают в ванну из 400 г серной печени* и 10 л воды, где держат 2 ч, затем выни¬мают и сушат.
Если окраска волос недостаточна темна, меха кладутся на час в ванну из 1500 г чернильных орешков, 125 г уксуснокис¬лой меди, 75 г нашатыря и 12—15 л воды при температуре 25°С. Затем меха вынимают, смазывают теплой водой концы волос, которые имеют белую окраску, и сушат.
Окраска разных мехов в черный цвет. Меха пропитывают раствором серноватистокислого натрия в 20° Б при темпера¬туре 25° С и перекладывают в ванну из хромовокислого калия (2—5 г на литр) также при 25° С. Затем меха промывают и кладут в раствор урзола (5—10 г на 1л). Через несколько ми¬нут мех принимает глубоко-черную окраску.
Окраска овчин в разные цвета. Черный цвет. 1) смесью из 1 кг негашеной извести, 0,5 кг свинцового глета; 40 г нашатыря, 20 г квасцов и 4 л воды протравляют меха возможно пол¬нее, выдерживают сутки влажными, затем сушат, выколачи¬вают и подвергают окраске следующей жидкостью: 500 г чер¬нильных орешков, 500 г стружек синего дерева, 200 г желез¬ного купороса, 60 г шмака и 40 л воды кипят 2 ч и охлаждают до 30° С. Окрашивают либо погружением волоса в красящую жидкость, либо ее наносят на мех посредством щетки; 2) рас¬твором из 1 кг железного купороса на 8—10 л воды тщательно протирают волос, постепенно высушивают мех на воздухе и затем подвергают окраске. Для получения краски 500 г чер¬нильных орешков, 30 г нашатыря, 100 г медного купороса и 10 л воды хорошо кипятят, полученным раствором смазывают волос посредством щетки и оставляют мех в покое на 6 ч. За¬тем мех хорошо моют, смазывают с мездряной стороны смесью из овсяной муки и соли, оставляют лежать сутки, об¬мывают и сушат; 3) протравная ванна: 300 г хромпика и 150 г винного камня на 100 л воды. Протравляют в течение 10 ч при 20° С. Красильная ванна: 300 г урзола на 100 л воды при 20° С, прибавить 5 л перекиси водорода и красить до получе¬ния глубоко-черного цвета.
Коричневый цвет. В кипяток кладут 3 кг синего сандала, 1,5 кг шмака, кипятят 15—20 мин, охлаждают и красят мех. Затем к этой же краске прибавляют 750 г железного купороса и 100 г медного купороса, кипятят 15—20 мин и снова окра¬шивают мех, который затем сушат и моют. Если окраска не¬достаточна темна, прибавляют в краску еще 200—300 г же¬лезного купороса, опять нагревают и красят мех.
Темно-коричневый цвет. Протравная ванна: 200 г хром¬пика, 100 г винного камня, 100 л воды. Мех протравляют в те¬чение 2 ч при 20° С, затем красят в растворе из 200 г урзола на 100 л воды при 20° С, после чего прибавляют 5 л перекиси водорода и красят до получения темно-коричневого цвета.
Серый цвет. Протрава: меха смазывают с волосяной сторо¬ны смесью из 1 кг поташа, 500 г негашеной извести, 250 г свинцового глета, 20 г нашатыря и 6 л воды, оставляют ле¬жать влажными, потом сушат и выколачивают. Окраска: 500 г чернильных орешков, 200 г виннокаменной кислоты*, 120 г медного купороса и 40 л воды кипятят и по охлаждении рас¬твора погружают в него шкурки на сутки, после чего вынима¬ют, дают обтечь, складывают в кадку с крышкой на 3 дня, ежедневно перебирая, потом промывают и сушат. Если взять половинное количество чернильных орешков, получится пе¬пельно-серая окраска. Серебристо-серый цвет. Протрава: 1 кг поташа, 600 г не¬гашеной извести, 250 г свинцового глета, 20 г нашатыря и 3 л воды. После протравливания шкурки постепенно высушива¬ют и подвергают окраске. Краска: 30 г кампешевого экстрак¬та, 15 г железного купороса, 10 г виннокаменной кислоты и 10 л воды кипятят, раствор охлаждают до 37° С и погружают в него на сутки шкурки. Вынув шкурки, дают им обтечь, складывают в кадку с крышкой на 3 дня, ежедневно переби¬рая, затем вынимают, дают обтечь, промывают и сушат.
Волк. Окраска в черный цвет. Протрава: 350 г золы буко¬вой или 200 г поташа, 200 г негашеной извести, 100 г свинцо¬вого глета, 60 г нашатыря, 40 г уксуснокислой меди и 3,5 л воды. Краска: 1 кг чернильных орешков, 200 г шмака, 100 г медного купороса, 800 г свинцового глета, 60 г квасцов, 50 г нашатыря, 40 г кристаллической уксусно-медной соли, 30 г кампешевого экстракта и 7 л воды. Раствор этот кипятят пол¬часа, охлаждают и натирают мех несколько раз щеткой, смо¬ченной в этом растворе.
Выдра в черный цвет окрашивается, как и волк.
Медведь в черный цвет окрашивается, как и волк.
Заяц. Окраска в черный цвет (под котик). Ввиду очень слабой восприимчивости волоса требуется очень-длительная окраска. 5 кг соды растворяют нагреванием в 10 л горячей во¬ды, охлаждают до 35°С и кладут в раствор мех на 1,5 ч, после чего промывают в чистой воде и отжимают. Затем мех кладут на 3 ч в раствор из 800 г уксуснокислого железа в 100 л воды при. температуре 30°С, вынимают, отжимают и на несколько часов подвергают действию воздуха. После этого мех кладут на четверть часа в ванну из 3 кг соды на 100 л воды при 30° С и, вынув, промывают водой. Затем в 75 л растворяют 2,5 кг желтой кровяной соли*, к раствору медленно приливают 1,5 кг соляной кислоты и погружают мех на полчаса в раствор. Вы¬нутый мех отжимают и выставляют на несколько часов на воздух. После этого мех на 18 ч переносят в раствор из 300 г медного купороса, 400 г железного купороса, 600 г виннока¬менной кислоты и 10 л воды, вынимают, отжимают и кладут в последнюю ванну из 400 г синего дерева, 300 г куркумы и 10 л воды. Раствор этот кипятят полчаса, охлаждают до 30° С и кладут в него мех на сутки, после чего промывают и сушат. Для имитации под котик заяц должен быть подстрижен.
Заяц. Окраска в коричневый цвет (под соболь). Протра¬ва: 200 г куркумы, 200 г нашатыря в порошке, 200 г поварен¬ной соли, 400 г железного купороса и 20 л воды. Раствор нагревают, охлаждают до 35°С, закладывают в него шкурки на 15ч, вынимают и сушат. Краску приготовляют из 40 г медно¬го купороса, 50 г кампешевого экстракта, 80 г хромпика, 120 г поваренной соли и 20 л воды. Смесь кипятят, помешивая, и приливают отдельно растворенные 80 г урзола в 500 мл воды. Полученный раствор кипятят, дают остыть до 35° С и закла¬дывают в него на 15 ч шкурки. Вынутые шкурки держат 12ч на воздухе, развешивая их для лучшего окисления. Высох¬шие на воздухе шкурки опять кладут на 12 ч в ту же ванну, подогретую до 35°С, перебирают шкурки за это время не¬сколько раз и снова держат их 10—12 ч на воздухе. Затем шкурки отжимают, промывают в теплой воде, смачивают мездряную сторону крепким раствором поваренной соли, складывают шкурки мездру с мездрой и оставляют в покое на 10 ч, после чего сушат при температуре 30—35° С и отделы¬вают.
Для подкраски концов волоса в черный цвет, чтобы лучше имитировать соболь, приготовляют раствор из 25 г темно-ко¬ричневого урзола на 1 л горячей воды, в который по охлажде¬нии вливают 20 мл перекиси водорода. В полученный раствор погружают концы волос натянутой на раму шкурки. После подкраски шкурки держат на воздухе 10—12 ч для окисле¬ния.
Заяц. Имитация под шиншилла. Обезжиренный мех кла¬дут в крепкий раствор свинцового сахара* и, когда мех про¬питается, переводят в 20%-ный раствор сернистого аммония, где держат, пока не получится черновато-серый цвет. Затем мех промывают, сушат, смачивают слегка кончики волос смесью из перекиси водорода с 20%-ный соляной кислотой, сушат мех, выколачивают и отделывают.
Кошка. Окраска в черный цвет (под котик). Окраска про¬изводится так же, как и заячьего меха.
Кошка. Окраска в коричнево-желтоватый цвет (под со¬боль). Протрава: смешивают 125 г негашеной извести, 125 г шмака, 60 г железного купороса, 40 г свинцового глета и 1,5 л воды; смесь возможно глубже наносится на мех, после чего его оставляют в покое на 3—4 ч, затем сушат и выколачивают.
Краска: 500 г измельченного фернамбука, 100 г кампеше¬вого экстракта, 60 г кверцитроновой коры, 60 г измельченных чернильных орешков, 30 г железного купороса, 20 г драконо¬вой крови*, 10 г свинцового глета, 10 г квасцов и 10 г винно-каменной кислоты кипятят в течение часа в 3,5 л воды. Ос¬тавляют краску на сутки, после чего хорошо смазывают ею мех, оставляют его в покое на 6 ч, затем сушат, выколачива¬ют и еще один раз смазывают краской, для чего часть краски или всю разбавляют с половинным количеством воды. Сма¬занный вторично краской мех вешают для просушки, выкола¬чивают и отделывают.
Кролик. Окраска в черный цвет (под котик). 1) француз¬ский способ. Протрава: 6 г медного купороса, 1 л воды. Мех промывают и красят. Краска: 4 г темно-коричневого урзола, 2 г черного с коричневым отливом урзола в 1 л воды растворяют при нагревании, по охлаждении приливают 100 мл перекиси водорода. Длительность окраски — 12ч при 43° С. Затем ме¬ха погружают в раствор из 5 г медного купороса на 1 л воды. Держат в нем час, вынимают, моют и сушат. Для имитации под котик кролик должен быть подстрижен; 2) мех смачива¬ют раствором из 80 г поташа и 1 л воды и погружают на час в крепкий отвар синего сандала, после чего бахтарма несколько раз покрывается раствором уксуснокислого железа.
Кролик. Окраска в коричневый цвет (под соболь). Про¬трава: 4 г железного купороса на 1 л воды. Мех смачивают и сушат. Краска: 4 г урзола темно-коричневого цвета, 2 г пиро-галловой кислоты, 8 г нашатырного спирта, 80 г перекиси во¬дорода, 1 л воды. Красят 2 ч при 30° С, потом кладут мех в раствор из 20 г уксусной (30%) кислоты на 1 л воды, промы¬вают и сушат.
Сурок. Окраска в черный цвет. Протрава: 10 г простой со¬ды на 1 л воды. Мех намачивают, дают просохнут, промыва¬ют и красят в течение 2 ч при 25—30° С раствором из 10 л во¬ды и 10—40 г урзола темно-коричневого цвета (в зависимости от густоты цвета). Потом в ванну добавляют 200—500 г пере¬киси водорода и красят еще 1—2 ч до получения нужной ок¬раски. Окрашенный мех промывают, сушат и отделывают.
Сурок. Окраска в коричневый цвет. Протрава: 350 г нега¬шеной извести, 160 г железного купороса, 80 г свинцового глета, 40 г нашатыря и 2 л воды кипятят в течение получаса, охлаждают, наносят глубоко на мех, который затем оставля¬ют лежать в течение 4 ч, потом сушат и выколачивают. Крас¬ка: 250 г опилок фернамбука, 200 г чернильных орешков, 30 г кампешевого экстракта и 3 л воды кипятят в течение часа, охлаждают и наносят на мех. Шкурки оставляют в покое на 4 ч, потом сушат и отделывают.
Хорек. Подцветка натурального меха в темный цвет. 20 ч. куркумы настаивают на 100 ч. спирта в течение 5—6 дней, затем настой смешивают с 2—3 л воды, отчего смесь примет желтое окрашивание с зеленым оттенком. В смесь прибавля¬ют раствор 10%-ного хромпика, пока она не примет чисто желтой краски. Мех смачивается водой, и краска наносится с помощью щетки. После сушки можно окраску повторить.

Отделка мехов

Окрашенные и промытые меха подвергаются суш¬ке. Сушка в зависимости от температуры может повлечь за¬твердение меха; то же самое может вызвать излишнее пребы¬вание его в воде во время промывки. Для предупреждения за¬твердения мех натирают с мездряной стороны раствором по-варенной соли, после чего натягивают на рамы и медленно высушивают при 18—20° С при сильной тяге. Если кожа оста¬ется твердой, можно втереть в мездру небольшое количество глицерина. Высушенные меха тщательно разминают, пока они не сделаются мягкими. После этого для освобождения от частичек краски, для размягчения и придания блеска меха обрабатывают сухим песком и опилками в катальной бочке. Катальная бочка представляет собой деревянный барабан, утыканный внутри тупыми деревянными гвоздями, который вращается на оси. В бочку кладут несколько мехов, насыпают песок, опилки и приводят бочку в медленное движение. Мех при этом разминается деревянными гвоздями и очищается трением песка и опилок о волос. Для белого товара вместо песка и опилок берут гипс.
Рубрики:  МЕХ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку