Одна из самых титулованных актрис в истории кинематографа, абсолютная суперзвезда и королева перевоплощений. Она доказала, что даже в Голливуде главное не внешность, а талант и упорство. Легендарная Мэрил Стрип.
Гадкий утёнок
Мэри Луиза Стрип родилась в семье служащего фармацевтической компании и художницы-оформительницы. Она была относительно поздним ребёнком и старшей из троих детей.
Актриса говорит, что получила скромное воспитание в воскресной школе, но всегда была громкой и общительной. В классе она на радость сверстникам пародировала учителей, а дома любила покрасоваться перед фотокамерой.
При этом Стрип никогда не считала себя особенно красивой и с детства боролась с застенчивостью. «Я была безобразным ребёнком с большим ртом», – вспоминает актриса. Можно предположить, что именно из этой изначальной внутренней неуверенности в себе и выросла страсть Мэри к сцене и перевоплощениям. Актерство позволяло ей преодолеть собственные страхи и найти своё место в окружающем мире.
Одну из первых значительных метаморфоз актриса осуществила в 15 лет. «Я была гадким утёнком – у меня были тёмные волосы, я носила очки и имела неправильный прикус, из-за чего я носила брекеты», – вспоминала Стрип.
И вот в очередной раз взглянув в зеркало, Мэри решила, что пора превращаться в лебедя. Она перекрасилась в блондинку, сменила очки на контактные линзы, со временем сняла скобы с зубов, но главное – поверила, что сможет сыграть роль школьной красавицы. И у неё в самом деле получилось. Мэри преобразилась не только в своих глазах, и по одной из версий её биографии даже была выбрана королевой выпускного бала.
Впрочем, Стрип признаётся, что и до сих пор не до конца справилась со своими комплексами, а в молодости мириться с ними было ещё сложнее. Спасает актёрский талант и юмор. Вот, например, как она рассказывает об одном из первых кастингов в своей кинокарьере: «Не забуду, как пришла на прослушивание роли, которую получила в результате Джессика Лэнг, — в «Кинг-Конге». Сидит продюсер Дино Де Лаурентис со своим сыном и при виде меня начинает с ним по-итальянски разговаривать. А я учила итальянский. И слышу: «Зачем ты мне прислал этого поросенка? Эта женщина, она так уродлива!» (Смеется.) Ну а я неожиданно для него говорю по-итальянски: «Извините, что так вас разочаровала».
Однако в отсутствии слишком яркой и безоговорочно красивой внешности Мэрил Стрип всегда старалась видеть скорее плюсы. Она уверена, что красота может быть не только благом для актрисы, но и настоящим проклятием. «Мне жаль тех актрис, которые строят карьеру на собственной красоте. Это самый худший вариант развития событий. Ведь известно точно, что красота не вечна, и ваша профессия вряд ли преподнесет вам подарок к старости», – замечает Стрип.
Свою карьеру она никогда не строила на внешности, и собственным примером доказала, что главное для актёра – талант. Ведь она сама, далёкая от жёстких и безжалостных голливудских стандартов, стала одним из символов этого самого Голливуда. Но Мэрил считает, что не только актрисы преувеличивают значение внешности: «Мы, женщины, часто ошибочно думаем, что для того, чтобы быть любимой, достойной любви, нужно быть красавицей. И готовы для этого на все. Даже яд проглотить», – иронично замечает Стрип.
Несостоявшаяся оперная дива
К лицедейству и сцене Мэрил Стрип тянуло с раннего детства. Но первые минуты славы в её жизни были связаны не с театром, а с музыкой. В 12 лет она спела на школьном рождественском вечере. И так удивила всех – и слушателей, и родителей, и свою учительницу музыки, что вскоре в её жизни появилась студия оперного пения.
Оказалось, что Мэрил обладает совершенно прекрасным голосом. Какое-то время она всерьёз хотела стать оперной певицей, и наличие таланта было очевидным. Но проучившись 4 года в оперной студии, Стрип в конечном итоге бросила её и выбрала театр.
Одной из причин стала застенчивость. Актриса признаётся, что и сегодня, несмотря на мировую славу и все свои «Оскары», остаётся очень застенчивым человеком. «Во время публичных выступлений, а тем более на сцене, начинаю ужасно нервничать, мой голос становится тоненьким, писклявым и тихим, как у мышки. Я превращаюсь в беспомощную двенадцатилетнюю девочку. Помню, как в восьмом классе мне нужно было спеть на школьном вечере. Никогда не забуду, как тряслись мои губы. И эта фобия – страх перед сценой и публикой – жива во мне до сих пор. Когда я кого-нибудь играю, то не боюсь ничего. А вот когда я сама за себя… Меня часто просят: «Мэрил, спой на нашем благотворительном вечере». И я всегда отвечаю: «Нет, нет и нет», – рассказывает актриса в одном из своих интервью.
Кроме страха перед публикой была и другая причина. Со временем Мэрил поняла, что оперное пение – не совсем то дело, которое её по-настоящему вдохновляет: «Я пела что-то такое, чего не понимала и не чувствовала до конца. И в этом был важный урок – не делать так, всегда искать то, что я могу прочувствовать и пропустить через себя».
Бакалавр искусств
После школы Мэрил поступила в колледж Вассар, где получила диплом бакалавра искусств со специализацией по драме. Именно в студенческие годы окончательно оформилось желание Стрип стать актрисой. К моменту поступления в колледж она уже имела довольно богатый сценический опыт благодаря постоянному участию в школьной театральной самодеятельности.
Но поворотным моментом биографы называют роль Мэрил в студенческой постановке по пьесе Стриндберга «Фрёкен Юлия». Этой работой Стрип привлекла к себе внимание всего университетского кампуса, после чего всерьёз нацелилась на актёрскую карьеру. Уже в колледже она показала удивительную способность сходу запоминать и имитировать различные акценты, чувствовать характеры и сюжетную линию.
Окончив Вассар, Стрип поступила в знаменитую Йельскую школу драмы, где продолжила постигать драматическое искусство и совершенствоваться как актриса в студенческих постановках. Чтобы оплачивать обучение, она подрабатывала официанткой и стенографисткой. При этом ежегодно появлялась не менее чем в 10 новых постановках и едва не заработала себе язву. Получив диплом Йельского университета, актриса отправилась покорять театральную сцену Нью-Йорка.
Театральная сенсация
Мэрил Стрип открыто признаётся, что в молодости считала свою внешность неподходящей для кино. Но она не слишком из-за этого переживала и всегда видела себя, прежде всего, театральной актрисой.
Переехав в Нью-Йорк, она сразу же сыграла роль в одном из спектаклей известного продюсера Джозефа Паппа, а получив отличные отзывы зрителей и критиков, стала постоянно появляться в постановках для Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля, который организовал тот же Папп. В общем, начала весьма успешную театральную карьеру.
За роль в спектакле по пьесе Теннесси Уильямса «Двадцать семь вагонов хлопка» Стрип получила номинацию на самую престижную театральную награду – премию «Тони». Вскоре в её жизни началась эпоха кино, однако по своим методам работы Мэрил Стрип во многом так и осталась театральной актрисой. И, возможно, именно в этом причина её успеха.
Глубина и проработка роли, талант к перевоплощению – всё это Мэрил оттачивала на театральной сцене, придя в кинематограф уже полностью состоявшейся актрисой. Неслучайно после первого громкого триумфа Стрип на экране – в драме «Охотник на оленей» – критик «Нью-Йорк Таймс» писал: «Мэрил Стрип, давно признанная за её перевоплощения на сцене нью-йоркских театров, показала сокрушительную актёрскую игру …».
Сама же Стрип изначально относилась к кино с большим скепсисом: «Я не представляла себе, что сделаю карьеру в кино. Во-первых, я считала себя недостаточно красивой, чтобы стать кинозвездой. Мне казалось, что в кино мне будут предлагать только роли уродин! А во-вторых, киношные методы работы казались мне оскорбительными», – признаётся актриса в одном из интервью.
Но в конечном итоге Мэрил Стрип удалось соединить глубину и серьёзность театральной актерской игры с живостью и безусловностью киношного изображения. А среди её многочисленных премий есть и российская награда «Верю!» имени Константина Станиславского. Получая приз, актриса сказала, что метод Станиславского всегда имел огромное значение для её работы.
Кинозвезда 80-х
Карьера Мэрил Стрип в кино началась почти случайно и целиком вышла из той известности, которую она получила в театральном мире. Правда, первое появление на экране оказалось не слишком успешным.
И без того небольшая эпизодическая работа Стрип в картине «Джулия» (с Джейн Фондой в главной роли) была в конечном варианте фильма урезана до минимума. Впечатления от съемок у актрисы остались не самые приятные.
Однако она согласилась на роль второго плана в фильме «Охотник на оленей», куда её посоветовал пригласить режиссеру Роберт Де Ниро. «Роберт знал меня как театральную актрису. Он предложил Чимино посмотреть меня для фильма «Охотник на оленей», а тот сказал: раз актрису рекомендует Де Ниро, значит, ее можно брать не раздумывая», – вспоминает Мэрил.
Сама же она позднее признавалась, что приняла участие в съемках прежде всего по той причине, что в картине снимался её возлюбленный Джон Казале. Незадолго до запуска фильма в производство выяснилось, что Казале болен раком лёгкого. Болезнь быстро прогрессировала, и Мэрил хотела как можно больше быть рядом с Джоном.
«Охотник на оленей» вышел на экраны в 1978 году и принёс Стрип первые номинации – на «Оскар» и «Золотой глобус». В том же году актриса снялась в мини-сериале «Холокост», за что получила свою первую премию «Эмми» как лучшая актриса. В следующем году Стрип появилась в небольшой, но очень яркой роли в фильме Вуди Аллена «Манхэттен», а также сыграла в социальной драме «Крамер против Крамера». Этот фильм был отмечен первым «Оскаром» в карьере актрисы.
С конца 70-х по конец 80-х длился «классический» период в творчестве Мэрил Стрип. Именно в это десятилетие она получила статус настоящей суперзвезды, чьё участие означает беспроигрышный успех для любой картины. Всё это, конечно, получало выражение и в премиях.
За фильм «Женщина французского лейтенанта» Стрип получила свою первую премию BAFTA, второй «Золотой глобус» и третью номинацию на «Оскар». А за фильм «Выбор Софи» (1982 год) вторую статуэтку «Оскара» и уже третий «Золотой глобус». К концу 80-х Стрип была одной из самых титулованных актрис в американском кино. И не будет большой натяжкой назвать эту эпоху в истории Голливуда эпохой Мэрил Стрип.
Режиссеры мечтали, чтобы она снялась в их фильмах, а актёры нередко были готовы на любую роль – лишь бы работать вместе с Мэрил Стрип. Кинокритики называли Стрип самой гениальной актрисой её поколения, «выдающей одну великолепную актёрскую игру за другой».
Такой творческий подъем отчасти сгладился в следующее десятилетие. 90-е принято считать не самым успешным периодом в карьере Стрип. Она снялась в нескольких фильмах подряд, которые явно уступали её предыдущим работам. Комедия «Дьяволица», фильмы «Защищая твою жизнь», «Смерть ей к лицу», «Дом духов», «Дикая река» – на фоне героических 80-х всё это казалось поверхностным и несерьезным для актрисы такого уровня.
Однако несмотря на очевидные неудачи в выборе картин, Стрип всегда показывала высочайшее качество актерской игры. И стойко выдержав относительно «чёрную полосу» (многие актёры позавидовали бы и этому), Мэрил вошла в 2000-е в статусе абсолютной легенды Голливуда.
«Железная леди»
Самыми яркими работами Стрип в 2000-е стали её роли в фильмах «Адаптация», «Часы», «Дьявол носит Prada», «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», мини-сериале «Ангелы в Америке». Эти работы не только принесли актрисе новые премии и номинации – несколько «Золотых глобусов», «Эмми» и прочие, но и в очередной раз показали, насколько пластична Стрип как актриса.
В её послужном списке как серьёзные драматические роли, так и характерные работы для легких мелодрам и кинокомедий. И в любом качестве Стрип выглядит великолепно. За десятилетия карьеры она показала себя одной из немногих актрис без какого-либо амплуа. Мэрил может сыграть всё что угодно. Она заслуженно носит негласное звание «королевы перевоплощений» и живой легенды Голливуда.
Роберт де Ниро называет её «по-настоящему особенным человеком и великой актрисой». Джек Николсон однажды сказал, что Стрип кажется ему «настолько идеальной, что она может превратиться в священную корову». А Клинт Иствуд, у которого Мэрил снималась в фильме «Мосты округа Мэдисон», и вовсе называет Стрип «величайшей актрисой в мире».
В 2011 году за роль Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» Мэрил Стрип получила свою третью премию «Оскар» и кучу премий поменьше в довесок.
Сегодня Мэрил Стрип не только общепризнанная суперзвезда, но и одна из самых титулованных актрис. Всего на её счету 3 премии «Оскар», 2 премии «Эмми», 8 «Золотых глобусов», 2 премии BAFTA и множество других наград. Кроме того, актриса – абсолютный рекордсмен по номинациям на «Оскар» (19 номинаций) и «Золотой глобус» (29 номинаций) – никто ещё не выдвигался на эти премии чаще, чем Мэрил Стрип.
В 2011 году за роль Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» Мэрил Стрип получила свою третью премию «Оскар» и кучу премий поменьше в довесок.
Сегодня Мэрил Стрип не только общепризнанная суперзвезда, но и одна из самых титулованных актрис. Всего на её счету 3 премии «Оскар», 2 премии «Эмми», 8 «Золотых глобусов», 2 премии BAFTA и множество других наград. Кроме того, актриса – абсолютный рекордсмен по номинациям на «Оскар» (19 номинаций) и «Золотой глобус» (29 номинаций) – никто ещё не выдвигался на эти премии чаще, чем Мэрил Стрип.
Жена и мать
Мэрил Стрип уже 38 лет замужем за скульптором Доном Гаммером. Она мать четверых детей и не раз подчеркивала, что на первом месте для неё стоит семья: «Став мамой, я поняла, что семья для меня – самое главное в жизни. Мне поступает огромное количество предложений по работе, но я соглашаюсь не более чем на два проекта в год. Основное мое условие – постоянное присутствие семьи рядом. Все остальное время я наслаждаюсь ролью матери и жены… Моя абсолютная роскошь – это быть дома. Может быть, мои взрослые дочки и были бы рады, если бы я почаще оставляла их одних, но от меня не так-то легко отделаться!»
Для голливудской актрисы у Мэрил Стрип, пожалуй, чересчур «скучная» личная жизнь. Никаких скандалов, измен, домашнего насилия и дележа имущества. Даже ни одного развода – что сегодня совсем уж кажется странным.
Однако в истории её личной жизни есть больше, чем весь тот унылый бессмысленный мусор, который с животной радостью подбирает желтая пресса. Любовь, смерть, трагедия. «Я вышла замуж, чтобы заглушить боль от ухода любимого», – признавалась актриса в одном из своих интервью.
Любимый – актёр Джон Казале, с которым Стрип познакомилась ещё во время работы в театрах. Он был старше её на 13 лет, женат и смертельно болен.
Мэрил помолвилась с Джоном за два года до его смерти. И всё это время провела рядом, изо всех сил пытаясь скрасить последние дни возлюбленного. После смерти Казале актриса была опустошена и раздавлена. Во многом эта пустота, оставшаяся после ухода жениха, и стала причиной, по которой уже через 6 месяцев после его смерти Мэрил согласилась выйти замуж за Гаммера.
«Дон был послан мне небесами. Это самый роскошный подарок от жизни, который я когда-либо получала», – говорит актриса сегодня. Брак оказался счастливым, а Стрип отлично справилась с одной из главных ролей в своей жизни – жены и матери.
источник