"Янтарный Берег". Рига. Старый Город. На Бейкэр-стрит. Ч.3.
Продолжим нашу экскурсию по Риге, по Старому Городу. «Старушка» (именно так с любовью называют Старую Ригу сами рижане), надеюсь, запомнится вам благодаря неповторимому очарованию узких улочек, великолепным силуэтам средневековых церквей, деталям зданий, разноголосому хору уличных музыкантов и прекрасным ресторанчикам и кафе.
C cамого начала, когда только задумывалась эта серия, я не знала, посвятить ли её исключительно Риге или лучше -- всей Прибалтике. Остановилась на втором варианте, но сейчас вижу, что первый был вернее -- мы с вами долго будем ходить по Риге. А ведь это только один город! А сколько еще невиданного, неузнанного! Но для начала показываю видео о Старом Городе, которое мне удалось найти в инете.
Но сегодня у нас будет прогулка киношная, если можно так сказать. В Риге снимались многие фильмы, такие, как, например, "17 мгновений весны", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и другие. И одна улочка, которая, в общем-то, называется Блюменштрассе, носит название Бейкэр-стрит, данное ей горожанами. Сравним: это Блюменштрассе (Бейкэр-стрит) в Риге
...а это Бейкэр-стрит в Лондоне
Но всё-таки вернёмся в Ригу.) Вначале немного предисловия. Фильм "17 мгновений весны" уже давно перестал быть просто фильмом, он является одной из вех в культуре своего времени, эпизоды из него растащены на цитаты, созданы целые коллекции анекдотов.
Но нас в этот раз интересует то, что множество эпизодов фильма снималось в Риге. Вот что об этом пишут в Интернете:
Начались съемки 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету, ведь снимали в Германии, Прибалтике, Грузии.
Кинематографическое начальство пожалело денег на зарубежные командировки, и в Берлине Лиознова снимала не так много. Цветочную улицу (Берн) нашли в Риге, границу между Германией и Швейцарией — на Кавказе, невыездного тогда Льва Дурова, получившего после роли провокатора Клауса кличку «главный бандит республики», пришлось пристрелить в подмосковном лесу — так дешевле.
Впервые картинки тыловой жизни немцев были представлены в фильме Татьяны Лиозновой так обстоятельно, с любовью к деталям и даже с нескрываемым любованием. Свой досуг и деловые свидания герои сериала проводят под звуки приятной музыки в небольших уютных "подвальчиках" с неповторимыми, запоминающимися названиями "Пухлый Готлиб" или "Элефант" за кружкой пива, чашкой кофе, рюмкой коньяка или за партией в шахматы. Эти телекартинки - не что иное, как отражение обобщенно-притягательного образа западной жизни, уже сложившегося к тому времени в сознании переживших свою "революцию потребностей" советских людей, в особенности тех, кому удалось тогда побывать в Европе.
Серия первая: Блюменштрассе - Яуниела
Описание у Юлиана Семенова:
Он шел на конспиративную квартиру, адрес которой ему дал Штирлиц, по пустынной улице.
Плейшнер пошел к дому, где помещалась явка, и, взглянув в окно, увидел высокого хозяина явки и черноволосого. Они стояли, беседуя о чем-то, между ними торчал большой цветок - сигнал провала. (Русский разведчик, почувствовав за собой слежку, успел выставить этот сигнал тревоги, а гестаповцы так и не смогли узнать, что этот цветок означает: "все в порядке" или "явка провалена". Но поскольку они были убеждены, что русский не знает об охоте за ним, они оставили все как было, а так как Плейшнер по рассеянности зашел сюда первый раз, не обратив внимания на цветок, гестаповцы решили, что на явке все в порядке.)
Плейшнер стоял возле окна в парадном - большого, немытого. Он выпрыгнул из окна - ногами вперед. Он хотел закричать, но не смог, потому что сердце его разорвалось, как только тело ощутило под собой стремительную пустоту.
Дальше я цитирую одну из статей, найденных мною в инете. Рассказ ведётся от лица коренного рижанина, а уж кому лучше знать об этом, как не ему?
Кадр из фильма "17 мгновений весны"
"О настоящей Блюменштрассе
Когда в этом фильме крупным планом показывают уличную табличку на Цветочной улице, то все забывают, что швейцарский немецкий отличается тем еще, что в нем отсутствует "эс-цет" и слово "улица" пишется через честное "ss".
Несколько лет назад я поехал в Берн, чтобы найти Цветочную улицу. Я знал, конечно, что знаменитый фильм снимался в Риге, на улице Яуниела, кажется, но все же поехал. Нужно мне было отчего-то посмотреть - как там? Стала для меня Цветочная улица символом отношений маленького человека и массовой культуры.
Итак, я все-таки пошел искать Цветочную улицу.
Цветочной улицы не было.
Был какой-то Цветочный переулок, вполне современной, послевоенной застройки. Я осмотрелся и неподалеку от нужного номера обнаружил кафе. Несколько разноплеменных людей сидели за пластмассовыми столиками. Эта пластмасса и строительные опилки в полиэтиленовых мешках вокруг подчеркивали правильность места.
Получалось, что Плейшнер должен был погибнуть в реальности точно так же, как герой "Пепла и алмаза" - среди какого-то мусора и прочих негероических предметов.
Я произнес перед ними речь о значении Плейшнера, и разноплеменный люд радостно согласился выпить за великого человека. Мы выпили, хотя один из моих новых знакомцев решил, что я - внук Плейшнера. И вот теперь внук, как наследник жертвы нацизма, приехал проведать памятное и скорбное место.
Меня хлопали по плечам и снова предлагали выпить.
А это - злые гестаповцы, поджидающие бедного профессора Плейшнера в окне рядом со злополучным цветком...
А вот тот самый момент, когда профессор Плейшнер выпадает из окна. Вот где в Риге такие витражи, что-то я и не припомню... Может, это в Таллинне? Или даже в павильоне "Мосфильма".
О рижской Блюменштрассе
В те времена, когда в Риге снимали «заграницу», Яуниела превращалась в лондонскую Бейкер-стрит, по которой прохаживались Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Василий Ливанов и Виталий Соломин). Еще раз эта улочка Старой Риги прославилась в качестве Цветочной улицы в Берне, куда Штирлиц направил на явку профессора Плейшнера. Здесь он попал в гестаповскую западню и выбросился из окна, чтобы не попасть в застенки.
На самом деле, это не только швейцарская Цветочная улица из "Семнадцати мгновений весны", где падал из окна профессор Плейшнер, а также Фридрихштрассе в Берлине, по которой ездил Штирлиц, Бейкер-стрит из сериала о Шерлоке Холмсе. Богатая история у этой улицы, не правда ли?
Пройдемся по бернской Блюменштрассе. Улица Тиргоню (здесь ошибка – это ул. Яуниела, прим. мое – Рената), что в Старой Риге, плавно изгибается, вот и дом, из окна которого в фильме выбросился профессор Плейшнер. Цветка, конечно, сейчас в окне нет, внутри квартируют какие-то бизнес-конторы. Нет на этой улице и милого зоомагазинчика с канарейками из фильма, зато в наличии пара-тройка дорогущих баров и ресторанов для интуристов.
Вот в достоверности этих сведений я сомневаюсь, больше похоже на прикол:
Сердечно простившись с фирменными проводницами фирменного же поезда "Латвия" и водворившись в забронированные номера отеля "Рига", московские гости в моем сопровождении тут же отправились выбирать подходящий уголок Берна, где нашел свой конец профессор Плейшнер. Такая спешка была вызвана тем, что Евгений Евстигнеев спешил на гастроли, и съемки с его участием надо было уложить в первые же два-три дня.
- Где же видано, чтобы немецкий профессор со шведским паспортом в столице Швейцарии курил "Беломор" фабрики имени Урицкого? - пояснил Евстигнеев свои приобретения. И действительно, если хорошенько вглядеться, то можно увидеть, что в портсигаре у Плейшнера лежит "Рига". Это, конечно, не относится к той цигарке, которая лежала отдельно и с ядом, если под ядом не подразумевать табак вообще.
Оптимальное место для съемок мы отыскали довольно скоро – вблизи всемирно знаменитой Домской площади, на улочке Яуниела, которую с тех пор иногда называют Блюменштрассе или даже Штирлицштрассе. Некоторые сложности вызвало то, из какого окна должен выбрасываться Плейшнер, чтобы это выглядело достаточно убедительно с эстетической точки зрения. Пока главный оператор снимал ракурсы, я предложил на всякий случай подстелить под окном соломки.
- Не надо, - беспечно махнула рукой Татьяна Лиознова. - Евгений Александрович только примет яд, а прыгать из окна будет каскадер.
Кстати сказать, с Рижскими съемками "Семнадцати мгновений весны" связан еще один забавный эпизод. По первоначальному замыслу хозяйку птичьего магазинчика на Блюменштрассе, куда заглядывали и Плейшнер, и Штирлиц, должна была играть Вия Артмане, однако по каким-то причинам ее в это время не было в Риге. И когда встал вопрос о срочной замене, Лиознова решила на ходу изменить пол персонажа и предложила эту роль мне: - Товарищ Быдзанс, выручайте!
Наверное, я принял бы это заманчивое предложение и тем самым увековечился в мгновениях, но у меня была на примете другая, куда более оптимальная кандидатура: неподалеку находился банно-прачечный комбинат "Варавиксне", которым заведовал мой хороший знакомый Гунтис. По счастью, он оказался на месте, то есть в родной химчистке, и после недолгих уговоров с пристрастием согласился, хотя и с условием, что его загримируют до малой узнаваемости. И эта предосторожность оказалась весьма кстати - кто же мог знать, кем станет Гунтис лет двадцать спустя...
Это окно находится на 4-м этаже вот этого дома, находившегося действительно на той же самой улице".
Закрываю "" и дальше опять пишу сама.
Хорошего понемножку, и с Блюменштрассе я поведу вас (а заодно и себя) к памятнику Бременским музыкантам, выполненным бременским скульптором Кристой Баумгертель, преподнесён Риге в дар латвийской столице городом-побратимом Бременом и установлен в 1990 году.
Расположен напротив Подворья конвента (непосредственно перед жёлтым зданием конвента Экка), у алтарной части церкви Святого Петра со стороны улицы Скарню.
Конвент Экка и его подворье
Редко где в Старой Риге можно попасть в глубь квартала, но мы попали.
Милые уютные дворы и улочки...
Впервые церковь Святого Петра упоминается в хрониках 1209 года и к ней мы, конечно, еще вернёмся, но чуть позже. Пока что я хочу вам показать уютные дворики Старой Риги -- Конвента сета и Яна сета. Начнём с того, что вот она, церковь св. Иоанна, расположенная с северо-восточной стороны от памятника Бременским музыкантам.
Портал главного входа
Церковная башня и алтарная апсида (вид с улицы Аудею).
А вот теперь пойдём на прогулку. Но для начала, чтобы к этому уже не возвращаться. допишу о памятнике Бременским музыкантам, а там -- куда глаза глядят!..
Памятник представляет собой скульптурную композицию из Бременских музыкантов, состоящую из четырёх животных — персонажей народной сказки, известной в пересказе братьев Гримм. Бременские музыканты изображены в тот момент развития сюжета, когда они заглядывают в окно к лесным разбойникам. Шутливая интерпретация символической концепции памятника гласит, что он представляет собой олицетворение окончания Холодной войны и объединение двух блоков.
Существует поверье, согласно которому, если потереть нос осла и загадать желание, оно обязательно сбудется. Есть возможность реализовать ещё три желания, потерев носы других животных. Самое сокровенное желание исполняет петух, дотянуться до которого сложнее всего. По другой версии, каждое следующее животное увеличивает шансы на исполнение одного заветного желания.
И, загадав желание (и не одно) идём гулятьпо уютным дворикам Старой Риги -- Конвента сета и Яна сета. Это -- небольшие дворики, расположенные в самом сердце Старого Города, за Собором Святого Петра, между улицами Скарню и Калею. Оба дворика являются памятниками архитектуры и основными достопримечательностями Старого Города.
Эти два очаровательных дворика находятся рядом друг с другом так, что из одного можно пройти в другой. Разделяет их невысокая стена с арочными воротами.
Ворота эти установлены неспроста. Дело в том, что двор конвента имеет всего четыре входа и выхода соответственно, каждый из которых имеет ворота, которые порой закрываются на ночь.
Двор Конвента сета в Риге
Двор конвента сета (Konventa seta) по размерам в несколько раз превосходит двора Яна сета. Он является памятником архитектуры XIV-XVIII веков.
Центральный вход во двор конвента расположен прямо напротив памятника бременским музыкантам, что за Собором Святого Петра.
Зайдя в эти ворота, оказываешься на небольшой площади, окруженной невысокими зданиями. Здесь находится Рижский музей фарфора.
Внутри двор конвента довольно ухоженный, тихий и уютный, имеет две узенькие улочки, вдоль которых располагаются невысокие строения. Среди этих зданий одноименный отель Konventa Seta hotel, сувенирные лавки и кафе-бар Рига Блэк Мэджик (Riga Black Magic) имеющий уникальное оформление и атмосферу волшебства.
Бар Riga Black Magic небольшой, в нем подают кофе, чай, различные конфеты, пирожное, торты, Рижские бальзамы всех сортов и мастей, а также делают множество различных напитков на основе знаменитого Balsam Rigas Black (черного рижского бальзама). В баре можно продегустировать каждый бальзам и если понравится купить бутылочку - другую. Цены на бальзамы в бутылках дороже, чем на те же бальзамы в магазинах Риги. Если вас будут заверять что это единственные натуральные бальзамы в городе, а в магазинах бывают подделки, не верьте, это просто уловка, бальзамы что в этом баре что в супермаркетах или на рынке абсолютно идентичны, завозят их с одного завода. (В скобках от себя добавлю6 да, может быть. и так -- во всём городе бальзамы одинаковы! Но какая разница между напитком, купленным в Старом Городе и где-то на окраине! Просто для себя, для памяти привезти домой бутылочку бальзама, купленного в Старом Городе, а то и там попить, -- и потом, через много лет вспоминать, что такое было -- ведь это же блаженство неземное!)
Двор конвента сета имеет богатую историю. За время своего существования на его территории что только не находилось. Первоначально во дворе конвента были владения Ордена меченосцев, после госпиталь Святого Духа, а начиная с 1488 года это место принадлежало монахам-терциариям, т.е. монахам Третьих орденов. Третьи ордена предназначались для людей, желающих принять на себя обеты и жить в соответствии с духовностью ордена, но не покидать мир.
Двор Яна сета в Риге
Двор Яна сета, также его называют Ана сета (Jaņa seta) с латышского языка дословно переводится как Иоанново подворье, поскольку примыкает к рижской лютеранской церкви Святого Иоанна, по имени которой двор и получил своё название.
Двор Яна является одной из основных достопримечательностей Старого города в Риге и культурно-рекреационным объектом. Это бывшее подворье доминиканского монастыря.
По своим размерам подворье Яна небольшое, намного меньше двора Конвента. Имеет два входа, не считая проход, соединяющий его со двором Конвента.
В этом подворье расположено несколько зданий, в одном из которых находится кафе.
Во дворике Яна сета некогда жил основатель Риги епископ Альберт, двор и его строения служили ему резиденцией. На входе, со стороны улицы Калею, можно увидеть старый герб Риги, а во дворе сохранившийся фрагмент средневековой крепостной стены.
В настоящее время Яна сета больше служит проходной площадью, соединяющей улицы Скарню (Мясная) и Калею (Кузнечная). Вот так можно пройтись по этому, на первый взгляд, неприметному дворику и не заметить ничего особенного. Да в принципе так оно и есть, знаменит двор только своей историей, а кто её не знает, тот вряд ли задержится в этом месте. А если и задержится, то только в летний сезон, и то потому, что в это время года во дворе располагается ежегодный традиционный пивной садик.
Но всё-таки мы тут задержимся и сходим с вами или в кафе на Яна сета, или в бар Рига Блэк Мэджик (посмотрим), потому что не знаю, как вас, а меня уже после продолжительного экскурса не держат ноги и хочется чего-нибудь куснуть -- желательно, настоящего, латышского...
Подробно с народной кухней я надеюсь познакомить вас завтра, благо, мы еще походим по этим местам и посетим музей фарфора. А сейчас просто перекусим тем, что Бог послал и просто отдохнём немножко. Вот наш "Рига Блэк Мэджик".
И как же тут уютно, кто бы знал! А уж ароматы...) Прибалтийская кухня славится изысканными блюдами, поэтому ей будет даже посвящен отдельный пост. Вот посмотрите! На мой взгляд, вкусно!..
Как говорят мои друзья, всё, больше нет!) А если серьёзно -- до следующей встречи в инете!