-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Майя_Викторовна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2011
Записей: 96
Комментариев: 32
Написано: 379


Тобольская резьба по кости.

Воскресенье, 18 Марта 2012 г. 19:15 + в цитатник
В Киевскую Русь искусство резьбы по кости пришло из Византии. В Новгороде и на побережье Белого моря, где добывали моржа и порой находили бивни мамонта, занимались резьбой по кости с 12 века. Считается, что среди переселенцев в Сибирь попадались резчики с Белого моря. Материал в Тобольске был. Наличествовал, вероятно, и какой-то потребитель – ведь Тобольск стал сибирской столицей. Через него шла торговля с Азией. Тоболяки делали вещи простые и практичные, имевшие спрос – пуговицы, четки, рукоятки ножей, игральные фишки.
После Северной войны, в 1720-е годы, в Тобольск сослали пленных шведов - они и принялись за всякие ремесла, в том числе стали вытачивать на токарном станке вещицы из кости. Получались у них прелестные шкатулки, которые пользовались популярностью у местного населения. Здешние мастера тоже не отставали. Известно, что в 1760-е годы тобольский губернатор подарил историку, участнику второй Камчатской экспедиции, костяные чернильницы тобольской резьбы. А в 1780-е годы некоего купца освободили от постоя «в рассуждение имеющегося у него костяного дела».
К концу 1870-х годов в Тобольске уже сложился полноценный косторезный промысел. Газета «Сибирский листок» за 1891 год описывает одну такую вещицу, популярную и сегодня: «Мышка на хлебе»; на пластинку темной пористой ткани, имитирующей хлеб, крепилась на штырьке мышка из кусочка белого бивня. «Забава» такая – пугать чувствительных барышень. Тобольсую резную кость продавали по всей стране. Это были функциональные вещи (веера, шпильки, чернильные приборы), и миниатюрная объемная скульптура, которая поначалу украшала эти самые чернильные приборы, сделалась самостоятельным и наиболее перспективным направлением тобольской художественной резьбы по кости.
Это произошло стараниями демократически настроенной интеллигенции, к которой принадлежал Михаил Знаменский – художник, этнограф. Он давал уроки первым тобольским мастерам, делал эскизы. Линия вдохновлялась идеями передвижников – отображение жизни народа, социальных конфликтов. Главное – искусство должно быть содержательным. Формой же миниатюрная костяная скульптура подражала скульптуре станковой. Но уже первые тобольские косторезы обращались к северной теме, изготавливали «остяцкие хозяйства» наподобие архангельских «стоянок северных народов».
На время войн промысел замер и лишь в 1960 году образовалась тобольская косторезная фабрика. Мальчик на коньках, колхозница, образы современников, молодых, задорных, увлеченных полностью соответствуют стилистике всего советского искусства. На рубеже 60-х годов в изобилии появляются резные звери. Особенно любим сказочный добродушный мишка. Тогда же процветает «фирменный сюжет» - гонки, вытянутая динамичная композиция, в которой стремительно летит оленья упряжка, тянут нарты лохматые собаки.
Тобольская кость становится декоративной. Скульптура теперь – единый блог, фигуры обобщены, образы предельно условны. Предпочтение отдается северной теме. Обычно это более или менее декоративно решенные скульптуры, в которых героем является условный персонаж – представитель коренного населения севера Сибири, всегда жизнерадостный. Необходимо отметить, что в этом направлении работала прекрасная группа резчиков. И у каждого автора свой типаж.
Скульптура приобрела авторское лицо. Персонажи Веры Обрядовой – теплые. веселые, спокойные, немного статичные. Геннадий Кривошеин изображает людей, живущих единой жизнью с природой, основательных, несуетных… чьи движения напоминают некий ритуальный танец. Виталлий Русаев любит вырезать веселых, озорных мальчишек. Мастера с костью умеют делать все, но при полной свободе обращения с материалом главным является не ремесленная изощренность, а создание образа, через пластическую метафору.
Вариантов сюжетов не так и много, но произведения интересны и по образному содержанию, и по пластике, и по композиционному решению. Мастера ищут новое. Переосмысливают, переживают в себе традицию, северную тему, дотошно изучают этнографию. Знакомятся с бытом северных народов, погружаясь в зыбкую бездну мифов и преданий, - древних, как лес, где медведь, как тундра, где тюлень и как река – впитывая целостное мироощущение свойственно архаичным культурам. И пространство обретает душу. Вещи становятся символами.
Вот «Несущие лодку» Минсалима Темиргазиева. Простая и милая жизненная сценка: двое тащат перевернутую вверх дном лодку, между ними гордый малышок с вершок, который числи себя взрослым. Потому что умеет шагать так же широко. Но это не только лодка = это небесный свод, надежно укрывающий пацаненка в правильно устроенном мире, где всему своя пора.
Возникают сторонние мотивы. Уже в середине 1970-х годов в тобольской резной кости ощущается влияние стилистики японских ннцке.
Резьба по кости – своеобразный вид искусства, в котором иногда через поколение происходит возврат к той или иной традиции или, наоборот, прорыв в какие-то новые пластические, образные системы. Мастера ищут, экспериментируют. И это замечательно, это не дает школе законсервироваться.

1.
CRW_7986 (700x466, 87Kb)

2.
CRW_8001 (466x700, 82Kb)

3.
CRW_8007 (700x466, 85Kb)

4.
CRW_8016-2 (699x525, 62Kb)

5.
CRW_8030-2 (389x700, 39Kb)

6.
CRW_8034 (700x466, 81Kb)

7.
CRW_8037-2 (700x361, 45Kb)

8.
CRW_8046-2 (700x415, 57Kb)

9.
CRW_8052 (700x466, 77Kb)

10.
CRW_8054-2 (429x677, 50Kb)

11.
CRW_8060-2 (531x680, 65Kb)

12.
CRW_8064-2 (420x547, 44Kb)

13.
CRW_8082-2 (700x489, 65Kb)

14.
CRW_8089 (700x466, 75Kb)

15.
CRW_8091 (700x466, 75Kb)

16.
CRW_8126 (700x466, 69Kb)
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

TATIANA5   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2012 г. 19:27 (ссылка)
Понравилось.В фигурках чувствуется жизнь...Благодарю! Цитировать не буду.Поставлю ссылку на все Ваши посты в Самое интересное в дневнике,с Вашего позволения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Ноября 2012 г. 14:28ссылка
Спасибо! Ваша оценка мне очень важна.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку